г. Москва
25 октября 2011 г. |
Дело N А41-9782/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - Администрации городского поселения Щелково Московской области (ИНН: 5050053857, ОГРН: 1055014141401): Яковлева Л.И., представитель по доверенности N 73/1.1-10 от 19.09.2011 г.; Метельский В.М., представитель по доверенности N 12 от 13.01.2011 г.; Требникова З.А., представитель по доверенности N 37/1.1-10 от 13.05.11 г.,
от ответчика - ООО "Альянс-Сервис" (ИНН: 5052018079, ОГРН: 1075050006734): Скловский К.И., представитель по доверенности от 17.08.2011 г.; Карабанов А.В., представитель по доверенности от 04.04.2011 г.; Алексеев О.И., представитель по доверенности от 04.04.2011 г.; Кривошеева И.С., представитель по доверенности от 04.4.2011 г.; Гавричков О.В., представитель по доверенности от 08.08.2011 г.;
от третьего лица - Администрации Щелковского муниципального района Московской области (ИНН: 5050002154, ОГРН: 1035010204745): Мясова С.А., представитель по доверенности N 4-юр от 02.05.2011 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2011 года по делу N А41-9782/11, принятое судьей Богатыревой Г.И.,
по иску Администрации городского поселения Щелково Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" с участием в качестве третьего лица Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта самовольной постройкой и его сносе,
и встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" к Администрации городского поселения Щелково Московской области с участием в качестве третьего лица Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского поселения Щелково Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" (далее - ООО "Альянс-Сервис") о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке площадью 16 600 кв.м. с кадастровым номером 50:14:050301:365 по адресу: Московская область, г.Щелково, IV микрорайон "Солнечный", самовольной постройкой и ее сносе (том 1 л.д.5-8).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Щелковского муниципального района Московской области (том 1 л.д.4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2011 года объединены производства по настоящему спору и спору по арбитражному делу N А41-13763/11, возбужденному по заявлению ООО "Альянс-Сервис" к Администрации городского поселения Щелково Московской области о признании незаконным отказа органа местного самоуправления выдать разрешение на строительство многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автозапчасти" 1 очереди строительства - здание "Технического центра по диагностике", оформленного письмом N 687-с от 30.03.2011 г.; о признании незаконным отказа органа местного самоуправления выдать разрешение на строительство многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автозапчасти" 2 очереди строительства - здание "Автосервис с магазином "Автозапчасти", оформленного письмом N 686-с от 30.03.2011 г.; обязании Администрации городского поселения Щелково Московской области в десятидневный срок с момента принятия решения суда выдать разрешение на строительство многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автрозапчасти" 1 очереди строительства - здание "Технического центра по диагностике"; обязании Администрации городского поселения Щелково Московской области в десятидневный срок с момента принятия решения суда выдать разрешение на строительство многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автрозапчасти" 2 очереди строительства - здание "Автосервис с магазином "Автозапчасти" (том 3 л.д.60).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2011 года первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано (том 7 л.д.139-149).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Альянс-Сервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 8 л.д.12-31).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных требований ООО "Альянс-Сервис".
Представители Администрации городского поселения Щелково Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель Администрации Щелковского муниципального района Московской области поддержал доводы заявителя апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2009 г. N 16-1048/09, заключенного между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" сроком на 3 года на основании постановления Главы Щелковского района от 25.12.2009 г. N 3893 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" земельного участка в г. Щелково, IV микрорайон "Солнечный" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 16 600 кв. м. с кадастровым номером 50:14:050303:365, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково IV микрорайон "Солнечный" (земли населенных пунктов) для размещения (строительства) многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином автозапчастей.
Впоследствии соглашением сторон от 07.07.2011 г. и в соответствии с постановлением Главы Щелковского муниципального района Московской области срок аренды продлен на 10 лет.
На предоставленном органом местного самоуправления земельном участке ООО "Альянс-Сервис" был возведен объект - многофункциональный технический центр по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автозапчасти".
В связи с тем, что на момент начала строительства соответствующее разрешение застройщиком получено не было, ООО "Альянс-Сервис" 16.02.2011 г. обратилось в Администрацию городского поселения Щелково Московской области с заявлением о получении разрешения на строительство (том 2 л.д.7-10).
Письмами исх. N 686-с и N 687-с от 30.03.2011 г. Администрация городского поселения Щелково Московской области отказала в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на несоответствие представленных обществом документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При этом орган местного самоуправления указал, что место размещения здания (по площади и конфигурации) на проектной документации не соответствует месту допустимого размещения зданий, строений и сооружений, указанному в строительном плане земельного участка RU50510105-GPU021410, утвержденном распоряжением заместителя Главы Администрации Щелковского муниципального района от 26.11.2010 N711-р. Также сослался на отсутствие в представленной ООО "Альянс - Сервис" проектной документации в части обоснования решений по инженерной территории и объекта капитального строительства от последствий геологических весов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод, описания организации рельефа вертикальной планировкой, в том числе организации откоса; на отсутствие описания мероприятий и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, разработанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки документации в части противодействия террористическим актам". При этом отметил, что проектные решения поэтажных планов здания не соответствуют разрезам 2-2; 3-3 и фасадам; в сводном плане сетей инженерно-технического обеспечения отсутствуют локальные очистные сооружения, указанные в пояснительной записке. Указал на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок под строительство внеплощадочной сети канализации, так как точка подключения сети канализации объекта к существующим сетям находится за пределами земельного участка, предоставленного для строительства. Отметил, что в представленных материалах проектной документации не точно указаны технико-экономические показатели по объекту, а также в гарантийной записи главного архитектора проекта отсутствует заверение о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами в том числе, устанавливающими требования безопасного использования прилегающих к ним территорий, в представленном градостроительном плане земельного участка RU50510105-GPU021410 отсутствуют указания на обременения, отраженные в кадастровом паспорте земельного кадастровым номером 50:14:050303:365 (том 2 л.д.26-27, 28-29).
Полагая, отказ в выдаче разрешения, выраженный в письмах исх. N 686-с и N 687-с от 30.03.2011 г. недействительным, ООО "Альянс-Сервис" обратилось в суд с иском в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрацией городского поселения Щелково Московской области в свою очередь заявлены требования о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке площадью 16 600 кв.м. с кадастровым номером 50:14:050301:365 по адресу: Московская область, г.Щелково, IV микрорайон "Солнечный", самовольной постройкой и ее сносе.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета и оснований заявленных по настоящему делу первоначального и встречного исков, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска и наличии оснований для удовлетворения иска первоначального.
Арбитражный апелляционный суд полагает данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В письмах Администрации городского поселения Щелково Московской области N N 686-с и 687-с от 30.03.2011 года содержится сообщение о причинах отказа в выдаче ООО "Альянс-Сервис" разрешения на строительство 1 и 2 очереди строительства многофункционального технического центра по диагностике и обслуживанию автомобилей с магазином "Автозапчасти" (том 2 л.д.26-27, 28-29).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Из части 2 статьи 51 Кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с
обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована частью 11 статьи 51 Кодекса и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Кодекса).
В частности, по смыслу указанных норм при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются не только доказательства наличия права на земельный участок, но и доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации.
В соответствии с подпунктом "Т" пункта 10 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, пояснительная записка должна содержать заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено обстоятельство представленная ООО "Альянс-Сервис" документации, не содержащей заверений главного архитектора проекта о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Кроме того, к числу обязательных документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, относится градостроительный план земельного участка.
В соответствии с нормами статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе, внесение изменений в такие планы утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что представленный ООО "Альянс-Сервис" градостроительный план земельного участка утвержден не представительным органом самоуправления поселения, а распоряжением заместителя Главы Администрации Щелковского муниципального района N 711-р от 26.11.2010 г. (том 5 л.д.79).
Одновременно, в соответствии с генеральным планом г. Щелково, утвержденным решением Совета депутатов Щелковского района N 267/50 от 27.04.2004 г. на земельном участке с кадастровым номером 50:14:050303:365 планируется размещение среднего специального учебного заведения, а также зеленые насаждения, что подтверждается материалами дела, в том числе, письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области N 3-55/966 от 20 сентября 2010 года (том 5 л.д.69).
Изменений в генеральный план городского поселения Щелково в установленном законом порядке внесено не было.
При изложенных обстоятельствах, требование ООО "Альянс-Сервис" о признании недействительными отказов в выдаче разрешения на строительство судом первой инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения.
Относительно выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований о признании объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке площадью 16 600 кв.м. с кадастровым номером 50:14:050301:365 по адресу: Московская область, г.Щелково, IV микрорайон "Солнечный", самовольной постройкой и ее сносе, арбитражный апелляционный суд также полагает правильными выводы Арбитражного суда Московской области.
Выводы апелляционного суда основаны на следующем.
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (пункты 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 22, 23, 29, 46 и 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
По смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
Судом первой инстанции установлено и ООО "Альянс-Сервис" не оспаривается, что спорный объект капитального строительства создан без получения необходимых разрешений на строительство, получение которых предусмотрено Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Арбитражным апелляционным судом также принято во внимание обстоятельство выхода объекта капитального строительства, расположенный на земельном участке площадью 16 600 кв.м. с кадастровым номером 50:14:050301:365 по адресу: Московская область, г.Щелково, IV микрорайон "Солнечный" за пределы границ, утвержденных проектом планировки территории по размещению объекта.
Принимая во внимание, что в выдаче разрешения на строительство ООО "Альянс-Сервис" органом местного самоуправления отказано и одной из причин отказа послужило то, что на спорном земельном участке согласно генеральному плану г.Щелково Московской области, планируется размещение среднего специального учебного заведения и зеленых насаждений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для сноса спорного объекта как самовольной постройки.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2011 года по делу N А41-9782/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9782/2011
Истец: Администрация городского поселения Щелково, ООО "Альянс-сервис"
Ответчик: ООО "Альянс-сервис"
Третье лицо: Администрация Щёлковского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского района, Администрация г. Щелково.
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10296/12
31.10.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-9782/11
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13137/11
25.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6754/11