город Омск
27 октября 2011 г. |
Дело N А46-8561/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7226/2011) общества с ограниченной ответственностью "Теплично - парниковый комбинат "Агрокультура" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2011 по делу N А46-8561/2011 (судья Глазков О.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплично - парниковый комбинат "Агрокультура" (ОГРН 1035553001990) (далее - ООО ТПК "Агрокультура", общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.06.2011, вынесенного по делу N 197/164-11, признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 22.06.2011, вынесенного по делу N 197/164-11,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ТПК "Агрокультура" - Богатовой Т.В. (паспорт, по доверенности б/н от 15.06.2011 сроком действия на три года);
от Управления Росреестра по Омской области - Джурмий Е.А. (удостоверение, по доверенности N 255 от 30.12.2010 сроком действия по 31.12.2011),
установил:
Решением от 19.08.2011 по делу N А46-8561/2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований ООО "ТПК "Агрокультура" к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.06.2011, вынесенного по делу N 197/164-11, признании недействительным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 22.06.2011, вынесенного по делу N 197/164-1.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
В апелляционной жалобе и дополнениях заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на отсутствие события административного правонарушения. По мнению общества, субъектом правонарушения является ООО "Омский привоз", так как он предал заявителю спорный контейнер в аренду, при этом ООО "ТПК "Агрокультура" предприняло все меры по соблюдению законодательства.
В судебном заседании представитель ООО "ТПК "Агрокультура" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска совместно с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска проведена проверка по факту использования земельного участка с разрешенным использованием - земли общего пользования, расположенного в Центральном административном округе города Омска, в ходе которой было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1070, площадью 34454 кв.м. с видом разрешенного использования - земли общего пользования, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Омск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2009 серия 55 АГ N 12648. Часть земельного участка, общей площадью 19,4 кв.м., расположенная в Центральном административном округе города Омска, относительно почтового адреса: ул. Б.Луговая, 3, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1070 не сформирована, на кадастровый учет не поставлена. Фактически указанный участок используется ООО "ТПК "Агрокультура", для размещения помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже (склад), площадью 14,4 кв.м., а также для размещения объекта нестационарной торговли, площадью 5 кв.м. (место N 11 Б). Названный земельный участок используется ООО "ТПК "Агрокультура", на основании договора аренды части территории рынка от 01.01.2011 N 0-04-ОП-01.11/059, заключенного с управляющей сельскохозяйственным рынком компанией ООО "Омский привоз". Использование земельного участка ООО "ТПК "Агрокультура" осуществляется без правоустанавливающих документов, поскольку собственник земельного участка - муниципальное образование город Омск, согласие на его использование не давало, договор аренды не заключало.
По результатам данной проверки составлен акт обследования земельного участка от 05.05.2011 N 163-с. И.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска 30.05.2011 принято постановление о возбуждении в отношении ООО "ТПК "Агрокультура" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1. КоАП РФ.
Означенное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Росреестра по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства.
По результатам рассмотрения материалов, представленных прокуратурой Центрального административного округа г. Омска, 22.06.2011 Управлением Росреестра по Омской области вынесено постановление N 197/164-11 о назначении ООО "ТПК "Агрокультура" административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ и выдано предписание N 197/164-11 об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 24.08.2011.
Не согласившись с означенными постановлением и предписанием, полагая, что они не соответствуют закону, нарушают его права и интересы, ООО "ТПК "Агрокультура" обратилось в арбитражный суд
19.08.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний, а именно: самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
На основании части 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения Арбитражными судами земельного законодательства" (пункт 2) разъяснил, что в соответствии с толкованием понятия "самовольное занятие земель", данным в приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Министерства от 25.05.1994 N 160, самовольным занятием земель является пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. К самовольному занятию, в частности, отнесено пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и верно установлено судом первой иснтаници, что в ходе проведенной Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска совместно с Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1070, площадью 34454 кв.м. с видом разрешенного использования - земли общего пользования, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Омск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2009 серия 55 АГ N 12648. Часть земельного участка, общей площадью 19,4 кв.м., расположенная в Центральном административном округе города Омска, относительно почтового адреса: ул. Б.Луговая, 3, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1070 не сформирована, на кадастровый учет не поставлена. Фактически указанный участок используется ООО "ТПК "Агрокультура" для размещения помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже (склад), площадью 14,4 кв.м., а также для размещения объекта нестационарной торговли, площадью 5 кв.м. (место N 11 Б). Названный земельный участок используется ООО "ТПК "Агрокультура" на основании договора аренды части территории рынка от 01.01.2011 N 0-04-ОП-01.11/059, заключенного с управляющей сельскохозяйственным рынком компанией ООО "Омский привоз". Использование земельного участка ООО "ТПК "Агрокультура" осуществляется без правоустанавливающих документов, поскольку собственник земельного участка - муниципальное образование город Омск, согласие на его использование не давало, договор аренды не заключало.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом обследования земельного участка от 05.05.2011 N 463-с и приложенными к нему схемой и фотоматериалами, свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2009 серия 55 АГ N 12648, постановлением и.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска от 30.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что субъектом данного административного правонарушения выступает ООО "Омский привоз", поскольку фабула статьи 7.1 КоАП РФ четко указывает на субъекта - "_использование земельного участка_", в данном случае именно заявитель осуществлял деятельность на спорном участке.
Материалами дела подтверждено использование ООО "ТПК "Агрокультура" части земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1070, а также, что документов, дающих правовые основания для использования указанного земельного участка, обществом не представлено.
Названный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Омск, договор, предметом которого является указанный земельный участок вправе заключать только собственник данного участка или уполномоченное на то лицо, между тем заявитель не проявив должную осмотрительность посчитал возможным арендовать данный участок у ООО "Омский привоз", не обладающего правами по его предоставлению в аренду.
Таким образом, административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1. КоАП РФ.
Поскольку привлечение ООО "ТПК "Агрокультура" к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, а так же, что обществу назначено наказание в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.1. КоАП РФ, суд обоснованно не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления, а соответственно и предписания об устранении нарушения земельного законодательства, поскольку такое нарушение установлено, что повлекло отказ в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2011 г. по делу N А46-8561/2011 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплично - парниковый комбинат "Агрокультура" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8561/2011
Истец: ООО "Теплично - парниковый комбинат "Агрокультура"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области