Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года"
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года разработан в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также согласно Графику разработки в 2007 году проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 16 января 2007 г. N МФ-П13-133.
Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года осуществлено с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах на основе разработанных Минэкономразвития России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года по варианту 2 (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2007 г. N 4602-ФБ/Д03), приведенных в приложении 4 к пояснительной записке.
Согласно Методическим указаниям по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 годы в части показателей 2008 - 2009 годов и формированию проектировок федерального бюджета на 2010 год по субъектам бюджетного планирования (письмо Минфина России от 23.01.2007 N 02-02-14/111) расходы на выплату базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) определены в соответствии с уточненными индексами потребительских цен, а также с учетом доведения к 1 октября 2009 года размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.
Средние размеры пенсий для расчета расходов на пенсионное обеспечение на 2008 год и плановый период определены исходя из размеров пенсий по данным формы статистической отчетности 94 (пенсии)-краткая по состоянию на 1 января 2007 года и с учетом индексации, предусмотренной в 2007 году и запланированной на 2008 - 2010 годы.
В общем объеме средств на ежемесячные денежные выплаты учтены расходы, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В 2010 году в объеме трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, предусмотрены средства на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Доходы бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года сформированы в соответствии с действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом изменений согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ (увеличение с 2008 года отчислений на накопительную часть трудовой пенсии с 4 до 6%).
Расходы на пенсионное обеспечение и иные направления расходования средств бюджета Фонда в 2008 году и на плановый период до 2010 года определены в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, другими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование текущего дефицита по расходам на выплату страховой части трудовой пенсии предусмотрено за счет средств федерального бюджета.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год сформирован по доходам в сумме 2330,6 млрд. руб. (6,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу Минэкономразвития России в сумме 35000 млрд. руб.) и по расходам в сумме 2099,9 млрд. руб. (6,0% к объему ВВП).
Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2008 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. руб., в 2009 году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. руб., в 2010 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной составляющей предусмотрено за счет остатков средств бюджета Фонда в указанной части на начало 2008 года.
Источники финансирования внутреннего дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2008 год приведены в приложении 9, на 2009 год и на 2010 год в приложении 10 к проекту федерального закона.
Перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда на 2008 год и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2008 год и приведены в приложениях 1 и 2 к проекту федерального закона.
Структура расходов бюджета Фонда на 2008 год, на 2009 год и на 2010 год утверждается согласно приложениям 3 и 4 к проекту федерального закона.
Распределение межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также передаваемых из бюджета Фонда в бюджеты субъектов Российской Федерации утверждаются на 2008 год приложениями 5 и 7, на 2009 год и 2010 год - приложениями 6 и 8.
Изменение остатков средств пенсионных накоплений бюджета Фонда на 2008 год, на 2009 год и на 2010 год утверждается согласно приложениям 11 и 12 к проекту федерального закона.
Свод доходов и расходов бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года приведен в приложении 1 к пояснительной записке.
Основные характеристики
проекта бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года
(млрд. руб.)
2007 год Утверждено Федеральным законом от 19.12. 2006 N 236-ФЗ |
2008 год проект бюджета |
Плановый период | ||
2009 год | 2010 год | |||
Доходы, всего 1845,09 2330,63 2669,53 3179,76 по распределительной 1725,29 2107,20 2397,52 2857,59 составляющей бюджета по накопительной 119,80 223,43 272,01 322,18 составляющей бюджета Расходы, всего 1727,80 2099,89 2464,82 2877,79 по распределительной 1718,87 2079,62 2438,09 2841,06 составляющей бюджета по накопительной 8,93 20,27 26,73 36,73 составляющей бюджета Дефицит (-)/ 117,29 230,74 204,71 301,97 Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего по распределительной 6,42 27,58 - 40,57 16,53 составляющей бюджета по накопительной 110,87 203,16 245,28 285,44 составляющей бюджета Средства пенсионных 456,18 652,72 898,00 1183,45 накоплений на конец периода |
1. Расходы бюджета Фонда
Расходы бюджета Фонда на 2008 год запланированы в сумме 2099,9 млрд. руб., в том числе расходы на пенсионное обеспечение граждан с учетом затрат на дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан, включая затраты на доставку - 1780,3 млрд. руб. (или 84,8% от общих расходов), расходы на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемые за счет средств федерального бюджета - 251,7 млрд. руб. (или 12,0% от общих расходов).
1.1. Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Число получателей пенсий в 2008 году характеризуется следующими данными:
(тыс. чел.)
Отчет на 01.01.07 |
Прогноз | Среднего- довая числен- ность, принятая для расчета |
|||
на 01.01.08 |
на 01.01.09 |
прирост/ снижение за 2008 год |
|||
Всего пенсионеров в том числе: пенсионеров труда из них: получатели базовой части трудовой пенсии военные пенсионеры - получатели страховой части трудовой пенсии пенсионеров, получающих социальные пенсии пенсионеров - военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - получателей пенсии по случаю потери кормильца получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф |
38330,0 36060,6 36060,6 - 1971,8 72,1 225,5 |
39064,5 36642,3* 36165,7 476,6 2111,8 72,3 238,1 |
39342,6 36788,9 36310,4 478,5 2231,8 72,3 249,6 |
278,1 146,6 144,7 1,9 120,0 - 11,5 |
39192,3 36709,8 36232,3 477,5 2166,8 72,3 243,4 |
______________________________
* Для расчета бюджета на 2008 год и на период до 2010 года учтен рост числа получателей трудовых пенсий за счет военных пенсионеров в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О.
Средние размеры пенсий в 2008 году запланированы в следующих размерах:
(руб.)
Отчет на 01.01.07 |
Прогноз | Среднего- довой размер пенсии, принятый для расчета |
Соотно- шение с ПМП* |
|||
на 01.01.08 |
на 01.01.09 |
увеличение за 2008 год, руб. (%) |
||||
Всего пенсионеров из них: пенсионеров труда: с учетом сумм вторых пенсий без учета сумм вторых пенсий в том числе: базовая часть трудовой пенсии страховая часть трудовой пенсии страховая часть трудовой пенсии военным пенсионерам пенсионеров, получающих социальные пенсии пенсионеров- военнослужа- щих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - получателей пенсии по случаю потери кормильца |
2841,53 2894,84 2826,81 1166,21 1660,59 - 1878,86 2429,42 |
3284,38 3343,79 3269,24 1430,47 1838,77 458,23 2287,11 2963,52 |
3927,93 3997,58 3917,27 1762,60 2154,67 535,37 2804,50 3633,93 |
643,55 19,6% 653,79 19,6% 648,03 19,8% 332,13 23,2% 315,90 17,2% 77,14 16,8% 517,39 22,6% 670,41 22,6% |
3702,65 3772,61 3694,13 1598,98 2095,15 521,38 2559,29 3312,01 |
113,1% 115,3% 112,9% 48,9% 64,0% 15,9% 78,2% 101,2% |
______________________________
* Величина прожиточного минимума пенсионера на 2008 год по прогнозу Минэкономразвития России от 06.04.2007 N 4602-АБ/Д03 определена в размере 3273 рубля.
Динамика средних размеров назначенных месячных пенсий на плановый период (2009 - 2010 гг.) приведена в приложении 2 к пояснительной записке.
1.2. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на обязательное пенсионное страхование по предоставлению базовой и страховой частей трудовой пенсии"
Расходы на обязательное пенсионное страхование по предоставлению базовой и страховой частей трудовой пенсии определены в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом затрат на выплату второй пенсии (по старости, инвалидности) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также выплаты базовой и страховой части трудовой пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, Фонд осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4461-I "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу" и Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения. Финансирование выплаты пенсий за пределы Российской Федерации предусмотрено производить за счет источников, из которых осуществляются выплаты соответствующих пенсий (частей пенсий).
Параметры индексации на 2008 год и на период до 2010 года характеризуются следующими размерами:
Пенсия | 2008 год проект бюджета |
Плановый период | |
2009 год | 2010 год | ||
Базовая часть трудовой пенсии с 1 апреля - индексация по инфляции установление нового размера базовой части трудовой пенсии по старости в сумме (эквивалентность индексации, в %): с 1 августа с 1 октября Страховая часть трудовой пенсии с 1 февраля - индексация по росту ИПЦ с 1 апреля - дополнительное увеличение по росту доходов ПФР Справочно: ИПЦ, декабрь к декабрю, в % |
7,0% 1545 руб. (14,6%) 8,0% 7,5% 106 - 107 |
6,8% 1950 руб. (18,2%) 7,0% 6,0% 105,5 - 106,5 |
6,5% 6,8% 6,0% 105 - 106 |
В бюджете Фонда на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду, в 2008 году в сумме 707,7 млрд. руб., в 2009 году - 876,6 млрд. руб., в 2010 году - 1033,0 млрд. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Из указанных средств на выплату базовой части трудовой пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, предусмотрено в 2008 году 849,0 млн. руб., в 2009 году - 1130,8 млн. руб., в 2010 году 1322,9 млн. рублей. Расходы на выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, определены с учетом выплат за прошлые периоды, а также затрат на перевод пенсий за пределы Российской Федерации.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году запланированы в сумме 929,2 млрд. руб., в 2009 году - 1073,1 млрд. руб., в 2010 году - 1232,6 млрд. рублей.
Из них расходы на выплату страховой части трудовой пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в 2008 году запланированы в сумме 1057,9 млн. руб., в 2009 году - 1338,1 млн. руб., в 2010 году - 1481,9 млн. рублей.
В расходах на выплату страховой части трудовой пенсии предусмотрены затраты на увеличение пенсий в связи с перерасчетом с 1 июля страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии и корректировкой размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также учтены затраты, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О.
В пределах сумм, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, учтены затраты на реализацию Федерального закона от 24 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" на 2008 год в сумме 1,15 млрд. руб., на 2009 год - 1,31 млрд. руб., на 2010 год - 1,48 млрд. рублей.
Финансирование расходов на доставку производится за счет источников, из которых финансируется соответствующая часть пенсии в пределах общей суммы расходов.
1.3. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда
В бюджете Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2008 году и на период до 2010 года, в объемах 117,7 млрд. руб., 146,4 млрд. руб. и 163,0 млрд. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Расходы определены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и включают затраты на выплату второй пенсии по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ), по случаю потери кормильца родителям и вдовам погибших военнослужащих (с учетом расходов на выплату второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ), пенсий военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, пенсий по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, социальных пенсий, а также пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации (с учетом выплат за прошлые периоды, а также затрат на перевод пенсий за пределы Российской Федерации).
Затраты на выплату указанных пенсий на 2008 - 2010 годы определялись исходя из ожидаемой численности получателей пенсий, определенной с учетом прироста (снижения) согласно сложившейся динамике ее изменения. Финансирование расходов на доставку указанных пенсий производится за счет средств федерального бюджета в пределах общей суммы трансфертов, передаваемых Фонду в 2008 - 2010 годах.
Расчет размера социальной пенсии на 2008 год и на период до 2010 года приведен в приложении 3 к пояснительной записке.
1.4. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения определены в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с учетом выплат в соответствии с другими действующими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Финансирование указанных выплат предусмотрено за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Фонду в 2008 году в сумме 1732,8 млн. руб., в 2009 году - 2135,4 млн. руб., в 2010 году - 2552,2 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Финансирование расходов на доставку указанных выплат производится за счет средств федерального бюджета в пределах общей суммы трансфертов, передаваемых Фонду в 2008 - 2010 годах.
1.5. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР"
В бюджете Фонда на финансирование выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР" предусмотрены средства федерального бюджета в 2008 году в сумме 40,8 млн. руб., в 2009 году - 49,3 млн. руб., в 2010 году - 59,3 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Финансирование расходов на доставку указанных выплат производится за счет средств федерального бюджета в пределах общей суммы трансфертов, передаваемых Фонду в 2008 - 2010 годах.
1.6. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
В бюджете Фонда на финансирование компенсационных выплат в сумме 500 руб. в месяц (осуществляются с учетом районного коэффициента) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" предусмотрены средства федерального бюджета в 2008 году в сумме 2843,5 млн. руб., в 2009 году - 2890,6 млн. руб., в 2010 году - 2638,1 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Финансирование расходов на доставку указанных выплат производится за счет средств федерального бюджета в пределах общей суммы трансфертов, передаваемых Фонду в 2008 - 2010 годах.
1.7. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг
Суммарные затраты на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определены из расчета 1000 рублей с учетом применения районного коэффициента при выплате пособия исходя из ожидаемой общей численности получателей около 1,6 млн. человек в год.
Финансирование расходов на указанные цели предусмотрено в 2008 - 2010 годах в общей сумме 1,76 млрд. руб. ежегодно, в том числе за счет средств Фонда в сумме 1,71 млрд.руб., средств федерального бюджета на выплату социальных пособий на погребение за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению, - в сумме 50,5 млн. руб., а также средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату социального пособия на погребение умерших неработающих пенсионеров досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг (в 2008 - 2010 годах в сумме 0,2 млн. рублей ежегодно).
Финансирование расходов на доставку указанных выплат производится за счет средств Фонда и соответствующих средств федерального бюджета в пределах общей суммы, передаваемой Фонду в 2008 - 2010 годах.
1.8. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными
В бюджете Фонда на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с учетом расходов на их доставку, предусмотрены средства федерального бюджета в 2008 году в сумме 1871,8 млн. руб., в 2009 году - 2099,8 млн. руб., в 2010 году - 2468,7 млн. руб., исходя из среднегодовой численности получателей в 2008 году - 44,72 тыс. чел., в 2009 году - 42,85 тыс. чел., в 2010 году - 43,22 тыс. человек.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" финансирование выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, а также расходов на их доставку в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 января 2007 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и передаваемых в Фонд органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации на указанные цели, в сумме в 2008 году в сумме 1872,0 млн. руб., в 2009 году - 2100,0 млн. руб., в 2010 году - 2468,9 млн. рублей.
1.9. Расходы на доставку пенсий
Предельно допустимая доля расходов по оплате услуг на доставку пенсий, пособий, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и других социальных выплат, осуществляемых Фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи и другими организациями (альтернативными структурами) определена исходя из 1,5% выплаченных сумм пенсий и пособий без учета налога на добавленную стоимость. Кроме того, учтены затраты на уплату налога на добавленную стоимость исходя из размера 18 процентов.
Финансирование расходов на доставку производится за счет источников, из которых финансируется соответствующая пенсия (части пенсии), ежемесячные денежные выплаты и другие социальные выплаты отдельным категориям граждан.
Суммарные затраты на доставку в 2008 году составят 21,6 млрд. руб., в 2009 году - 25,9 млрд. руб., в 2010 году - 29,7 млрд. руб., из них финансируемые за счет средств федерального бюджета: в 2008 году - 10,3 млрд. руб., в 2009 году - 12,7 млрд. руб., в 2010 году - 14,7 млрд. рублей.
1.10. Дополнительное пенсионное обеспечение
1.10.1. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
Бюджетом Фонда на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации с учетом расходов на их доставку, за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" на 2008 год в сумме 2,17 млрд. руб., на 2009 год - 2,57 млрд. руб., на 2010 год - 2,78 млрд. руб., из них сотрудникам военных представительств Минобороны России, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию: в 2008 году - 9,3 млн. руб., в 2009 году - 10,8 млн. руб., в 2010 году - 11,5 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
1.10.2. Дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Бюджетом Фонда на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены расходы на доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" с учетом расходов на их доставку, за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов на 2008 год в сумме 1,58 млрд. руб., на 2009 год - 1,78 млрд. руб., на 2010 год - 1,97 млрд. рублей.
1.11. Расходы на социальную поддержку отдельных категорий граждан
В бюджете Фонда учтены средства федерального бюджета на реализацию государственных функций в части оказания социальной поддержки отдельных категорий граждан и предусмотрены расходы на финансирование мероприятий:
по реализации статей 1, 4 - 9 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4302-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" на социальную поддержку указанных категорий граждан в 2008 году в сумме 2675,0 тыс. руб., в 2009 году - 2977,5 тыс. руб., в 2010 году - 3170,0 тыс. руб.;
по реализации статей 1 - 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" на социальную поддержку указанных категорий граждан в 2008 году в сумме 8025,0 тыс. руб., в 2009 году - 8932,5 тыс. руб., в 2010 году - 9510,0 тыс. рублей.
Суммарные объемы на социальную поддержку указанных категорий граждан предусмотрены в 2008 году в сумме 10,7 млн. руб., в 2009 году - 11,91 млн. руб., в 2010 году - 12,68 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
1.12. Расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.
В бюджете Фонда отдельно учтены средства федерального бюджета на финансирование расходов на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан с учетом расходов на доставку в объемах, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", в соответствии со следующими нормативными актами.
1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году в сумме 8647,5 млн. руб., в 2009 году - 9235,5 млн. руб., в 2010 году - 9835,8 млн. рублей.
2. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам в 2008 году в сумме 189,5 млрд. руб., в 2009 году - 202,48 млрд. руб., в 2010 году - 216,0 млрд. рублей.
3. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам в 2008 году в сумме 52,1 млрд. руб., в 2009 году - 53,2 млрд. руб., в 2010 году - 54,6 млрд. рублей.
4. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году в сумме 183,17 млн. руб., в 2009 году - 195,63 млн. руб., в 2010 году - 208,34 млн. рублей.
5. В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году в сумме 403,56 млн. руб., в 2009 году - 431,0 млн. руб., в 2010 году - 459,02 млн. рублей.
6. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" на осуществление ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы в 2008 году в сумме 238,04 млн. руб., в 2009 году - 254,23 млн. руб., в 2010 году - 270,76 млн. рублей.
7. В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" на осуществление ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы в 2008 году в сумме 714,13 млн. руб., в 2009 году - 762,7 млн. руб., в 2010 году - 812,27 млн. рублей.
Объем средств на осуществление ЕДВ учтен в пределах выделенных трансфертов, определенных исходя из среднегодового числа ЕДВ в количестве 16,1 млн. в каждом году планируемого периода, с учетом затрат на индексацию размеров ЕДВ с 1 апреля 2008 года на 7%, с 1 апреля 2009 года на 6,8%, с 1 апреля 2010 года на 6,5 процента.
В общем объеме средств на осуществление ЕДВ учтены расходы, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также средства, направляемые Минфином России в соответствии нормами проекта федерального закона федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на осуществление ЕДВ лицам, проходящим (проходившим) указанную службу и имеющим право на получение государственной социальной помощи, включая выплаты в страны Балтии.
1.13. Расходы на улучшение материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации
В бюджете Фонда отдельно учтены средства федерального бюджета на финансирование расходов на дополнительное ежемесячной материальное обеспечение некоторым категориям граждан с учетом расходов на доставку в соответствии со следующими указами Президента Российской Федерации.
1. На реализацию Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" предусмотрено в 2008 году в сумме 13,0 млрд. руб., в 2009 году - 11,7 млрд. руб., в 2010 году - 10,5 млрд. рублей.
2. На реализацию Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" предусмотрено в 2008 году в сумме 0,64 млрд. руб., в 2009 году - 0,61 млрд. руб., в 2010 году - 0,58 млрд. рублей.
Средства на финансирование указанных выплат определены исходя из размера дополнительного ежемесячного материального обеспечения 500 рублей или 1000 рублей без учета его индексации на 2008 год и на период до 2010 года и ожидаемой численности лиц из числа пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые и выплачиваемые органами ПФР, и соответствуют объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
1.14. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
Расходы ПФР на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учтены в 2008 году в сумме 203,3 млн. руб., в 2009 году - в сумме - 226,26 млн. руб., в 2010 году - в сумме - 240,97 млн. руб., что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", и включают в себя компенсацию расходов на оплату стоимости проезда указанным категориям пенсионеров с учетом расходов на доставку сумм компенсации, расходы на изготовление специальных талонов (направлений) на получение в транспортных организациях, с которыми заключены соответствующие договоры, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.
Порядок финансирования указанных мероприятий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации".
1.15. Другие мероприятия в области социальной политики (прочие расходы)
В бюджете Фонда на 2008 год на финансирование прочих расходов по целевой статье "мероприятия в области социальной политики" предусмотрено 500,0 млн. руб., в 2009 году - 527,2 млн. руб., в 2010 году - 554,1 млн. руб., или не более 0,03% от общих расходов Фонда, из которых планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы и необходимостью активного разъяснения пенсионного законодательства Российской Федерации в 2008 году - 400,0 млн. руб., в 2009 году - 427,2 млн. руб., в 2010 году - 454,1 млн. рублей.
По указанной статье затрат учтены также расходы в сумме до 100,0 млн. руб. ежегодно на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда), а также иные расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.16. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Формирование расходов на содержание органов Фонда на 2008 год и на период до 2010 года осуществлено на основании Методических указаний Минфина России (письмо Минфина России от 23.01.2007 N 02-02-14/111), а также основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года по варианту 2 и исходя из сложившейся структуры расходов Фонда.
Проектом бюджета Фонда на 2008 год суммарные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены в сумме 46,87 млрд. руб., или 2,2% от общих расходов бюджета, на 2009 год - 49,11 млрд. руб. (2,0%), на 2010 год - 49,11 млрд. руб. (1,7%).
В состав расходов на содержание органов Фонда включены расходы на оплату труда с начислениями, оплату услуг связи, коммунальных услуг, аренду помещений, содержание имущества, компенсационные выплаты, уплату налогов и другие аналогичные расходы, связанные с текущим содержанием Фонда и его территориальных органов, а также расходы на создание и модернизацию телекоммуникационной системы ПФР, на приобретение вычислительной техники для замены морально устаревшей, на развитие информационных технологий, системы защиты информации, на приобретение бланочной продукции для персонифицированного учета, ламинаторов, архивного оборудования, расходных материалов и запасных частей для поддержания компьютерной техники в работоспособном состоянии, разработку и сопровождение различного программного обеспечения.
В целях реализации Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ в составе вышеуказанных расходов учтены расходы на организацию работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, в расходах на содержание органов Фонда учтены затраты, связанные с реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В состав расходов на текущее содержание Фонда и его территориальных органов включены расходы по информированию застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов, а также учтены затраты на оплату услуг организациям по приему и составлению электронных заявлений граждан об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Предусмотрены расходы на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда на 2008 год сумме 1,6 млрд. руб., на 2009 год - 1,0 млрд. руб., на 2010 год - 0,6 млрд. рублей.
Потребность в средствах на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов Фонда определена в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ПФР в части капитального строительства.
В период до 2010 года приоритетами являются завершение строительства ранее начатых объектов, строительство административных зданий Фонда для отделений и объединенных городских управлений ПФР. При этом учитывается необходимость в создании архивных помещений для хранения пенсионных дел, документов, связанных с ведением персонифицированного учета застрахованных лиц, и размещения клиентских служб для территориальных органов Фонда в центрах субъектов Российской Федерации, а также зданий для размещения территориальных органов ПФР в г. Москве и Санкт-Петербурге.
Потребность в площадях и средствах на капитальные вложения рассчитана согласно требованиям строительных норм и правил в части расчетных нормативов помещений общественных зданий административного назначения и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В проект бюджета Фонда на 2008 - 2010 годы включены расходы на финансирование научно-исследовательских работ в сумме 40,0 млн. руб., 58,0 млн. руб. и 131,0 млн. рублей соответственно, что обусловлено необходимостью продолжения загрузки новых показателей из баз данных Росстата в базу данных ИБСД на сервере ПФР, разработки организационно-методологического обеспечения создания баз статистических данных в двух субъектах Российской Федерации для целей актуарного оценивания развития пенсионной системы ПФР, а также создания, внедрения и информационного наполнения региональных баз статистических данных в федеральных округах Российской Федерации: в двух (Приволжском и Уральском) - в 2009 году, в пяти - в 2010 году с целью получения надежных и более точных оценок финансового состояния пенсионной системы для разработки различных сценариев ее совершенствования.
Затраты на подготовку и повышение квалификации кадров Фонда на 2008 год определены в сумме 61,47 млн. рублей, на 2009 год - 65,65 млн. рублей, на 2010 год - 69,79 млн. рублей.
При определении затрат на подготовку и повышение квалификации кадров Фонда принималась во внимание необходимость обеспечения единой многоуровневой обучающей среды, в том числе с применением технологий дистанционного обучения, для всех категорий работников в рамках организационной структуры системы ПФР, обеспечение федерального и регионального уровней обучения в соответствии с целями и приоритетами, стоящими перед ПФР, развитие компонентного принципа построения программ обучения, создание на основе сопоставительного анализа системы мониторинга состояния и тенденций развития обучающего процесса для различных категорий работников ПФР, обработка и внедрение механизма оценки и контроля эффективности обучения и развития мотивационных начал у участников обучения.
Расходы на международное сотрудничество в 2008 - 2010 годах в объемах 5,49 млн. руб., 5,72 млн. руб. и 5,96 млн. руб. соответственно определены с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов.
Уплата взносов в МАСО осуществляется в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 2845-I "О представительстве Российской Федерации в Международной ассоциации социального обеспечения", согласно которому Фонд принимает участие в деятельности МАСО в рамках своей компетенции в качестве полноправного члена и осуществляет уплату доли неправительственной части ежегодных членских взносов в МАСО (пункт 53 Устава МАСО).
Уплата взносов в МАПСФ осуществляется в соответствии с пунктом 4.2.3 статьи 4.2 главы 4 Учредительного договора Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов от 19 сентября 2002 г., который предусматривает уплату Фондом членских взносов Фонда в МАПСФ.
2. Формирование доходной части бюджета ПФР
Доходная часть бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом изменений согласно Федеральному закону от 20.07.2004 N 70-ФЗ.
Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2008 год в сумме 8921,0 млрд. руб., на 2009 год - в сумме 10299,0 млрд. руб., на 2010 год - в сумме 11771,0 млрд. рублей.
2.1. Доходы
2.1.1. Налоги и взносы на социальные нужды
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассчитывались отдельно в отношении каждой части страхового взноса в соответствии с тарифами, установленными в зависимости от возраста застрахованных лиц и налоговых баз.
Начиная с 2008 года в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для лиц 1967 года рождения и моложе уменьшается базовый тариф отчислений на страховую часть трудовой пенсии с 10 до 8 процентов с одновременным увеличением базового тарифа на накопительную часть пенсии с 4 до 6 процентов.
Суммарный объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2008 году определен в сумме 1020,26 млрд. руб., в 2009 году - 1175,64 млрд. руб., в 2010 году - 1335,23 млрд. руб., в том числе поступления на страховую и накопительную части трудовой пенсии составят соответственно:
в 2008 году - 809,96 млрд. руб. и 210,30 млрд. руб.;
в 2009 году - 922,62 млрд. руб. и 253,02 млрд. руб.;
в 2010 году - 1035,90 млрд. руб. и 299,33 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов в виде фиксированного платежа на 2008 год и на период до 2010 года запланировано ежегодно в сумме 7,15 млрд. руб. на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 1,88 млрд. руб. на накопительную часть пенсии. Размер фиксированного платежа на 2008 - 2010 годы определен исходя из стоимости страхового года в сумме 3864 руб., рассчитанной с учетом установления с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда 2300 руб. в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на 2008 год запланированы в сумме 1,58 млрд. руб., на 2009 год - 1,78 млрд. руб., на 2010 год - 1,97 млрд. рублей.
2.1.2. Налоги на совокупный доход
Поступления минимального налога от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в 2008 году предусмотрены в сумме 3,06 млрд. руб., в 2009 году - 3,54 млрд. руб., в 2010 году - 4,04 млрд. рублей.
2.1.3. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
Поступления недоимки по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанную недоимку пеней и штрафов планируются на основании действующих по состоянию на 1 января 2007 г. графиков погашения задолженности, утвержденных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699, от 8 июня 2001 г. N 458, от 9 ноября 2005 N 672 и от 22 сентября 2006 г. N 586, а также соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ, в следующих объемах:
в 2008 году - 667,0 млн. руб., в том числе страховые взносы - 508,2 млн. руб., пени и штрафы - 158,8 млн. руб.;
в 2009 году - в сумме 917,2 млн. руб., в том числе страховые взносы - 754,0 млн. руб., пени и штрафы - 163,2 млн. руб.;
в 2010 году - в сумме 1372,2 млн. руб., в том числе страховые взносы - 1151,4 млн. руб., пени и штрафы - 220,8 млн. рублей.
Резкое снижение объема средств, ожидаемых к погашению на основании действующих графиков погашения задолженности в 2008 году, объясняется завершением реструктуризации задолженности, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699, за исключением незначительных поступлений средств в 2008 - 2010 годах от учреждений бюджетной сферы и предприятий уголовно-исправительной системы Минюста России.
Наибольшие объемы поступлений в 2009 (около 46% от общего объема) и 2010 (около 60%) годах ожидаются в результате проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей в рамках действия Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ.
2.1.4. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений в 2008 году запланированы в сумме 8,82 млрд. руб., в 2009 году - 13,53 млрд. руб., в 2010 году - 15,69 млрд. рублей.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные в Фонд управляющими компаниями, в 2008 году учтены в сумме 2,34 млрд. руб., в 2009 году - 3,43 млрд. руб., в 2010 году - 5,04 млрд. рублей.
2.1.5. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
Доходы Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета ПФР (дебиторская задолженность прошлых лет, возмещение по актам ревизий и др.) на 2008 год запланированы в сумме 130,0 млн. руб., на 2009 год - 140,0 млн. руб., на 2010 год - 155,0 млн. рублей.
2.1.6. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, предусмотрены на 2008 год в общей сумме 12 млн. руб., из них в части реализации основных средств по указанному имуществу 10 млн. руб., в части реализации материальных запасов - 2 млн. рублей.
Реализация основных средств, находящихся в оперативном управлении органов Фонда, производится территориальными органами ПФР в случае их физического износа, невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта по согласованию с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и ПФР.
В соответствии со статьей 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, суммы, полученные учреждениями от реализации объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки объектов основных средств, полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, на 2009 - 2010 годы запланированы в сумме 15,0 млн. руб. и 19,0 млн. рублей соответственно.
2.1.7. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Поступления денежных взысканий (штрафов) и сумм в возмещение ущерба имуществу запланированы в 2008 году в общей сумме 250,4 млн. руб., в 2009 году - 250,6 млн. руб., в 2010 году - 250,7 млн. руб., из них штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и бюджетного законодательства, зачисляемые в Фонд, ежегодно учтены в сумме 250,0 млн. руб. (на уровне поступлений средств в бюджет ПФР в 2006 году).
2.1.8. Прочие неналоговые доходы
Поступления прочих неналоговых доходов (возврат госпошлины, доходы за использование средств ПФР учреждениями банков и др.) в 2008 году запланированы в сумме 55,0 млн. руб., в 2009 году - 67,0 млн. руб. в 2010 году - 80,0 млн. рублей.
В связи с отсутствием соответствующего кода в бюджетной классификации Российской Федерации в прочих неналоговых доходах учтены также доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджета ПФР, в 2008 году в сумме 5,0 млн. руб., в 2009 году - 7,0 млн. руб. в 2010 году - 10,0 млн. рублей.
2.2. Безвозмездные поступления
2.2.1. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Объемы трансфертов из федерального бюджета соответствуют объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" для передачи Фонду, и составляют на 2008 год 1280,3 млрд. руб., на 2009 год - 1456,4 млрд. руб., на 2010 год - 1801,4 млрд. руб., в том числе по следующим направлениям финансирования:
на выплату базовой части трудовой пенсии: в 2008 году 707,7 млрд. руб., на 2009 году - 876,6 млрд. руб., в 2010 году - 1033,0 млрд. руб.;
на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008 году 184,6 млрд. руб., в 2009 году - 149,1 млрд. руб., в 2010 году - 251,6 млрд. руб.;
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пособий и компенсаций, включая расходы на доставку, в 2008 году 122,4 млрд. руб., в 2009 году - 151,5 млрд. руб., в 2010 году - 168,3 млрд. руб.;
на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 и от 1 августа 2005 г. N 887, в 2008 году 13,7 млрд. руб., в 2009 году - 12,3 млрд. руб., в 2010 году - 11,1 млрд. руб.;
на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в 2008 году 251,7 млрд. руб., в 2009 году - 266,5 млрд. руб., в 2010 году - 282,2 млрд. руб.;
на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I в 2008 году 203,3 млн. руб., в 2009 году - 226,3 млн. руб., в 2010 году - 241,0 млн. руб.;
на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы в 2008 году 10,7 млн. руб., в 2009 году - 11,9 млн. руб., в 2010 году - 12,7 млн. рублей.
В 2010 году в объеме трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, предусмотрены средства на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в сумме 55,0 млрд. рублей.
Кроме того, объемы субвенций из федерального бюджета на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, и выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительств Минобороны России, созданных в этих организациях, в 2008 году учтены соответственно в суммах 1,87 и 2,17 млрд. руб., в 2009 году - 2,10 и 2,57 млрд. руб., в 2010 году - 2,47 и 2,78 млрд. рублей.
2.2.2. Безвозмездные поступления от негосударственных организаций
Средства пенсионных накоплений, передаваемые в 2008 году Фонду из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, для последующей передачи в управляющие компании учтены в сумме 87,1 млн. руб., из них 0,9 млн. руб. - средства для передачи в резерв Фонда в случае отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц.
В 2009 и 2010 годах от негосударственных пенсионных фондов в ПФР поступит 150,8 млн. руб. и 235,0 млн. руб. соответственно.
3. Доходы и расходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий
Накопительная составляющая бюджета Фонда на 2008 год, на 2009 год и на 2010 год сформирована в соответствии с положениями федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2008 год и на период до 2010 года, и характеризуется:
в 2008 году - по доходам в сумме 223,4 млрд. руб. и по расходам в сумме 20,3 млрд. руб.;
в 2009 году - по доходам в сумме 272,0 млрд. руб. и по расходам в сумме 26,7 млрд. руб.;
в 2010 году - по доходам в сумме 322,2 млрд. руб. и по расходам в сумме 36,7 млрд. рублей.
В связи с тем, что накопительная составляющая бюджета Фонда формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 года, в доходную часть бюджета не включаются средства пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от управляющих компаний (УК) для последующей передачи в другие УК, в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), выплат в соответствии с пенсионным законодательством, а также средства от реализации ценных бумаг (по первоначальной стоимости), в которые временно размещены средства пенсионных накоплений, поскольку они учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало планируемого периода.
В расходную часть бюджета не включены суммы средств пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление УК и суммы средств пенсионных накоплений отчетного периода, передаваемые на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, поскольку они учтены в объемах средств пенсионных накоплений на конец отчетного периода.
В доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2008 год и на период до 2010 года включены:
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в т.ч. в виде фиксированного платежа, которые составят в 2008 году 211,62 млрд. руб., в 2009 году - 254,23 млрд. руб., в 2010 году - 300,43 млрд. руб.;
пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступившие в Фонд в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 0,56 млрд. руб., 0,67 млрд. руб. и 0,78 млрд. руб. соответственно;
доходы, полученные в 2008 году от временного размещения средств пенсионных накоплений текущего года, составят - 4,3 млрд. руб. (2,3% от суммы размещаемых средств), полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям по состоянию на начало года, составят 4,5 млрд. рублей. Доходы, полученные в 2009 году, составят 13,5 млрд. руб., в 2010 году - 15,7 млрд. рублей.
Кроме того, в составе доходов учтены средства, поступающие от НПФ для последующей передачи в УК в соответствии с заявлениями застрахованных лиц: в 2008 году - 87,1 млн. руб., в 2009 и 2010 годах указанные средства определены в сумме 150,8 млн. руб. и 235,0 млн. руб. соответственно.
В доходную часть бюджета также включены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями: в 2008 году - 2,3 млрд. руб. (4,37% от суммы прироста (дохода) средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК за период инвестирования), в 2009 и 2010 годах указанные доходы составят 3,4 млрд. руб. и 5,0 млрд. руб. соответственно.
Расходная часть бюджета Фонда, связанная с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, сформирована согласно следующим направлениям расходования средств.
Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий, в 2008 году составят 884,91 млн. руб., в 2009 году - 981,33 млн. руб., в 2010 году - 1072,86 млн. рублей.
В 2008 году указанные расходы сформированы с учетом затрат:
на оплату расходов, связанных с направлением извещений застрахованным лицам, в сумме 804,4 млн. руб. (определены исходя из средней стоимости направления одного извещения 12,91 руб. с учетом роста цен и тарифов в соответствии с прогнозными индексами-дефляторами);
предельных затрат на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из Фонда в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Фонд в сумме 47,2 млн. рублей. Указанные затраты определены исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4,72 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) и максимального количества заявлений застрахованных лиц (10,0 млн.);
затрат в общей сумме 33,3 млн. руб., включая оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацию ценных бумаг (активов), приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, для последующей передачи управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
Расходы, связанные с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией ценных бумаг (активов) для последующей передачи управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, определены в размере не более 0,01% от объема размещаемых средств (реализуемых активов).
В соответствии с положениями Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" о праве выбора при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды: в 2008 году - 17,4 млрд. руб., в 2009 году - 22,8 млрд. руб., в 2010 году - 31,6 млрд. рублей.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрены в 2008 году в сумме 1,99 млрд. руб. исходя из оценки численности умерших в 2007 - 2008 гг. застрахованных лиц (0,61 млн. человек), в 2009 и 2010 годах указанные суммы составят 2,97 млрд. руб. и 4,06 млрд. руб. соответственно.
Чистый финансовый результат, который может быть получен Фондом в результате временного размещения страховых взносов на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в 2008 году расчетно составит 5856,8 млн. руб., в 2009 году - 12363,5 млн. руб., в 2010 году - 14506,1 млн. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2009 года расчетно составит 652,7 млрд. руб., в том числе:
436,3 млрд. руб. - средства пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК, из них передаваемые в 2008 году - 114,3 млрд. рублей;
189,8 млрд. руб. - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652 "Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации";
26,7 млрд. руб. - остаток средств пенсионных накоплений, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2009 года, в том числе средства, которые поступят в Фонд в декабре 2008 года и денежные средства, подлежащие перечислению в резерв Фонда в случае отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц (10,95 млн. рублей).
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2009 года расчетного периода составит 898,0 млрд. руб., а на конец 2010 года - 1183,4 млрд. рублей.
4. Изменение остатков средств бюджета Фонда
4.1. Изменение остатка средств распределительной составляющей бюджета Фонда
Остатки средств Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, определены на 1 января 2008 года с учетом ожидаемого исполнения бюджета ПФР в 2007 году в объеме 30,72 млрд. руб., в том числе 29,64 млрд. руб. - остатки денежных средств, 1,08 млрд. руб. - остаток средств в ценных бумагах кредитных организаций со сроками погашения 2008 - 2013 годы.
Остатки средств Фонда на начало и конец каждого года планового периода приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Остатки денежных средств бюджета Фонда на конец 2009 и 2010 годов определены расчетно и будут уточняться при формировании бюджета ПФР на 2009 год и на период до 2011 года.
Учитывая, что бюджет Фонда на 2008 год и на период до 2010 года сформирован с учетом средств федерального бюджета, передаваемых на покрытие дефицита, резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не создается.
4.2. Изменение остатков средств пенсионных накоплений в 2008 году и на период до 2010 года
Изменение остатков средств пенсионных накоплений расчетно определено исходя из оценки объемов пенсионных накоплений на начало и конец планируемого периода, приведенных в приложении 1 к пояснительной записке.
В 2008 году и на период до 2010 года увеличиваются остатки средств пенсионных накоплений по всем позициям (средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, средства, направленные на временное размещение в разрешенные виды активов, остатки денежных средств).
В целом увеличение пенсионных накоплений составит в 2008 году 203,2 млрд. руб., в 2009 году - 245,3 млрд. руб., в 2010 году - 285,5 млрд. рублей.
5. Норматив оборотных денежных средств
В целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий норматив оборотных денежных средств устанавливается в размере не менее 25% объема расходов на выплату пенсий предстоящего месяца для авансового перечисления средств и может быть увеличен в отдельные месяцы финансового года в случае необходимости досрочного осуществления финансирования выплаты пенсий.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.