город Омск
28 октября 2011 г. |
Дело N А46-8280/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7325/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28 июля 2011 года по делу N А46-8280/2011 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 22.04.2011 N 0201/3753, в части непредставления Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168 и обязании предоставить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Андиколовская Е.Ю. (удостоверение, по доверенности от 12.01.2011 сроком действия 31.12.2011);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Кузнецов С.Л. (паспорт, по доверенности от 15.03.2011 сроком действия 1 год);
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заявитель, Департамент, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области, Управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 22.04.2011 N 0201/3753, в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории г. Омска, с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168 и возложении обязанности на ГУЗР Омской области предоставить указанный земельный участок департаменту в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28 июля 2011 года по делу N А46-8280/2011 требования Департамента удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области, изложенный в письме от 22.04.2011 N 0201/3753, в части не предоставления Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168. Суд обязал Управление предоставить Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельный участок, расположенный на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168.
Судебный акт мотивирован тем, что Департаментом исполнены все предписания пунктов 14, 15, 16, 18 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, а также статей 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ. Оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка не имелось.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУЗР Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на применение судом первой инстанции нормы права, не подлежащей применению, а именно: статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По мнению подателя апелляционной жалобы, выводы арбитражного суда о наличии у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование противоречат нормам права, на которые ссылается суд в обжалуемом решении.
Кроме того, ГУЗР Омской области полагает, что права и законные интересы Департамента оспариваемым отказом не нарушены, в связи с чем Департамент не является лицом, обладающим правом на обращение в суд (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ГУЗР Омской области - без удовлетворения.
Представитель ГУЗР Омской области в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что земля не могла быть предоставлена Департаменту, потому что он не имеет полномочий на получение этой земли по решению омского городского совета от 25.07.2007 N 45. Земля должна быть предоставлена Администрации города Омска.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе реализации целевой программы г. Омска "Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года", утверждённой решением Омского городского Совета от 10.10.2007 N 56, заявителем за счёт средств местного бюджета осуществлены мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168, местоположение которого установлено в 1500 м северо-восточнее относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Песчаная, дом 152, для создания условий для утилизации и переработки бытовых отходов.
Для предоставления указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования департамент 11 октября 2010 года обратился в ГУЗР Омской области с соответствующим заявлением.
В нарушение статьи 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", пункта 17 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, а также пунктов 7.3., 7.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска для целей, не связанных со строительством", утверждённого Приказом ГУЗР Омской области от 30.11.2010 N29-п, Главное управление не рассмотрело в установленный срок данное заявление и не подготовило проект решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
По результатам проверки деятельности Главного управления в связи с бездействием при принятии решений о предоставлении земельных участков Прокуратурой города Омска 20.01.2011 руководителю ГУЗР было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
По истечении 3 месяцев после внесения прокуратурой представления письмом от 22.04.2011 N 0201/3753 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении земельного участка, указав, что запрашиваемый департаментом вид использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, департамент обратился в суд с требованиями о признании его незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путём предоставления заявителю в постоянное (бессрочное) пользование означенного земельного участка.
28.07.2011 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определённом статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьёй 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" определён порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьёй порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подаётся в специально уполномоченный орган (каковым, по верному замечанию суда первой инстанции, является ГУЗР Омской области согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95). В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (далее по тексту - Порядок). Данный орган, утверждая Порядок, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области").
В соответствии с положениями пункта 14 указанного Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 15 Порядка, предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
В пункте16 Порядка закреплено, что в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Как усматривается из материалов дела следует и заинтересованным лицом по существу не оспорено, что Департаментом в ГУЗР Омской области было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168 для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений об этом земельном участке.
Таким образом, заявление Департамента в полной мере отвечает требованиям указанного Порядка, а также статьям 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (предоставлено соответствующее заявление в уполномоченный орган, с приложением установленных указанными актами документов).
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
"СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по их обезвреживанию и переработке (пункт 3.1.)
Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, предусмотрено проведение мероприятий по переработке и обезвреживанию производственных и твердых бытовых отходов, санации, реабилитации и реорганизации территорий, имеющих критический уровень загрязнения (раздел 4.2.6.).
В целях обеспечения выполнения перечисленных норм и правил, реализации Генерального плана и целевой программы г. Омска "Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года", утверждённой решением Омского городского Совета от 10.10.2007 N 56, заявителем осуществлены мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 14:3168, для создания условий для утилизации и переработки бытовых отходов.
В соответствии со статьей 21 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п, согласно которому Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска.
Основными задачами Департамента является осуществление от имени муниципального образования город Омск функций управления муниципальным имуществом, управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска, в пределах своей компетенции (подпункты 1, 3 пункта 18 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). Для выполнения указанных задач заявитель приобретает в интересах органов местного самоуправления города Омска способами, предусмотренными действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, объекты недвижимости и иное имущество в собственность муниципального образования г. Омск.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы об отсутствии у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Возможность судебного обжалования действий (бездействий) и решений Главного управления при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков предусмотрена нормативным правовым актом, принятым самим Главным управлением.
В соответствии с пунктом 57 Регламента, получатели государственной услуги имеют право на обжалование действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги, в досудебном порядке путем обращения в Главное управление в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Омской области "О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение", или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Довод Управления об отсутствии у Департамента права на обжалование в судебном порядке отказа в предоставлении земельных участков также противоречит сложившейся судебной практике (постановлениям Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2011 года по делу N А46-4572/2011, от 23 сентября 2011 года по делу N А46-6381/2011).
При таких обстоятельствах, довод Управления об отсутствии у Департамента права на обращение в суд в связи с отказом в предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется.
Отклоняется довод Управления о том, что у Департамента отсутствуют полномочия на приобретение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование на основании следующего.
В силу пункта 14 Порядка, лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Пунктом 2 Регламента предусмотрено, что получателями государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" являются граждане, в том числе граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица, в том числе государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кроме того, Управление письмом от 23 августа 2010 года N 06/7050 проинформировало Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера о возможности предоставления земельных участков, необходимых для развития муниципального образования, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, Мэр города Омска В.Ф. Шрейдер поручил Департаменту дальнейшую работу по оформлению прав на земельные участки, которые необходимы городу Омску для развития и решения вопросов местного значения, осуществлять с учётом письма Главного управления от 23 августа 2010 года N 06/7050 о возможности предоставления таких земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Главное управление было проинформировано о данном обстоятельстве письмом департамента от 29.10.2010 N 09/33622, копия которого имеется в материалах дела.
Таким образом, оснований полагать, что у Департамента отсутствуют полномочия на приобретение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что установленных законодательством оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, не имелось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУЗР Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28 июля 2011 года по делу N А46-8280/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8280/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7325/11