г. Вологда |
|
24 октября 2011 г. |
Дело N А44-1649/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Боровичский опытный специализированный завод" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июня 2011 года по делу N А44-1649/2011 (судья Куропова Л.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Боровичский опытный специализированный завод" (ОГРН 1025300990340; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным (незаконным) отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе (далее - учреждение, фонд) в рассмотрении заявлений от 01.03.2011 N 43 и от 30.03.2011 и принятии решения по ним.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел судебных приставов Боровичского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее - отдел).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на то, что в силу положений пункта 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщик страховых взносов вправе обратиться за предоставлением рассрочки (отсрочки) уплаты страховых взносов. В связи с тем, что в настоящее время порядок и случаи ее предоставления законом не установлены, заявитель считает возможным применение к данным правоотношениям по аналогии положений статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению заявителя, в рассматриваемом случае имеются основания для предоставления рассрочки погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, фондом приняты постановления от 15.12.2010 N 06300390000948 и от 08.02.2011 N 06300390000120 о взыскании страховых взносов и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (том 1, листы 60, 62).
На основании вышеуказанных постановлений судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Боровичского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области Мировой Е.С. вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.12.2010 N 49/2/29756/9/2010 и от 10.02.2011 N 3741/11/02/53 (том 1, листы 59, 61).
Общество обратилось в учреждение с заявлением от 01.03.2011 N 43 о предоставлении рассрочки погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за 2010 год на период до 01.12.2011. В обоснование сослалось на тяжелое финансовое положение, вызванное отсутствием необходимого количества заказов в течение 1 и 2-го кварталов 2010 года и январе-феврале 2011 года (том 1, лист 54).
В подтверждение тяжелого финансового положения обществом в учреждение с данным заявлением предъявлены следующие документы: справка из налогового органа о расчетных счетах общества от 05.04.2011 N 5-08/004400, справки из банков о состоянии расчетных счетов по состоянию на 19.04.2011, 15.04.2011, 18.04.2011, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс за 2010 год, справка о кредиторской задолженности на 01.04.2011 (том 1, листы 70-90).
В письме от 03.03.2011 N 08-10/119 фонд, ссылаясь на то, что порядок и случаи предоставления плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды федеральным законом не установлены, сообщил заявителю об отсутствии оснований для вынесения решения о предоставлении рассрочки (том 1, лист 55).
Позднее, а именно 30.03.2011, общество обратилось в учреждение с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения постановлений о возбуждении исполнительного производства от 17.12.2010 N 49/2/29756/9/2010 и от 10.02.2011 N 3741/11/02/53. В обоснование сослалось на тяжелое финансовое положение, указало на планируемое поступление денежных средств в июне 2011 года, достаточных для погашения имеющейся задолженности (том 1, лист 114).
В письме от 07.04.2011 N 08-10/186 фонд отказал обществу в предоставлении рассрочки по основаниям, аналогичным тем, которые приведены в письме от 03.03.2011 N 08-10/119 (том 1, лист 141).
Общество, посчитав недействительным (незаконным) отказ фонда в рассмотрении заявлений от 01.03.2011 N 43 и от 30.03.2011 и принятии решения по ним, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований общества в рассматриваемом случае не имеется в силу следующего.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
Пунктом 11 части 1 статьи 29 данного Закона закреплено право Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
В свою очередь, у плательщиков страховых взносов в силу этой нормы возникает право заявлять ходатайство о предоставлении такой рассрочки и доказывать необходимость ее применения.
В настоящий момент порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам действующими нормативными правовыми актами не определены.
В то же время Конституцией Российской Федерации установлено, что федеральные законы имеют прямое действие.
Следовательно, положения Закона N 212-ФЗ, включая нормы о предоставлении рассрочки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действуют с момента его вступления в законную силу.
В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов, реализации предоставленных в рамках этого Закона прав за органами контроля закреплены полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наделены налоговые органы (за некоторым исключением).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12 июля 2006 года N 267-О, следует, что процессуальные права налогового органа, предусмотренные названным Кодексом, имеют публично-правовой характер и фактически являются его обязанностями, от реализации которых он не может отказаться.
Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, - это не права в узком понимании, то есть такие, какие орган может использовать или не использовать по собственному усмотрению, а выполнение задач, поставленных государством.
В связи с этим следует признать, что само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может являться основанием для нарушения права заявителя на ее получение и не лишает соответствующий орган правомочия по принятию необходимых мер для ее предоставления, в том числе по аналогии закона.
Пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право, аналогичное праву уполномоченных органов, в том числе налоговых, указанному в главе 9 НК РФ, предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что учреждение вправе было отказать обществу в предоставлении рассрочки погашения задолженности по страховым взносам только потому, что порядок и случаи ее предоставления законом не установлены.
Вместе с тем для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения ими каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае у суда отсутствуют основания полагать, что оспариваемый отказ ответчика повлек нарушение прав и законных интересов общества.
Так, статьей 64 НК РФ установлен порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы: справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках; справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках; перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства); обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности; документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
В пункте 2 статьи 64 НК РФ перечислены основания предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога.
В рассматриваемом случае общество в обоснование заявления о предоставлении рассрочки погашения задолженности по страховым взносам и пеням за 2010 год сослалось на тяжелое финансовое положение, на то, что в случае единовременной уплаты долга возникнет угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ).
Согласно пункту 5.1 этой же статьи НК РФ наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 данной статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Как усматривается в материалах дела и установлено судом первой инстанции, таких документов обществом в фонд не предъявлено.
В связи с этим следует признать, что у фонда в данном случае не имелось оснований для принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) погашения задолженности по страховым взносам за 2010 год.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 июня 2011 года по делу N А44-1649/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Боровичский опытный специализированный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1649/2011
Истец: ООО "Боровичский опытный специализированный завод"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Боровичском районе, ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Боровичском районе
Третье лицо: ОСП Боровичского района Управления ФССП по Новгородской области