г. Москва |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А41-2122/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца ЗАО "Бомбей" (ИНН: 5013015268, ОГРН: 1025001630862) - Сергеев В.З. - представитель по доверенности б/н от 06 августа 2011 года, Каибов А.М. - представитель по доверенности N 18896 от 04 октября 2010 года,
от ответчика Администрации городского округа Жуковский Московской области - Пономарь В.Е. - представитель по доверенности N 04 от 27 января 2011 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Бомбей" на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2011 года по делу N А41-2122/11, принятое судьей Величко Р.Н., по иску Закрытого акционерного общества "Бомбей" к Администрации городского округа Жуковский Московской области об обязании заключить долгосрочный договор аренды земельного участка, признании права собственности на торговый павильон,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общества "Бомбей" (далее по тексту - ЗАО "Бомбей") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Жуковский Московской области об обязании заключить долгосрочный договор аренды с правом выкупа на земельный участок с кадастровым номером 50:52:0010110:31 по фактическому пользованию по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3, площадью 1735 кв.м. для эксплуатации торгового павильона ЗАО "Бомбей";
- признании права собственности ЗАО "Бомбей" на торговый павильон площадью 157,4 кв.м. по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3 (л.д.2-7 т.1).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил:
- обязать ответчика заключить долгосрочный договор аренды с правом выкупа на земельный участок с кадастровым номером 50:52:0010110:31 по фактическому пользованию по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3, площадью 1735 кв.м. для эксплуатации торгового павильона ЗАО "Бомбей";
- признать право собственности ЗАО "Бомбей" на торговый павильон площадью 291,8 кв.м., по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3 (л.д.122 т.1).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований ЗАО "Бомбей" отказано (л.д.130-133 т.1).
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Бомбей" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 136-140 т.1).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ЗАО "Бомбей" - удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Жуковский Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Бомбей" является предприятием розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами.
10 июня 1998 года Мэром города Жуковского Московской области было издано постановление N 705 "О предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в аренду и собственность" (л.д.12 т.1).
Согласно архивной копии от 14 декабря 2010 года N 1891 вышеуказанным постановлением ЗАО "Бомбей" был предоставлен в аренду до 01 июля 1999 года земельный участок площадью 1771 кв.м. по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3, под строительство магазина (л.д.13 т.1).
На основании данного постановления 10 июня 1998 года между Мэрией города Жуковского (Арендодатель) и ЗАО "Бомбей" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 130, в соответствии с которым Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок по Набережной Циолковского (территория бывшей арт.скважины) площадью 1771 кв.м. для строительства магазина, сроком до 01 июля 1999 года (л.д.14-16 т.1).
Постановлением Мэра города Жуковского Московской области N 580 от 24 мая 1999 года АОЗТ "Бомбей" была разрешена разработка проектной документации на строительство временного одноэтажного павильона размером 10,0х10,0м. на участке по ул. Наб. Циолковского, арендуемом АОЗТ "Бомбей" (л.д.17 т.1).
21 июля 1999 года постановлением Мэра города Жуковского Московской области утвержден акт приемки в эксплуатацию временного торгового павильона ЗАО "Бомбей" по ул. Наб. Циолковского - одноэтажного строения размером 10х10 из бруса, построенного в соответствии с постановлением Мэра города Жуковского от 24 мая 1999 года N 580 (л.д.27 т.1).
Впоследствии истцом к существующему временному торговому павильону был пристроен торговый павильон.
Предъявляя настоящие исковые требования, истец сослался на то, что 24 августа 2000 года Глава города Жуковский распоряжением N 60-Р "О назначении государственной комиссии по приемке в эксплуатацию временного торгового павильона ЗАО "Бомбей" на ул. Н. Циолковского", утвердив состав государственной комиссии из 12 должностных лиц, поручил комиссии приступить к работе по государственной приемке пристройки к торговому павильону. Государственная комиссия использовала в своей работе как проектную документацию, выполненную ООО "АРХ-Нилыч", заключение государственной экологической экспертизы N 3 от 02 марта 2000 года, подготовленное Государственным комитетом по охране окружающей среды Московской области.
31 октября 2000 года Главой города Жуковский был утвержден акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - временного торгового павильона общей площадью 157,4 кв.м. (л.д.32-33 т.1).
По мнению истца, при строительстве временного торгового павильона на муниципальном земельном участке общественно-делового назначения - "под торговый павильон", ЗАО "Бомбей" последовательно пройдены все ступени строительства капитального здания торгового павильона: от получения разрешения на проектирование - до ввода в эксплуатацию.
Ссылаясь на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил признать право собственности ЗАО "Бомбей" на торговый павильон площадью 157,4 кв.м. по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Для признания за лицом права собственности на имущество по правилам пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих условий: 1) вещь должна быть изготовлена лицом для себя; 2) вещь должна быть создана с соблюдением закона и иных правовых актов.
Применительно к объектам недвижимости таким требованием при возведении спорных построек является, в частности, отвод земельного участка под строительство в установленном порядке, получение необходимых разрешений и согласований, наличие проектно-сметной документации.
Пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из содержания пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
Между тем истцом не представлено доказательств получения разрешения на строительство спорного объекта органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России).
Из имеющегося в материалах дела акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 21 июля 1999 года, утвержденного постановлением Мэра города Жуковского от 21 июля 1999 года N 818, усматривается, что разрешение на строительство временного торгового павильона не выдавалось (л.д.25 оборот т.1).
Доказательства того, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно техническому паспорту, составленному 30 июня 2011 года Раменским филиалом ГУП МО "МОБТИ" общая площадь временного торгового павильона составляет 379,0 кв.м. (л.д. 5-13 т.1).
Однако из содержания кадастрового паспорта на указанное здание, составленного Раменским филиалом ГУП МО "МОБТИ" по состоянию на 13 июля 2011 года, следует, что общая площадь объекта составляет 331,2 кв.м.
ЗАО "Бомбей" предъявлены исковые требования о признании права собственности на торговый павильон площадью 157,4 кв.м. по адресу: г. Жуковский, ул. Набережная Циолковского, д.3, с учетом уточнения иска - на строение площадью 291,8 кв.м.
Таким образом, технические параметры спорного объекта не соответствуют письменным документам, имеющимся в материалах дела.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представители истца пояснили, что в ночь с 31 августа на 01 сентября 2011 года здание торгового павильона было взорвано, в результате чего сгорело полностью.
При таких обстоятельствах оснований для признания за истцом права собственности на спорный объект в порядке части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Как следует из материалов дела, спорный объект располагался на земельном участке с кадастровым номером 50:52:010110:0031, по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Наб. Циолковского.
Данный земельный участок был предоставлен истцу в аренду по договорам аренды N 130 от 10 июня 1998 года, N 163 от 24 июля 2000 года, N 415-КЗ от 02 июля 2003 года, с учетом дополнительных соглашений, сроком до 04 июня 2004 года.
Правоотношения по аренде земельных участков, в том числе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются нормами земельного законодательства
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20
настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года N 370 (зарегистрирован Минюстом РФ 28 ноября 2007 г.. N 10555) утвержден указанный в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ Перечень документов, прилагаемый к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Таким образом, нормы статьи 36 ЗК РФ устанавливают обязательные для органов исполнительной власти и местного самоуправления основания и порядок предоставления земельных участков в аренду. Иных правовых оснований, предусматривающих обязанность органа исполнительной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, Земельный кодекс РФ не содержит.
Одним из документов, указанных в Перечне, утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г.. N 370, является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельной участке).
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что истцом ответчику не были предоставлены установленные законом документы, являющиеся основанием для принятия им решения в порядке п.6 ст.36 ЗК РФ.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такое регистрации.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу 30 января 1998 года.
Согласно актам приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 21 июля 1999 г.. и от 31 октября 2000 г.. строительство временного торгового павильона осуществлялось в 1999-2000 годах, следовательно, на него полностью распространяются положения ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для возникновения права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества.
Таким образом, право собственности истца на созданный им объект недвижимого имущество возникает с момента государственной регистрации прав на него и только после этого в силу положений статьи 36 ЗК РФ у истца возникает право требовать от ответчика заключения с ним договора аренды земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимости.
Учитывая, что истцом не представлен документ, подтверждающий его право собственности на строение построенного им торгового павильона, ответчик не обязан заключать с ним договор аренды спорного земельного участка.
В связи с отсутствием оснований для принятия решения в порядке п.6 ст.36 ЗК РФ ответчик правомерно письмом от 20 октября 2010 года отказал истцу в продлении договора аренды земельного участка, площадью 1735 кв.м по адресу: Московская область, г.Жуковский, ул.Набережная Циолковского, д.3 (л.д.63 т.1).
Требование истца заключить долгосрочный договор аренды с правом выкупа на земельный участок не имеет правовых оснований, так как нормами статьи 36 ЗК РФ это не предусмотрено.
Нормы статьи 36 ЗК РФ предоставляют собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, право выбора приобретения земельного участка в собственность или в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании Администрации г. Жуковский заключить долгосрочный договор аренды с правом выкупа на земельный участок с кадастровым номером 50:52:0010110:31 по фактическому пользованию по адресу: г.Жуковский, ул.Набережная Циолковского, д.3, площадью 1735 кв.м для эксплуатации торгового павильона ЗАО "Бомбей", было правомерно оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела сообщением N 52/002/2011-371 от 03 октября 2011 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отказало ЗАО "Бомбей" в государственной регистрации права собственности на строение, расположенное по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Наб. Циолковского.
Следовательно, ЗАО "Бомбей" вправе обжаловать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 22 000 рублей подлежит возврату Закрытому акционерному обществу "Бомбей" из Федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2011 года по делу N А41-2122/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Бомбей" из Федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 22 000 рублей.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2122/2011
Истец: ЗАО "Бомбей", ООО "БОМБЕЙ"
Ответчик: Администрация городского округа Жуковский, Администрация городского округа Жуковский Московской области