г.Москва |
|
01.11.2011 г. |
N 09АП-25808/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2011
Дело N А40-59230/11-120-450
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Алексеевой Е.Б.,
при участии:
от заявителя: Борисенко М.В. по доверенности от 22.03.2011 N НК-81, Бударина С.В. по доверенности от 19.10.2011 N НК-513;
от ответчика: Щербаков О.В. по доверенности от 23.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу "
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.08.2011 по делу N А40-59230/11-120-450, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ОАО"Газпром нефть"" (ОГРН 1025501701686, 190000, г.Санкт-Петербург, ул.Галерная, д.5, лит.А)
к Центральной энергетической таможне,
о признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным требования Центральной энергетической таможни от 16.03.2011 N 2 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 23.08.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Газпром нефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром нефть" осуществило в порядке периодического временного декларирования, предусмотренного ст.138 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), вывоз с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой в апреле 2010 года.
Копией коносамента от 30.04.2010 N 4 подтверждается погрузка на танкер "ТИ-ЭЙЧ СОНАТА" 16793547 кг нефти 30.04.2010.
На данный товар, судно и коносамент оформлен фрахтовый/грузовой манифест, на котором Находкинской таможней была проставлена отметка "Вывоз разрешен 30.04.2010".
В соответствии с отметкой таможенного органа, разрешающей убытие товара, ОАО "Газпром нефть" было указано в графе 47 "Исчисление платежей" ГТД N 10006061/280610/0000374 основа начисления (16793547 кг) и исчислена вывозная таможенная пошлина по ставке 268,9 долл. США за тонну.
16.03.2011 Центральная энергетическая таможня в адрес ОАО "Газпром нефть" выставила требование об уплате таможенных платежей, так как постановлением Правительства РФ от 26.04.2010 N 286 ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с 01.05.2010 была установлена в размере 284 долл. США.
Полагая, что выставленное Центральной энергетической таможней требование об уплате таможенных платежей является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.п.31 п.1 ст.11 Таможенного кодекса РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно ст.357.1, п.п.1 п.1 ст.357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, за таможенное оформление.
Пунктом 1 ст.357.6 Таможенного кодекса РФ установлено, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
На основании п.1 ст.60 Таможенного кодекса РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В соответствии с п.2 ст.60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст.138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Исходя из изложенного, подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
В соответствии с п.2 ст.357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
К числу правил, регулирующих уплату таможенных пошлин, относятся нормы п.6 ст.138 ТК РФ, согласно которым вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.
В апелляционной жалобе ОАО "Газпром нефть" указывает на то, что действия должностного лица таможенного поста Морской пост Восточный, которым неверно была проставлена дата окончания работы таможенного наряда, не могут являться поводом для признания действий ОАО "Газпром нефть" по исчислению вывозной таможенной пошлины неправомерными.
Заявитель ошибочно полагает, что основанием для выставления требования послужили действия должностного лица таможенного органа.
В соответствии со ст.357.3 ТК РФ таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 настоящего Кодекса.
Основанием для выставления требования послужил факт неверного исчисления Заявителем таможенных сборов, установленный в ходе проверочных мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, 30.04.2010 на таможенном посту началось таможенное оформление на отход из п. Восточный в Республику Корея танкера "СОНАТА".
Начало таможенного оформления - 30.04.2010 в 23 ч. 50 мин., окончание 01.05.2010 в 01 ч. 30 мин.
Дальневосточным таможенным управлением проведены выборочные проверки таможенного оформления судов, убывающих с таможенной территории Российской Федерации с грузом нефтепродуктов (нефти), дата убытия которых приходилась на последний день месяца.
В результате проверочных мероприятий выявлены факты неверного указания даты окончания работы в технологических отметках, а именно на генеральной декларации N 10814040/300410/00423 в отношении танкера "СОНАТА", на котором перемещалась нефть, заявленная ОАО "Газпром-нефть".
Согласно штампу на генеральной декларации, поданной при убытии танкера "СОНАТА", время начала работы таможенного наряда 23 ч. 50 мин., время окончания работы таможенного наряда - 01 ч. 30 мин. При этом, в поле "Дата" проставлено 30.04.2010.
Фактически же, согласно данному штампу, таможенное оформление завершено в начале течения следующих суток, и как следствие, отход судна "СОНАТА" фактически завершен 01.05.2010 в 01 ч. 30 мин., следовательно, товар вывезен 01.05.2010.
Таким образом, датой окончания работы таможенного наряда при оформлении убытия танкера "СОНАТА", а также дата вывоза товара на указанном транспортном средстве является 01.05.2010, а не 30.04.2010.
Заявитель не отрицает, что днем фактического вывоза нефти является 01.05.2010, а лишь ссылается на то, что коносамент был оформлен 30.04.2010.
Кроме того, факт вывоза товара 01.05.2010 подтверждается также информацией, представленной пограничным управлением по Приморскому краю.
В соответствии со ст.412 ТК РФ Находкинской таможней проведен ведомственный контроль и принято решение N 10714000/110311/72, в соответствии с которым действие должностного лица таможенного поста Морской порт Восточный, выразившееся в проставлении на технологических отметках в генеральной декларации, декларации о грузе, грузовом манифесте даты фактического вывоза товаров, задекларированных по ПГТД N 10006061/280610/0000374, признаны неправомерными и изменены.
В соответствии со ст.131 ТК ТС ЦЭТ проведена камеральная таможенная проверка в отношении ОАО "Газпром нефть" по факту перемещения в 2010 году в рамках контракта от 15.12.2008 N ГПН 08/28000/01217/Д через таможенную границу Российской Федерации в Республику Корея и в Японию нефти сырой.
В соответствии с п.3 ст.350 ТК РФ ЦЭТ составлен акт N 10006000/160311/0000002 об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2010 N 286 ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с 01.05.2010 была установлена в размере 284 долл. США.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что расчет таможенных пошлин в отношении товара, вывезенного 01.05.2010, по ставке, действовавшей до 30.04.2010, является неправомерным.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что корректировка вышестоящим лицом таможенного органа в части проставления даты окончания работы таможенного наряда не предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации ни в качестве основания для признания другой даты в качестве даты отметки, разрешающей убытие товара, на документе, ни в качестве основания для взыскания с декларанта повышенной ставки вывозной пошлины, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
В соответствии с письмом ФТС России от 18.07.2007 N 01-06/26709 ведомственный контроль - деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов, при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела.
Основными задачами ведомственного контроля являются, являются в том числе - выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела.
В соответствии с вышеназванной статьей Федерального закона Дальневосточным таможенным управлением была проведена проверка, по итогам которой были внесены изменения в таможенные документы.
Также Центральной энергетической таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ОАО "Газпром нефть" по вопросам установления правильности начисления и полноты уплаты таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении товаров.
В соответствии с п.2 ст.191 Таможенного кодекса Таможенного Союза внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением Комиссия Таможенного Союза от 20.05.2010 N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию.
Указанная инструкция разработана в соответствии с п.2 ст.191 Таможенного кодекса таможенного союза и определяет случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров.
В соответствии с положениями Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию 12.04.2011 Центральной энергетической таможней принято Решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в грузовой декларации, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии N 10006000/230311/000008/51/52.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе о неправильном расчете пеней отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная.
В соответствии со статьей 357.3 ТК РФ таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно.
При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (ст.329 ТК РФ).
При перемещении товаров через таможенную границу (вывозе товаров) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст.319 ТК РФ).
Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в п.4 ст.138 ТК РФ, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с п.5 ст.138 ТК РФ, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной таможенной декларации (ст.138 ТК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке (ст.348 ТК РФ).
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в спорный период) при нарушении установленного таможенным законодательством срока уплаты таможенных пошлин и налогов уплачиваются пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по их уплате включительно
В рассматриваемом случае действия должностных лиц ЦЭТ по исчислению сумм пеней за просрочку уплаты таможенных платежей являются правомерными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Центральной энергетической таможни от 16.03.2011 N 2 об уплате таможенных платежей соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2011 по делу N А40-59230/11-120-450 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59230/2011
Истец: ОАО "Газпром нефть"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ