г. Самара |
|
01 ноября 2011 г. |
Дело N А72-2577/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Садило Г.М., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
ИП Мартынов О.Д. - лично, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Ульяновской области (ОГРН 1077325000257) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года по делу N А72-2577/2011 (судья О.К. Малкина)
по иску ИП Мартынова О.Д. (ОГРН 304731035600011)
к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству сельского хозяйства Ульяновской области
о взыскании 403 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИП Мартынов О.Д. обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству сельского хозяйства Ульяновской области о взыскании 403 400 руб. - убытков.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года в пользу ИП Мартынова О.Д. с Министерства сельского хозяйства Ульяновской области взыскано 403 400 руб. - убытков, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Ульяновской области отказано.
Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание не явились представители Министерства финансов Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
ИП Мартынов О.Д. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В 2008 году ИП Мартынов О.Д. осуществлял деятельность по производству и реализации зерновых культур высшей репродукции. В связи с продажей семян озимой пшеницы сорта "Малахит" категории "Элита" в объеме 119,3 тн. истец в сентябре 2008 года обратился к ответчику - Министерству сельского хозяйства Ульяновской области с заявлением о получении субсидии в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области " на 2008 - 2012 годы.
Поскольку субсидия не была предоставлена истцу, последний обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании субсидии в размере 403400 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2010 г.. по делу N А72-388/2010, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований ИП Мартынова О.Д. о взыскании субсидии за 2008 г.. в размере 403 400 руб. 00 коп отказано.
Предметом настоящего иска является взыскание убытков в виде не возмещенных ему затрат в размере подлежавшей выплате субсидии.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из исковых требований, в предмет доказывания по делу входят: факт причинения и размер убытков; противоправность поведения причинителя убытков; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением убытков; вина причинителя убытков.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать наличие всей совокупности указанных выше фактов.
С целью осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 г.. N 2/8-П утверждена Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы.
Исходя из указанной программы, установленные мероприятия подлежали оплате сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального и областного бюджетов после представления участниками программы сведений об использованных собственных средствах, направленных на реализацию мероприятий программы.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.06.2008 г.. N 274-П утвержден Порядок предоставления в 2008 году средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы".
Согласно п.п.2 - 5 данного Порядка выделяемые в виде субсидий средства, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете Ульяновской области. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области на предоставление субсидий является Министерство сельского хозяйства Ульяновской области. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области утверждает своим приказом формы справок-расчетов, заявок, представляемых получателями субсидий на получение средств областного бюджета Ульяновской области. Получателями субсидий на производство и реализацию семян зерновых и зернобобовых культур высших репродукций являются зарегистрированные в Ульяновской области юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензионные или сублицензионные договоры на производство семян.
Обязательными условиями для выплаты субсидий на производство и реализацию семян являются: реализация семян на территории Ульяновской области; включение сортов реализуемых семян в Государственный реестр по 7 региону.
Получателем субсидий представляются следующие документы: заявление о предоставлении субсидий; копия договора купли-продажи; копия счета- фактуры и товарной накладной, составленной продавцом; два экземпляра справки - расчета по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Ульяновской области; сертификат, удостоверяющий посевные качества семян и подтверждающий их соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов; копия лицензионного или сублицензионного договора на производство семян.
В соответствии с п.п.8 - 10 Порядка предоставления в 2008 году средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы получатели субсидий представляют документы, указанные в пунктах 5 - 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области представляет проверенные расчеты и сводный реестр в Министерство финансов Ульяновской области до 30 числа месяца, следующего за расчетным. Министерство финансов Ульяновской области зачисляет денежные средства, предусмотренные на реализацию Программы, в порядке, установленном для исполнения областного бюджета Ульяновской области, на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, открытый в Министерстве финансов Ульяновской области. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области перечисляет денежные средства на расчетные и лицевые счета получателей субсидий.
Перечисление средств на счета получателей субсидий осуществляется при наличии следующих документов: платежного поручения на перечисление средств, оформленного в установленном порядке; расчета на получение субсидий, проверенного Министерством.
Распределение и выплата субсидий конкретным получателям субсидий производились уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Министерством сельского хозяйства Ульяновской области.
В рассматриваемом случае, ИП Мартынов О.Д. направил в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области заявление на получение субсидий из областного бюджета в объеме 403,0 тыс. руб., оформленное как справка-расчет на получение субсидий (приложение N 6 к приказу Минсельхоза, т. 2, л.д. 32), а также копии договоров купли-продажи N 3 от 16.09.2008 г.., N 4 от 17.09.2008 г.., копии счетов-фактур N 7 от 17.09.2008 г.., N 00000006 от 16.09.2008 г.., товарных накладных N N 7 от 17.09.2008 г.., N 6 от 16.09.2008 г..; сертификаты N РОСС ПС 137.1.3.0217, N РОСС ПС 137.1.3.0218, N РОСС RUS ПС 137.1.8.0104; копию договора на право использования семян озимой пшеницы сорта "Малахит" N 32 от 03.09.2007 г.. (т.2 л.д.27-40).
Из представленной в материалы дела книги учета за 2008 год (т.2 л.д.51) пакет документов ИП Мартынова О.Д. был возвращен Министерством сельского хозяйства Ульяновской области 25.09.2008.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал на то, что при обращении в Министерство истцом допущены нарушения в оформлении представленного пакета документов для предоставления субсидии, а именно: не приложено заявление о предоставлении субсидии; на товарных накладных не было подписей и печатей покупателей семян; не представлена копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; по договору купли-продажи N 4 от 17.09.2008 г.. семена пшеницы были реализованы по завышенной цене (согласно протоколу реализации семян от 05.08.2008 г.. продажа семян элиты на территории Ульяновской области не должна превышать 11600 рублей за тонну); на копии сублицензионного договора N 32 от 03.09.07г. отсутствовала печать "Оригинатора"; копии документов не были заверены надлежащим образом.
На момент повторного предоставления пакета документов лимит средств, выделенных из областного бюджета на поддержку семеноводства был исчерпан, в связи с чем субсидия не была выплачена.
Порядком предоставления в 2008 году средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы не предусмотрена выплата денежных средств (субсидий) на поддержку семеноводства в 2010 году за 2008 год.
Данные обстоятельства были установлены при рассмотрении дела А72-388/2010, поэтому не подлежат повторному доказыванию.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции сослался на устранимость выявленных нарушений в пакете документов, представленных истцом.
Вместе с тем судом не учтено, что предусмотренные Областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы субсидии не являются строго обязательными расходными обязательствами как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
То есть, предоставление субсидий сельскохозяйственным производителям в рамках указанной программы должно происходить на основании представленных документов участниками указанной программы и только в пределах бюджетного финансирования на определенный год.
Областная целевая программа не устанавливает обязательность выплаты субсидий всем без исключения лицам, имеющие лицензионные или сублицензионные договоры на производство семян. При этом факт представления документов в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области хозяйствующим лицом в рамках программы не означает автоматического получения субсидии вне зависимости от периода рассмотрения заявки и бюджетного финансирования.
Обязательный характер выплаты субсидий по указанной выше областной целевой программе не установлен как в самой программе и порядке ее выплаты, так и каким-либо законом, а также нормативным правовым актом Российской Федерации или Ульяновской области.
В отсутствие расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации перед истцом, невозможно сделать выводы о виновности работников Министерства сельского хозяйства в противоправном поведении, выраженном в умышленном незаконном отказе в выплате субсидии и причинении убытков истцу.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2010 по делу N А72-388/2010, в мотивировочных частях которых при рассмотрении иска о взыскании 403400 руб. сделаны выводы об отсутствии у истца убытков.
Кроме того, взыскивая убытки с Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, Арбитражный суд Ульяновской области не учел разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, о том, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы финансируется из федерального и областного бюджетов, тогда как на Министерство сельского хозяйства Ульяновской области возложено только правовое и ресурсное обеспечение программы, что указано в разделе 4 паспорта программы и приложении N 2.
Сама программа утверждена Правительством Ульяновской области и является программой субъекта Российской Федерации, требования к которому заявлены не были.
В рамках рассматриваемых отношений Министерство сельского хозяйства Ульяновской области не является надлежащим ответчиком и не может нести ответственность по обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года в части удовлетворения исковых требований, отказав в иске к Министерству сельского хозяйства Ульяновской области.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу иска и апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 августа 2011 года по делу N А72-2577/2011 в части удовлетворения исковых требований и взыскания убытков в размере 403000руб. и расходов по государственной пошлине в сумме 11068руб. с Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2577/2011
Истец: ИП Мартынов О. Д., Мартынов Олег Дмитреевич
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, Министерство Финансов Ульяновской области, Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6639/12
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 6639/12
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-148/12
01.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11406/11
16.08.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2577/11