г. Москва |
|
31 октября 2011 г. |
N 09АП-25801/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Гончарова В.Я., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Дутовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01 августа 2011 года по делу N А40-55097/11-149-292, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению ОАО "Комбинат Южуралникель" (ОГРН 1025601931410, 462424, Оренбургская обл, г. Орск, ул. Призаводская, д.1)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя:
Ломохов И.Ю. по доверенности от 02.02.2009 N 066/4-09;
от ответчиков:
не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ
ОАО "Комбинат Южуралникель" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением (с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ), о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выраженные в письме от 03.02.2011 г.. N ПП-10/2492, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества), выраженные в письме от 10.02.2011 г. N ЮП-56/13-881 по отказу в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка и по возврату на доработку представленных документов на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 56:43:02090002:11, площадью 248112+174 кв.м., местоположение которого: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:43:0209002, с разрешенным использованием для эксплуатации ж/д пути к шлакоотвалу N 2 и обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Комбинат Южуралникель" путем принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить в адрес ОАО "Комбинат "Южуралникель" проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением от 01.12.2011 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что заявителем для приватизации земельного участка предоставлен полный пакет документов, оформленных надлежащим образом, в связи с чем действия ответчиков не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Росимущество обратилось в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что заявителем, при подаче заявления не представлено документов: удостоверяющих права на здания, строения, сооружения, находящихся на приобретаемом земельном участке; удостоверяющих права Общества на данные сооружения; позволяющих идентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке. Кроме того, суд необоснованно взыскал с Росимущества государственную пошлину, в связи с тем, что государственные органы освобождены от её уплаты.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал на предоставление всего пакета документов, предусмотренного действующим законодательством, подтверждающего наличие на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, прав на ним, а также размер участка, необходимого для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества.
Ответчики, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчиков.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбинат Южуралникель" является собственником сооружения "Желдорпуть перегона завод-шлакоотвал" (далее по тексту - Сооружение) на основании плана приватизации комбината "Южуралникель" утвержденного решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области N 36 от 30.10.1992 г.. (стр.128 приложения N 1 к плану приватизации, инв.N 5076). Сооружение числится на балансе предприятия под инвентарным N 5076, что подтверждается справкой центральной бухгалтерии комбината.
Сооружение расположено на земельном участке площадью 248112_174 кв.м. с кадастровым N 56:43:0209002:11, расположенном по адресу: Оренбургская область, г.Орск, восточная часть кадастрового квартала 56:43:0209002. Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (далее - Земельный участок) и имеет разрешенное использование - эксплуатация ж/д пути к шлакоотвалу N 2.
Земельный участок передан заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании распоряжения N 1122-р от 27.07.1993 г.. "О предоставлении комбинату "Южуралникель" в бессрочное пользование земельных участков, фактически занятых промобъектами комбината" (п.2.21. Железнодорожные пути), что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 221-ПГ выданного 29.07.1993 г..
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участке или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных, участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают прав на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 г.. N 370.
Заявитель обратился в ТУ Росимущества с заявлением N ЮУНК/3394/22 от 21.07.2010 г.. о приватизации Земельного участка.
ТУ Росимущества направило пакет документов в Росимущество для принятия решения о приватизации Земельного участка письмом N ЛК-56/03-6468 от 25.08.2010.
Письмом ТУ Росимущества от 10.02.2011 г.. N ЮП-56/13-881, в соответствии с письмом Росимущества от 03.02.2011 г.. N ПП-10/2492 документы были возвращены заявителю на доработку. В качестве оснований возврата было указано: отсутствие в составе представленных материалов документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых Земельных участках; выписки из ЕГРП о правах на объект недвижимости, принадлежащий Заявителю, а также документы, позволяющие идентифицировать принадлежащий Заявителю объект недвижимости на приобретаемом земельном участке.
В пункте 1 ст. 6 Федерального закона о государственной регистрации объектов недвижимости и сделок с ним от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ закреплено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей;
Пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 г.. N 370 предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагается выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, документом, удостоверяющим право на Сооружение является план приватизации комбината "Южуралникель" утвержденный решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области N 36 от 30.10.1992 г.. (приложения N 1 к плану приватизации, инв. N 5076).
В составе пакета документов, направленных Комбинатом в адрес Росимущества с Заявлением от 21.07.2010 г.. N ЮУНК/3394/22 была представлена Справка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 16.07.2010 г.. N 347, согласно которой техническая инвентаризация объекта капитального строительства -"железнодорожный путь", не проводилась. Кроме того, в указанной Справке также указывалось на отсутствие на земельном участке с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
При указанных обстоятельствах довод Росимущества об отсутствии в составе приложенных к заявлению о приватизации документов, позволяющих идентифицировать принадлежащий Заявителю объект недвижимости на приобретаемом земельном участке судебной коллегией отклоняет, заявителем был представлен ответчику соответствующий документ (л.д. 10 оборотная сторона).
Требование Росимущества о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка, содержащего необходимую информацию о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), до 01.01.2013г. установлен переходный период применений Закона о кадастре к отношениям, возникшим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На это также было указано Минэкономразвития России в письме от 15.10.2010 г.. N Д23-4182.
Довод Росимущества о том, что в составе пакета документов для выкупа земельного участка должны быть представлены документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г.. N 921, подтверждающие проведение технического учета и технической инвентаризации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В соответствии с п.6 "Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утв.Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г.. N 921 (далее также - Положение), техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Согласно п. 12 Положения, сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Таким образом, указанным Положением не предусматривается обязательность проведения технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства, поскольку какие-либо императивные сроки проведения данных процедур (в том числе и в отношении объектов, законченных строительством до вступления в силу указанного Положения) нормативно не установлены, какие-либо неблагоприятные последствия в случае не проведения данных процедур для собственников объектов капитального строительства также не предусмотрены.
Кроме того, нормами действующего законодательства возникновение права собственности на объекты недвижимости не поставлено в зависимость от проведения либо не проведения технической инвентаризации и технического учета - обязательным требованием для возникновения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в отношении прав на имущество, возникших после вступления данного Закона в силу). При этом, проведение технической инвентаризации и технического учета может являться только лишь предварительной процедурой, результаты которой могут быть использованы при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае обязательности такой регистрации в соответствии с действующим законодательством).
Необходимо также учитывать, что по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (п.7 Положения).
В связи с чем, довод Росимущества о необходимости представления документов, предусмотренных Положением, фактически свидетельствует об обязательности представления одновременно с заявлением о приватизации земельного участка (предусмотренного п.5 ст.36 ЗК РФ) в качестве необходимого приложения дополнительно также и технического паспорта на объекты недвижимости, расположенные на соответствующем земельном участке.
При этом, Перечнем документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г.. N 370, не предусмотрено предоставление в качестве обязательного документа технического паспорта на объекты недвижимости, расположенные на соответствующем земельном участке.
Таким образом, подобное требование Росимущества противоречит требованиям п.5 ст.36 ЗК РФ, согласно которым исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем документов, установленным федеральным органом исполнительной власти
В соответствии с п.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Согласно пп.1 п.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.03.2010 г..), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков.
При этом, подтверждением постановки объекта недвижимости на кадастровый учет является выдача заинтересованному лицу кадастрового паспорта на объект недвижимости (п.2 ст.23 Федерального закона от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные Комбинатом в адрес Росимущества одновременно с Заявлением от 21.07.2010 г.. N ЮУНК/3394/22 документы являются надлежащими, достаточными и достоверными доказательствами, подтверждающими необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации принадлежащих Комбинату объектов недвижимости по целевому назначению, учитывая следующее: земельный участок с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 поставлен на кадастровый учет, подтверждением чего является наличие кадастрового паспорта на указанный объект недвижимости; утверждение результатов межевания земельного участка, а также уточнение характеристики земельного участка с кадастровым номером N56:43:0209002:11 по результатам рассмотрения материалов межевания земельного участка было утверждено (согласовано) Распоряжением Территориального управления Росимущества по Оренбургской области от 29.10.2009 г.. N1118-р.
При этом объект капитального строительства -железнодорожный путь, фактически существовал на земельном участке, как минимум, с 1992 года (момента утверждения Плана приватизации Комитетом по управлению государственным имуществом по Оренбургской области решением N 36 от 30.10.1992 г..), то есть задолго до постановки данного земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 - "для эксплуатации ж/д пути к шлакоотвалу N 2", непосредственно связано с конкретным и единственным объектом капитального строительства - железнодорожным путем, что свидетельствует о том, что при постановке данного земельного участка на кадастровый учет должны были учитываться существующие нормативы отведения земель для подобных объектов капитального строительства, а также факт отсутствия на спорном земельном участке каких-либо иных объектов недвижимости, принадлежащие третьим лицам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель фактически был обязан повторно подготовить пакет документов, с учетом незаконных требований ответчиков, что, учитывая наличие пресекательного срока возможности выкупа земельных участков, установленных законом, нарушает права общества на приобретение в собственность недвижимого имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности.
Пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01 августа 2011 года по делу N А40-55097/11-149-292 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55097/2011
Истец: ОАО "Комбинат Южуралникель"
Ответчик: Росимущество, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом