г. Киров |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А29-4258/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирилловых О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Грибановой О.С., действующей на основании доверенности от 10.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2011 по делу N А29-4258/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Баргузин" (ОГРН 1021100813139, г. Воркута, ул. Ленина, д. 4а )
к Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (г. Нижний Новгород, ул. М. Горького, д. 150),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Баргузин" (далее - заявитель, Общество, ООО "Баргузин") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.06.2011 N 358/1-ю о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 52000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на применение судом статьи 2.9 КоАП РФ, не подлежащей применению.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами жалобы.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2011 Департаментом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ. Из указанного протокола следует, что ООО "Баргузин" осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными и стационарными объектами, размещения отходов производства и потребления, что подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года; из платежного поручения от 10.03.2011 N 108 следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года внесена с нарушением установленных сроков (л.д. 56-59).
04.05.2011 административным органом вынесено постановление о привлечении ООО "Баргузин" к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 53000 рублей. Из указанного постановления следует, ООО "Баргузин" не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года, что свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды), статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон об охране атмосферного воздуха), части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), пунктов 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ от 08.06.2006 N 557) (л.д. 14-17)
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (часть 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2).
Из статьи 28 Федерального закона об охране атмосферного воздуха за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа от 08.06.2006 N 557 плату за негативное воздействие на окружающую среду подлежит вносить по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является квартал.
Материалами дела установлено, что ООО "Баргузин" в результате своей производственной деятельности осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных и передвижных источников, размещает отходы производства и потребления (л.д. 67-73). Вместе с тем плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года внесена Обществом с нарушением установленного срока - 10.03.2011 (л.д. 42), чем нарушены требования статьи 16 Закона об охране окружающей среды и Приказ от 08.06.2006 N 557.
В силу вышеизложенного, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, является правомерным.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административное правонарушение, совершенное заявителем, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, просрочка внесения платы имела место за один отчетный период, в связи с чем оснований полагать, что Общество пренебрежительно относится к своим публичным правовым обязанностям, не имеется. Изложенное позволяет квалифицировать вменяемое Обществу административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, в качестве малозначительного и освободить заявителя от административной ответственности.
Если малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9. КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.08.2011 по делу N А29-4258/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4258/2011
Истец: ООО Баргузин
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу
Третье лицо: Второй арбитражнй апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5832/11