г. Москва |
|
03 ноября 2011 г. |
N 09АП-27044/2011- |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Центр технического обслуживания Федерации независимых Профсоюзов России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2011
по делу N А40-33985/11-75-136, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр технического обслуживания Федерации Независимых Профсоюзов России" (ОГРН 1027739612427), 119119, Москва г, Ленинский пр-кт, 42, 6
к ГУ - Главное управление ПФР N 4 по городу Москве и Московской области (ОГРН 1027725022500; 115088, Москва г, Угрешская ул, 2, СТР.29);
Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве (ОГРН 1047736026360) 119311, Москва г, Ломоносовский пр-кт, 23
об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 310 720 руб. в связи с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Бутыркин А.А. по дов. N 03 от 17.05.2011, Донская П.Н. по дов. N 02 от 17.05.2011
от заинтересованных лиц:
ГУ - Главное управление ПФР N 4 по городу Москве и Московской области - Матяш О.Н. по дов. N 204-7/184 от 22.06.2011, Ищенко В.О. по дов. N 204-1235 от 28.12.2010;
ИФНС N 36 по г. Москве - Романова Д.В. по дов. N 113-и от 21.09.2011
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр технического обслуживания Федерации Независимых Профсоюзов России" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - Главное управление ПФР N 4 по городу Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 310 720 руб. в связи с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации.
Определением от 30.05.2011 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области (ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и МО, далее - Пенсионный фонд).
Определением от 09.08.2011 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение требований заявителя по делу, в соответствии с которым он просил признать решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области от 15.11.2010 N 4 об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пений, штрафов незаконным; обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 310 720 руб., направить указанное решение в налоговый орган; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве оформить заявление на возврат суммы страховых взносов и направить его в Управление Федерального казначейства. Формулировка уточненных требований основана на положениях Письма Федеральной налоговой службы и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.08.2010 NN ЯК-17-8/58, АД-30-24/8509@, определяющего порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов по КБК 182 1 02 02010 06 0000 160, главным администратором доходов бюджета по которым является ФНС России.
Арбитражный суд города Москвы решением от 26.08.2011 в удовлетворении требований общества о признании решения Пенсионного фонда от 15.11.2010 N 4 незаконным; обязании Пенсионного фонда принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 310 720 руб. и направить указанное решение в налоговый орган; обязании инспекции оформить заявление на возврат суммы страховых взносов и направить его в орган Федерального казначейства отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда г. Москвы отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Налоговый орган представил письменные пояснения, в которых просит оставить решение суда без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пояснений, возражений на нее, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела заявитель платежными поручениями от 01.02.2006 N 42 на сумму 123 614, 08 руб., от 01.03.2006 N 81 на сумму 117 851, 24 руб.; от 04.04.2006 N 126 на сумму 129 176, 6 руб., от 26.04.2006 N 150 на сумму 129 341, 38 руб. ошибочно перечислил страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии на КБК 182102020061000160, предназначенный для зачисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (т. 1 л.д. 6-9).
Выявив данную ошибку, заявитель повторно платежными поручениями от 17.05.2006 N 177 на сумму 123 614, 08 руб., от 17.05.2006 N 176 на сумму 117 851, 24 руб., от 17.05.2006 N 175 на сумму 129 176, 46 руб., от 17.05.2006 N 174 на сумму 129 341, 38 руб. перечислил страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по надлежащим реквизитам (т. 1 л.д. 10-13).
После повторного перечисления средств по надлежащим реквизитам заявитель в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации представил в налоговый орган заявление от 18.05.2006 N 136-338/109 о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, перечисленных платежными поручениями от 01.02.2006 N 42, от 01.03.2006 N 81, от 04.04.2006 N 126, от 26.04.2006 N 150 на общую сумму 499 938, 16 руб. как администратору указанных платежей (т. 1 л.д. 14), факт получения данного заявления подтвержден отметкой входящей корреспонденции от 19.05.2006 за N 167.
Письмом от 07.06.2006 N 09/16530 налоговый орган отказал заявителю в возврате указанных сумм (т. 1 л.д. 15).
Общество 27.06.2006 обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с заявлением от 22.06.2006 N 136-338/113 о пересмотре решения инспекции об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов (т. 1 л.д. 16). Письмом от 24.07.2006 N 27-09/64972 УФНС России по г. Москве отказало в возврате (т. 1 л.д. 17). Общество обратилось в Федеральную налоговую службу с заявлением о возврате (т. 1 л.д. 18), решением от 23.08.2006 N 19-4-04/000049@ ФНС России согласилась с решениями нижестоящих налоговых органов, сославшись на отсутствие правовых оснований для возврата (зачета) (т. 1 л.д. 19).
Никаких иных действий в отношении налоговых органов, в т.ч. ИФНС России N 36 по г. Москве до момента обращения в суд с настоящим заявлением 26.04.2011 (т. 1 л.д. 2) обществом не предпринималось.
Суд первой инстанции при исследовании обстоятельств дела в части правового регулирования возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правильно установил, что до 01.01.2010 лицами, уполномоченными на проведение возврата (зачета) являлись налоговые органы, в связи с чем порядок возврата (зачета) был регламентирован ст. 78 НК РФ.
В указанный период согласно пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имели право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством установлены не были.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Указанный порядок изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06; с момента его принятия судебная практика однозначно возлагала обязанность по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на налоговые органы.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (в редакции до 01.01.2007), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
С 01.01.2010 порядок правового регулирования вопросов уплаты и возврата страховых взносов изменился: согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложены функции по контролю за уплатой страховых взносов.
В соответствии со ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ, зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов.
Согласно письма Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. N 02-04-09/5107 и от 21.01.2011 г. N 03-02-07/1-15 в соответствии со ст.ст. 3, 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с 01.01.2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, осуществляет Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.
Ст. ст. 59, 60 Федерального закона N 212-ФЗ определены полномочия налоговых органов в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе соответствующих пеней, штрафов, за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно.
ФЗ от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральная налоговая служба утверждена главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ с закреплением за ней доходов от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно.
Главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за расчетный период с 2010 года по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонд РФ. В соответствии с положениями ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Согласно положениям п. 47 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, администратор доходов бюджета в выписку из лицевого счета которого включены поступления, администратором которых он не является, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
При этом указанные поступления учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" и орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует и направляет соответствующему администратору доходов бюджета Запрос на выяснение принадлежности платежа.
Администратор доходов бюджета также вправе самостоятельно направить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении учтенных по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" платежей в бюджет.
При получении от администратора доходов бюджета Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, направившего данное Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, по уточненному коду бюджетной классификации.
Именно с учетом изменившегося правового регулирования на момент рассмотрения дела формулировка заявленных требований была обществом уточнена.
В рамках ст. 78 НК РФ в пределах трехлетнего срока со дня ошибочной уплаты страховых взносов обществу производились зачеты излишне уплаченных по накопительной части страховых взносов в счет исполнения текущих обязанностей по уплате страховых взносов по накопительной части, что подтверждено как распечаткой лицевого счета общества, представленной ИФНС России N 36 по г. Москве, так и формами АДВ-11 и протоколами к ним, в которых отражено уменьшение переплаты по накопительной части трудовой пенсии, отсутствие сумм перечислений денежными средствами страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии. На 31.12.2009 неизрасходованный в течение трех лет остаток переплаты составил 310 720 руб., именно эту сумму страховых взносов и просит вернуть заявитель.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для возврата указанной суммы переплаты, поскольку имеет место пропуск установленного трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных сумм и страховых взносов, который подлежит исчислению с момента уплаты, исчисляемого с того момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права.
Кроме того, согласно ст. 78 НК РФ, так и п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", судом установлен пропуск трехлетнего срока на обращение в суд.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что изменение правого регулирования возврата страховых взносов порядка исчисления срока на возврат не изменяет, поскольку предусмотренный законодательством срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов является единым - три года и подлежит исчислению с момента излишней уплаты.
Относительно момента, когда заявитель узнал о нарушении своих прав, суд первой инстанции правильно определил, что он относится к 2006 году, и связан с получением заявителем решений об отказе в возврате страховых взносов, никаких оснований для его иного определения не имеется. Тот факт, что часть страховых взносов была зачтена заявителю в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ, не дает оснований для исчисления данного срока с момента последнего зачета (как ошибочно считает заявитель), проведение зачетов части сумм было осуществлено ответчиками в полном соответствии с положениями ст. 78 НК РФ. Заявитель должен был осознавать, что по истечении трех лет какие-либо правовые основания для зачета (возврата) оставшейся части суммы страховых взносов отпадут, однако, несмотря на наличие правовых механизмов для защиты своих прав бездействовал. В связи с чем срок на обращение в суд с заявлением об обязании совершить действия по возврату данных сумм также заявителем пропущен.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что оснований для удовлетворения требований заявителя о признании решения Пенсионного фонда от 15.11.2010 N 4 незаконным не имеется; при отказе в удовлетворении требования суд учел, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с данным требованием (решение получено 08.02.2011, требование о признании его незаконным предъявлено в суд 05.08.2011, каких-либо уважительных причин его пропуска не усматривается, в связи с чем ходатайство заявителя о восстановлении данного срока правомерно отклонено. Суд с учетом результатов рассмотрения материально-правового требования по делу также отмечает, что решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов соответствует ст. 78 НК РФ, п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, правовых оснований для возврата у органа Пенсионного фонда не имелось.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2011 по делу N А40-33985/11-75-136 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33985/2011
Истец: ООО "Центр технического обслуживания Федерации независимых Профсоюзов России
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 4 по городу Москве и Московской области, ИФНС N36 по ЮЗАО г. Москвы, ИФНС России N 36 по г. Москве, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
Третье лицо: ГУ- ГУ ПФР N4 по г. Москве и МО