г. Самара |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А65-7139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - до перерыва - Гатауллиной А.Ш. (доверенность от 20.01.2011 N 2), после перерыва - Хуснутдиновой Д.А. (доверенность от 14.03.2011 N 5), Мингуловой Д.Ф. (доверенность от 09.09.2011 N 27),
представитель Федеральной службы по оборонному заказу - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства обороны Российской Федерации - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября - 02 ноября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2011 года по делу N А65-7139/2011 (судья Бредихина Н.Ю.),
принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", г.Казань,
к Федеральной службе по оборонному заказу, г.Москва,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, г.Москва,
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (ОГРН 1031622504704, ИНН 1655043818) (далее - предприятие, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральной службе по оборонному заказу (далее - административный орган) о признании незаконным постановления от 05.04.2011 N 4/1873 (т.1 л.д.2-5).
Определением от 10.05.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т.1 л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.09.2011 по делу N А65-7139/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.137-140).
В апелляционной жалобе ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.8-11).
Административный орган и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26.10.2011 до 09 час 25 мин 02.11.2011, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя Агентства и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Федеральная служба по оборонному заказу провела внеплановые проверки по жалобам ООО "Молпродоовощ" и ООО "Калиниградснабхлеб" о соблюдении оператором электронной площадку ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" законодательства Российской Федерации в сфере размещения государственной оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для нужд Минобороны России.
По результатам проверки Федеральная служба по оборонному заказу вынесла решение от 02.03.2011 N 148-рж о признании жалобы ООО "Молпродоовощ" обоснованной (т.1 л.д. 111-115) и решение от 02.03.2011 N 151-рж о признании жалобы ООО "Калиниградснабхлеб" обоснованной (т.1 л.д.129-133).
05.03.2011 Федеральная служба по оборонному заказу в адрес ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" по результатам рассмотрения жалобы ООО "Молпродоовощ" вынесла предписание об устранении выявленных нарушений (т.1 л.д.109-110).
31.03.2011 Федеральная служба по оборонному заказу составила в отношении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" протокол по делу N 4-1873 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.1 л.д.70-75).
По материалам проверки Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) 05.04.2011 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4/1873 и ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" привлечено к административной ответственности по частьи 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30000 руб. за нарушение порядка и сроков размещения протоколов рассмотрения заявок на участие в открытых аукционах (т.1 л.д.57-62).
Агентство не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями части 6 и части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 41.5, 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик 914 отдел заказов и поставок (материальных средств служб тыла) на электронной торговой площадке ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" в сети Интернет разместил извещения от 29.12.2010 N N ТАТ11012800032, ТАТ11012800033, ТАТ11012800035, ТАТ11012800036, ТАТ11012800039, ТАТ11012800040, ТАТ11012800041, ТАТ11012800042, ТАТ11012800044, ТАТ11012800045, ТАТ11012800046, ТАТ11012800047, ТАТ11012800048, ТАТ11012800049, ТАТ11012800050 о проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания для нужд Министерства обороны РФ и документацию об открытом аукционе в электронной форме.
В извещениях о проведении открытых аукционов в электронной форме и в документации об открытых аукционах в электронной форме заказчиком установлено:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 09 час 00 мин, 19.01.2011;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 25.01.2011;
- дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 28.01.2011.
Частью 1 и 2 статьи 41.8 Закон N 94-ФЗ установлено, что "для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету в соответствии с частью 11 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме".
Денежные средства в качестве обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме участниками перечислены оператору электронной площадки в сумме, установленной в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Для участия в открытом аукционе в электронной форме участники размещения заказа подали заявки на участие в открытых аукционах в электронной форме.
Оператор электронной площадки в соответствии с частью 10 статьи 41.8 Закон N 94-ФЗ, осуществил блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участников размещения заказа в отношении денежных средств, в размере обеспечения заявок на участие в открытом аукционе.
В соответствии с частью 17 статьи 41.8 Закон N 94-ФЗ оператор электронной площадки 20.01.2011 направил заказчику первые части заявок на участие в открытом аукционе.
Аукционная комиссия в соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закон N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме оформила протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Однако при попытке опубликовать на электронной торговой площадке в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе 25.01.2011 протоколов рассмотрения заявок по аукционам в электронной форме раздел "реестр комиссий" не активен, в связи с чем у заказчика отсутствовала возможность по формированию аукционной комиссии и указании решения каждого члена комиссии о допуске или отказе в допуске каждой заявки.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оператор электронной площадки 25.01.2011 не позволил в установленные частью 6 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ сроки аукционной комиссии оформить протоколы рассмотрения заявок на участие в открытых аукционах, а заказчику направить указанные протоколы оператору электронной площадки.
После обращения в службу технической поддержки оператором было рекомендовано сформировать аукционную комиссию на официальном сайте.
В соответствии с частью 30 статьи 65 Закона 94-ФЗ до 01.01.2011 в случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона документы и сведения, подлежащие размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке, на которой планируется проведение указанного открытого аукциона.
Пунктом 4 совместного письма Минэкономразвития России и Федерального казначейства "О начале функционирования с 01.01.2011 общероссийского официального сайта" от 31.12.2010 N 26339-ЛА/Д22 N 42-7.4-05/10.0-890 установившего, что процедуры размещения заказов, информация о которых размещена до 01.01.2011 на федеральном официальном сайте, должны быть завершены на этом сайте.
Отсутствие возможности сформировать заказчиком на электронной торговой площадке протоколов рассмотрения заявок по открытым аукционам в электронной форме, в соответствии со статьей 41.9 Закон N 94-ФЗ в установленные сроки, привело к блокированию оператором электронной площадки денежных средств участника размещения заказа.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оператор электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" не обеспечил в установленные Законом N 94-ФЗ сроки размещение протоколов рассмотрения заявок по открытым аукционам в электронной форме на федеральном официальном сайте, установленный частью 30 статьи 65 Закон N 94-ФЗ.
Решениями Рособоронзаказа от 02.03.2011 N 148-рж, N 151-рж в связи с поступившими жалобами участников заказа установлено, что со стороны ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" имело место нарушение законодательства о размещении заказа.
При этом решение Рособоронзаказа от 02.03.2011 N 148-рж, обжалованное заявителем, признано законным и обоснованным решением Арбитражного суда г.Москвы по делу от 30.05.2011 N А40-28745/11-146-212, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2011 (т.2 л.д.30-31).
Ответственность за нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установлена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами дела, решениями Рособоронзаказа от 02.03.2011 N 148-рж, N 151-рж.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии у Рособоронзаказа контрольных функции в отношении оператора электронной площадки.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов для государственных нужд, является Минэкономразвития России.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2005 N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу" (утв. Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, далее - Рособоронзаказ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2010 N 88 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну" которым утверждён порядок исполнения Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
Таким образом, при исполнении функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов ФАС России и Рособоронзаказ имеют одинаковые полномочия по всем контрольно-надзорным вопросам за исключением того, что Рособоронзаказ контролирует только размещение государственного оборонного заказа, которое неподконтрольно ФАС России.
Суд первой инстанции правильно указал, что Рособоронзаказ осуществляя контрольные функции в сфере размещения заказа для заключения государственного контракта на поставку продуктов питания для нужд Министерства обороны РФ действовал в пределах предоставленных полномочий с соблюдением прав заявителя.
В суд апелляционной инстанции Агентство представило копии протоколов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку продовольственных товаров для нужд Минобороны России, указывая на то, что протоколы аукционной комиссией оформлены.
Агентство привлекается к ответственности за то, что оператор электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" не обеспечило в установленные Законом N 94-ФЗ сроки размещение протоколов рассмотрения заявок по открытым аукционам в электронной форме на федеральном официальном сайте, установленный частью 30 статьи 65 Закон N 94-ФЗ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.31.1 КоАП РФ и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований. Штраф наложен в минимальном размере установленной санкцией данной статьи.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2011 года по делу N А65-7139/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7139/2011
Истец: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", г. Казань
Ответчик: Федеральная служба по обороному заказу, г. Москва
Третье лицо: Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N4 - Центральный АО, Министерство обороны Российской Федерации