город Омск |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А46-16124/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8203/2011) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011, вынесенное по результатам рассмотрения отчёта конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия города Омска "Приборы учёта" Сажина Дениса Павловича о результатах проведения конкурсного производства по делу N А46-16124/2009 (суд в составе: председательствующего Хвостунцева А.М., судей Сорокиной И.В., Бодунковой С.А.) о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Приборы учёта" (ИНН 5507038360, ОГРН 1025501387746),
при участии в судебном заседании представителей:
от Федеральной налоговой службы - Даулетбаев М.З. по доверенности от 01.02.2011;
от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Приборы учёта" города Омска Сажина Дениса Павловича - Левченко Е.И. по доверенности от 14.12.2010;
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.03.2010 по делу N А46-16124/2009 муниципальное унитарное предприятие города Омска "Приборы учета" (далее - МУП г. Омска "Приборы учета", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Сажин Денис Павлович.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.01.2011 по делу N А46-16124/2009 срок конкурсного производства в отношении должника продлен на два месяца (до 15.03.2011).
Определением Арбитражного суда Омской области от 25.03.2011 производство по делу N А46-16124/2009 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А46-16124/2009 по заявлению Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) о привлечении муниципального образования г. Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП г. Омска "Приборы учета".
Определением Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-16124/2009 в удовлетворении заявления ФНС России о привлечении муниципального образования г. Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП г. Омска "Приборы учета" отказано.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2011 производство по делу N А46-16124/2009 было возобновлено, судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего МУП г. Омска "Приборы учета" Сажина Д.П. о результатах проведения конкурсного производства назначено на 23.08.2011.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-16124/2009 конкурсное производство в отношении должника завершено.
Не согласившись с определением суда, ФНС России в апелляционной жалобе просила его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы ФНС России указала, что суд первой инстанции необоснованно завершил конкурсное производство в отношении должника, поскольку не было рассмотрено заявление ФНС России о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП г. Омска "Приборы учета" директора предприятия.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель конкурсного управляющего МУП г. Омска "Приборы учета" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей ФНС России и конкурсного управляющего МУП г. Омска "Приборы учета", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим оставлению без изменения.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции принял во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 147, пункта 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 149 Закона о банкротстве установлено, что после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Из указанных норм права следует, что арбитражный суд должен рассмотреть отчет, то есть проверить соответствие выводов конкурсного управляющего о необходимости завершения конкурсного производства содержанию отчета, проверить надлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей в процессе конкурсного производства в отношении должника, возложенных на него статьей 129 Закона о банкротстве.
Согласно представленному конкурсным управляющим Сажиным Д.П. отчету о результатах проведения конкурсного производства в отношении должника после признания МУП г. Омска "Приборы учета" несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим Сажиным Д.П. было опубликовано сообщение об этом в газете "Коммерсантъ" N 63 от 10.04.2010.
В ходе работы конкурсным управляющим Сажиным Д.П. было установлено, что требования кредиторов первой очереди отсутствуют, требования кредиторов второй и третьей очереди составляют 5 148 593 руб. 36 коп.
Из отчета конкурсного управляющего Сажина Д.П. следует, что в порядке статей 131, 132 Закона о банкротстве из имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе конкурсного производства, сформирована конкурсная масса, в результате реализации которой были получены денежные средства в сумме 1 000 119 руб. 26 коп., которые потрачены на погашение внеочередных расходов (вознаграждение арбитражному управляющему, публикация сообщения и прочее).
Требования кредиторов второй и третьей очереди не удовлетворялись по причине недостаточности средств должника.
Суд первой инстанции, рассмотрев представленный ему отчет конкурсного управляющего Сажина Д.П., исходя из положений статьи 142 Закона о банкротстве, завершил конкурсное производство на основании статьи 149 Закона о банкротстве.
Пунктом 6 статьи 10 Закона о банкротстве установлено, что заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по истечении установленного пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
При этом, согласно статье 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, завершение конкурсного производства осуществляется в случае отсутствия в конкурсной массе денежных средств или имущества, средства от реализации которого могут быть направлены на расчеты с кредиторами, а также отсутствия иной реальной возможности пополнения конкурсной массы и осуществления расчетов с кредиторами.
Как следует из материалов дела, ФНС России являлась заявителем по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП г. Омска "Приборы учета".
Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в отношении должника назначено на 23.08.2011 определением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2011 о возобновлении производства по делу N А46-16124/2009.
С заявлением о привлечении директора должника к субсидиарной ответственности ФНС России обратилась в Арбитражный суд Омской области только 22.08.2011. Указанное заявление определением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 было назначено к рассмотрению на 30.09.2011.
Судом апелляционной инстанции установлено, что резолютивная часть обжалуемого определения объявлена в судебном заседании 23.08.2011.
Таким образом, на момент рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника заявление ФНС России о привлечении директора должника к субсидиарной ответственности не было принято к производству суда.
При этом ФНС России, как кредитор должника и как уполномоченный орган по делам о несостоятельности (банкротстве), заблаговременно знала о том, что на 23.08.2011 назначен вопрос о рассмотрении отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в отношении должника и завершении конкурсного производства.
Тем не менее, ходатайство о привлечении директора должника к субсидиарной ответственности ФНС России подано в Арбитражный суд Омской области только 22.08.2010, то есть менее, чем за день до рассмотрения отчета конкурсного управляющего.
Доказательств того, что ФНС России была лишена возможности обратиться в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении директора должника к субсидиарной ответственности ранее 22.08.2011, не имеется. Кроме того, как указывалось выше, срок конкурсного производства в отношении МУП г. Омска "Приборы учета" уже продлевался, приостанавливалось производство по делу о банкротстве, в связи с чем конкурсное производство в отношении должника длилось более года.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По общему правилу все мероприятия по формированию конкурсной массы и проведению расчетов с кредиторами должны осуществляться в пределах срока конкурсного производства, установленного судом.
Напротив, продление конкурсного производства по смыслу закона является крайней мерой, когда по не зависящим от конкурсного управляющего обстоятельствам формирование конкурсной массы и расчеты с кредиторами не были произведены своевременно.
Такое продление на определенный срок может иметь место только в том случае, если за этот предоставленный срок цель конкурсного производства с большой долей вероятности будет достигнута, то есть будет осуществлено полное или частичное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр.
Как было указано, по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
В данном случае продолжение конкурсного производства в отношении должника привело бы к увеличению судебных расходов и размера вознаграждения, подлежащего уплате конкурсному управляющему, что в первую очередь (с учетом результатов процедуры конкурсного производства) затронуло бы права заявителя дела о банкротстве.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел отчет конкурсного управляющего в судебном заседании 23.08.2011.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о завершении конкурсного производства в отношении должника, поскольку все мероприятия конкурсного производства управляющим завершены, имущества не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения суда о завершении конкурсного производства в отношении должника у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу N А46-16124/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Гладышева |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16124/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие г. Омска "Приборы учета", Муниципальное унитарное предприятие г. Омска "Приборы учета"
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Омсклифтсервис", общество с ограниченной ответственностью "Омсклифтсервис", общество с ограниченной ответственностью "Промсервис", общество с ограниченной ответственностью "Промсервис", закрытое акционерное общество "Сибэлектросервис", Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал", общество с ограниченной ответственностью "Сибирский лифт", общество с ограниченной ответственностью "Лифтремонт", общество с ограниченной ответственностью "Промсервис", Открытое акционерное общество Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", общество с ограниченной ответственностью "Лифтремонт", Открытое акционерное общество Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11", Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком", Муниципальное учреждение "Спортивный комплекс "Крутая горка", общество с ограниченной ответственностью "ФаворитСтрой", Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком", общество с ограниченной ответственностью "ФаворитСтрой", Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 148", общество с ограниченной ответственностью "Промсервис", Конкурсный управляющий МУП "Приборы учета" Сажин Денис Павлович
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8203/11
17.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3864/11
10.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10422/2010
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-16124/2009
23.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9641/2010
03.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10422/2010