г. Владимир |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А43-12655/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касилем О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2011
по делу N А43-12655/2011,
принятое судьей Садовской Г.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Каменское" (ОГРН 1025201452913, ИНН 5245002075, Нижегородская область, Богородский район, ул. Молодежная, д. 27)
о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 14.06.2011 N 408-ю,
без участия лиц,
и установил:
открытое акционерное общество "Каменское" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 14.06.2011 N 408-ю о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 29.07.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества и отменил оспариваемое постановление, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП.
Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что совершенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного, поскольку посягает на общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовых обязанностей, а отсутствие серьезных неблагоприятных последствий, вреда, угрозы охраняемым законом отношениям и интересам личности, общества и государства не является основанием для применения статьи 2.9 КоАП.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Департамент заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании служебной записки начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Департамента от 03.05.2011 N 660-с установлено, что Общество, осуществляя деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, не внесло в установленные законом сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2011 года.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП, Департамент 05.05.2011 в отношении Общества возбудил дело об административном правонарушении, о чем вынес соответствующее определение.
02.06.2011 должностное лицо Департамента составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 409-ю, а постановлением от 14.06.2011 N 408-ю привлекло Общество к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено.
Статьей 8.41 КоАП установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - постановление Правительства N 632) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства N 344).
Согласно пункту 1 постановления Правительства N 632 утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении N 1 к постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Пунктом 9 постановления Правительства N 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и Обществом не оспаривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2011 года была внесена им несвоевременно.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, негативных последствий для третьих лиц и государства, а также учитывая несоразмерность наказания совершенному правонарушению, суд первой инстанции применил статью 2.9 КоАП и отменил оспариваемое постановление Департамента, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
При этом судом учтены незначительная просрочка во внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (шесть календарных дней) и тот факт, что Общество представляет собой развивающееся предприятие, участвует в экономической стабилизации, развитии производственных сил России путем уплаты налогов и создания рабочих мест.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Суд апелляционной инстанции считает, что совершенное Обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а потому суд первой инстанции, основываясь на своем внутреннем убеждении и исходя из оценки конкретных обстоятельств, правомерно признал его малозначительным.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.07.2011 по делу N А43-12655/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12655/2011
Истец: ОАО "Каменское", ОАО Каменское с. Каменск
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу) г. Н.Новгород
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5430/11