г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А42-999/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Долониной С.И.
при участии:
от заявителя: Кисловой Ю.С. (доверенность N 976 от 24.02.2011 г.., удостоверение N 168 от 25.02.2011 г..)
от ответчиков: не явились (извещены)
от 3-го лица: Щевелева Р.О. (доверенность N 216 от 01.01.2011 г.., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-15741/2011, 13АП-16355/2011, 13АП-16357/2011) 1. ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области", 2. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, 3. ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2011 г.. по делу N А42-999/2011 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области
к 1. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, 2. ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области"
3-е лицо: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"
о признании незаконными действий
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление, ответчик) и федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Мурманской области (ИНН 5190103410, ОГРН 1035100154825, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.44, далее - Учреждение) о признании незаконными действий по определению, расчету, внесению в государственный кадастр недвижимости и утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:03:0000000:131.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2011 г.. по делу N А42-999/2011 заявление удовлетворено. Признаны незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения" действия федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Мурманской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области соответственно по определению, расчету, внесению в государственный кадастр недвижимости и утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:03:0000000:131. Суд обязал федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Мурманской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области. С федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Мурманской области (ИНН 5190103410, ОГРН 1035100154825), расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.44, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей).
На указанное решение ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" поданы апелляционные жалобы.
ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области" в апелляционной жалобе просит принятый по делу судебный акт отменить в части взыскания с него госпошлины в размере 2000 руб. В апелляционной жалобе податель указывает, что Учреждение, наделенное полномочиями органа кадастрового учета, участвует в качестве ответчика по данному делу в рамках выполнения функций государственного органа, в связи с чем, оно должно быть освобождено от уплаты госпошлины.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в апелляционной жалобе просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В апелляционной жалобе указывает, что учитывая положения действующего законодательства об обязательном содержании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости учтенных земельных участков и на основании подпунктов 1.2-1.4 Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития от 12.08.2006 г.. N 222, при исправлении кадастровой ошибки орган кадастрового учета обязан был определить его кадастровую стоимость (в порядке, отличном от порядка проведения государственной кадастровой оценки) и внести соответствующие сведения в ГКН безотносительно того, что Комитет намерений изменять кадастровую стоимость участка не имел. Кроме того, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод об отсутствии документов, подтверждающих наличие горного отвода на спорном земельном участке.
ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" в апелляционной жалобе просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что стоимость 1 кв.м. спорного земельного участка, определенная в договоре аренды N 07 от 10.07.2006 г.. как 110,00 руб./кв.м. не являлась кадастровой стоимостью, поскольку не соответствовала Постановлениям Правительства Мурманской области, а также отсутствовала в кадастровом паспорте. Разрешенное использование земельного участка не изменялось, в связи с чем, ошибочен вывод суда первой инстанции о том, что Учреждение изменило разрешенное использование земельного участка. По заявлению Комитета об уточнении границ спорного земельного участка Управление обязано было определить кадастровую стоимость данного участка.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчики в судебное заседание не явились, апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела, 09.09.2010 г.. Комитет обратился в Управление с заявлением об уточнении границ земельного участка, в том числе с кадастровым номером 51:03:0000000:131.
По результатам обращения Комитетом 02.12.2010 была получена выписка из кадастрового плана спорного земельного участка, где его площадь установлена 22.543.175 кв.м, назначение определено "Категории земель - земли промышленности и иного назначения", а кадастровая стоимость - 2 930 613 руб. с учетом удельного показателя такой стоимости 0,13 руб./кв.м
Комитет, не согласившись с кадастровой стоимостью указанного земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 стать и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Такая государственная (рыночная) оценка спорного земельного участка не проводилась, что сторонами не оспаривается.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении прав ил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила) на территории Мурманской области в 2007 году проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Мурманской области. Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 11.04.2007 N 179-ПП "Об утверждении минимального и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 179-ПП).
В результате проведенной кадастровой оценки спорный земельный участок, учтенный под номером 51/301/10-8153, Постановлением N 179-ПП по виду разрешенного использования отнесен к 4-й группе - "земли промышленности и иного специального назначения"; удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 0,13 руб. за кв.м, кадастровая стоимость - 2 930 613 руб.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Комитет не имел намерений изменить разрешенное использование участка, и, как следствие, изменить его кадастровую стоимость, соответствующего пакета документов также не подавал.
При таких обстоятельствах действия Управления и Учреждения во внесению изменений в государственный кадастровый учет относительно спорного земельного участка противоречат действующему законодательству.
Раздел 2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 216 закрепляет, что четвертая группа земель промышленности включает в себя, в том числе земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Каких-либо документов, датированных для перевода в настоящее время спорного земельного участка к иной группе земель промышленности: горный отвод, проект рекультивации земель, документы о восстановлении ранее отработанных земель ответчиками не представлено.
Следовательно, присваивать к спорному земельному участку 4-группу использования и, как следствие, применять соответствующий удельный вес и рассчитывать кадастровую стоимость нельзя признать законным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Комитетом требования.
Доводы апелляционной жалобы Управления о том, что при исправлении кадастровой ошибки орган кадастрового учета обязан был определить его кадастровую стоимость (в порядке, отличном от порядка проведения государственной кадастровой оценки) и внести соответствующие сведения в ГКН, апелляционным судом отклоняются.
Из материалов дела явствует, что Комитет не имел намерений изменить разрешенное использование участка, и, как следствие, изменить его кадастровую стоимость, соответствующего пакета документов также не подавал.
Доводы апелляционной жалобы ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области" о необоснованном взыскании с него госпошлины апелляционным судом отклоняются.
Поскольку заявленные Комитетом требования были удовлетворены, суд на основании части 3 статьи 110 АПК РФ взыскал с учреждения в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
Поскольку Комитет на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, то с ответчика (Кадастра) в доход федерального бюджета обоснованно взыскана госпошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 указанного Кодекса, то есть в сумме 2 000 руб.
Таким образом, суд в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применил нормы материального и процессуального, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2011 г.. по делу N А42-999/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-999/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации МО Печенгский район Мурманской области, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области
Ответчик: Управление Росреестра по Мурманской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ФБУ "Кадастровая палата по Мурманской области", ФГУ " Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14404/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-999/11
17.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-247/12
10.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15741/11