город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2011 г. |
дело N А32-12582/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Герасименко, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.08.2011 по делу N А32-12582/2011, принятое судьей Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа"
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Альфа") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края (далее - Департамент ПРГЭК КК) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2011 N 1.11/322П-2 о привлечении ООО "Альфа" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением суда от 30.08.2011 суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности в части назначения наказания, уменьшив сумму штрафа до 50 000 рублей с учетом наличия смягчающих ответственность общества обстоятельств. В остальной части в удовлетворении требований отказано. В части отказа решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения в виде нарушения срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Альфа" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "Альфа" не занимается размещение отходов в смысле Закона об отходах, в связи с чем у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебное заседание не явились представители ООО "Альфа" и Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Департамента в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой города Горячий Ключ в связи с обращением администрации муниципального образования г.Горячий Ключ была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Альфа".
По результатам проверки заместителем прокурора г. Горячий Ключ вынесено постановление от 14.04.2011 о возбуждении в отношении ООО "Альфа" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
В постановлении указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что общество "Альфа", осуществляя хозяйственную деятельность (розничная торговля алкогольными напитками) оказывает негативное воздействие на окружающую среду -образует и временно размещает отходы производства и потребления: ртутьсодержащие люминесцентные трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий, а также осуществляется сброс загрязняющих веществ в водные объекты: азот аммонийный, алкил сульфонаты-СПАВ, фосфаты, хлоридыанион, БПК полн., взвешенные вещества (к фону). При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием за 2-й, 3-й и 4-й кварталы 2010 года не внесена в установленные законодательством сроки.
Постановление вынесено с участием законного представителя общества - директора Дзигарь Л.Г.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Альфа" передано Прокурором в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края для рассмотрения и принятия решения по подведомственности.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Краснодарского края по охране природы вынесено постановление от 13.05.11 N 1.11/322П-2 о привлечении ООО "Альфа" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 60000 руб.
При вынесении постановления присутствовал представитель общества по доверенности от 05.05.10 Мазина И.В.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Альфа" оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Из материалов дела об административном правонарушении, в том числе постановления о возбуждении дела следует, что общество "Альфа", осуществляя хозяйственную деятельность (розничная торговля алкогольными напитками) оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе осуществляет сброс загрязняющих веществ в водные объекты: азот аммонийный, алкил сульфонаты-СПАВ, фосфаты, хлоридыанион, БПК полн., взвешенные вещества (к фону). При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием за 2-й, 3-й и 4-й кварталы 2010 года не внесена в установленные законодательством сроки.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Альфа" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Альфа", будучи лицом, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду и обязанным своевременно уплачивать соответствующие компенсационные выплаты с учетом степени такого воздействия, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных природоохранным законодательством требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что ООО "Альфа" не занимается размещение отходов в смысле Закона об отходах, в связи с чем у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела и указано ранее, общество "Альфа" осуществляет сброс в водные объекты загрязняющих веществ, т.е. осуществляет вредное воздействие на окружающую среду, влекущее в силу Закона N 7-ФЗ обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Апелляционной инстанцией не принимаются доводы общества о недоказанности материалами дела осуществления сброса в водные объекты загрязняющих веществ.
Осуществление обществом "Альфа" сброса в водные объекты загрязняющих веществ подтверждается представленными в материалы дела справками о производственной деятельности общества, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые включают такой вид начислений, как отходы, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (л.д. 53-84 том 1).
Доказательств, опровергающих содержащиеся в указанных документах сведения об осуществляемых обществом видах деятельности, в том числе сбросе в водные объекты загрязняющих веществ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом установлено, что общество, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, также обществом вносится плата за сверхлимитное размещение отходов.
При этом обществом несвоевременно внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2010 года, что подтверждается платежными поручениями о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2010 года: от 09.08.2011 N 179 (просрочка платы за 2-ой кв. 2010 года составила 19 дней), от 28.10.2010 N 204 (просрочка платы за 3-ий кв. 2010 года составила 8 дней), от 15.02.2011 N 24 (просрочка платы за 4-ый кв. 2010 года составила 25 дней).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалами дела подтверждается виновное совершение ООО "Альфа" административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также полагает обоснованным снижение судом первой инстанции суммы штрафа до 50 000 рублей с учетом наличия смягчающих ответственность общества обстоятельств.
Таким образом, постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 13.05.2011 N 1.11/322П-2 о привлечении ООО "Альфа" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, является законным.
Основания для отмены решения суда от 30.08.2011 и удовлетворении апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2011 года по делу N А32-12582/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12582/2011
Истец: ООО "Альфа", представитель общества с ограниченной ответственностью "Альфа" - Бутенко Евгений Викторович
Ответчик: Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края