Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 23 апреля 2007 г. N вн. 2.2-1/1561
по проекту федерального закона N 393085-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Государственной Думой Томской области
(первое чтение)
По данному проекту, касающемуся внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу в КоАП РФ вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, что бы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. Данным проектом (пункт 10) предлагается ввести в КоАП РФ новую статью 6.16 и установить административную ответственность за вовлечение в деятельность по сбыту этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также за повторное совершение таких действий.
В этой связи следует иметь в виду, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения согласно пункту 3 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность. В этой связи вряд ли следует специально предусматривать такой состав, поскольку в рамках действующих санкций статей Особенной части КоАП РФ уже имеется возможность учитывать отягчающие обстоятельства, в том числе и за вовлечение несовершеннолетних в совершение административного правонарушения, в тех случаях, когда административный штраф устанавливается в интервале между минимальным и максимальным его пределами (см., например, статью 14.16 КоАП РФ).
С другой стороны, обращаем внимание, что согласно статье 1.3 КоАП РФ основанием для установления административной ответственности в КоАП РФ является, в частности, нарушение правил и норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что в данном случае не учитывается проектом, поскольку Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - базовый закон) такой запрет непосредственно не установлен. Так, например, в базовом законе, в отличие от запрета розничной продажи такой продукции несовершеннолетним, не установлено специально каких-либо ограничений в отношении деятельности именно несовершеннолетних в указанной сфере. При этом следует иметь в виду, что статьей 26 базового закона не выделяется специально ответственность совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, а устанавливается в целом ответственность граждан Российской Федерации (физических лиц). К тому же и терминология данного проекта не соответствует базовому федеральному закону, в котором отсутствует такое понятие как "деятельность по сбыту".
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 26 базового закона запрещается, в частности, розничная продажа этилового спирта, питьевого этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 базового закона, то есть за исключением розничной продажи питьевого этилового спирта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно этому положению в части 1 статьи 14.16 КоАП РФ и установлена соответствующая административная ответственность. Однако проектом устанавливается ответственность без учета указанных исключений, что неверно.
Аналогичное замечание относится и к новой проектной статье 6.17 КоАП РФ (пункт 2 проекта), которой предлагается установить административную ответственность за предоставление помещений для сбыта этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так как такой запрет, в отличие от запрета на сдачу в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, базовым законом не предусмотрен.
Таким образом, предлагаемое проектом установление административной ответственности не основано на нормах базового законодательства.
С другой стороны, следует отметить, что 6 декабря 2006 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 346554-4, вносящий изменения в КоАП РФ и касающийся замены величины административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, на сумму, выраженную в рублях, который в настоящее время подготовлен к рассмотрению во втором чтении. В данном же проекте же# размер административного штрафа исчисляется в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда.
3. Статьей 2 проекта предлагается установить, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу. В этой связи статья 2 проекта, фактически дублирующая положение вышеуказанного Федерального закона, является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.