г. Владивосток |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А51-6792/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края:
Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1242;
от Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый":
Соколов А.Е., доверенность от 08.11.2011, сроком действия на 3 года, паспорт;
Бандура О.С., доверенность от 08.11.2011, сроком действия на 3 года, паспорт;
Комаров А.В., член правления, паспорт;
от Управления лесным хозяйством по Приморскому краю: Подосенов А.С., доверенность от 20.09.2011 N 56, сроком действия на 1 год, паспорт;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-6054/2011
на решение от 19.07.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-6792/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" (ИНН 2539086940, ОГРН 1072539007749)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН1072540005724) третьи лица: Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения департамента от 04.03.2011 N 29/06/02-09/2665 об отказе в предоставлении кооперативу земельных участков площадью 40 000 кв.м., 55 000 кв.м., расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовая, 36 (35), в аренду сроком на 49 лет для садоводства, а также об обязании департамента обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схем расположения испрашиваемых земельных участков площадью 40 000 кв.м., 55 000 кв.м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Определением от 08.06.2011 в соответствии со статьей 51 АПК РФ по ходатайству департамента к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством по Приморскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Решением от 19.07.2011 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу, что при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства. Согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемые земельные участки находятся в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), что свидетельствует об их отнесении к землям населенных пунктов, и распоряжение ими отнесено к ведению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 Земельного кодекса РФ.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.07.2011, департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее: Департамент считает законным отказ в представлении испрашиваемых кооперативом земельных участков, поскольку они относятся к федеральной собственности, являются лесными участками в составе земель лесного фонда (защитные леса, категория защищенности - 1, 2 и 3 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов) и департамент не полномочен ими распоряжаться. Указание суда на нахождение спорных земельных участков согласно Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в зоне Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений), по мнению заявителя апелляционной жалобы, не влияет на законность отказа департамента, поскольку данные земли используются для целей публичного отдыха и ведение садоводства не является видом разрешенного использования в данной зоне. Также департамент указывает на то, что судом не дана оценка доводам ответчика о нахождении испрашиваемых кооперативом земельных участков во второй, третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны, где введены соответствующие запреты и ограничения как на особо охраняемой природной территории. Одновременно указывает на то, что при предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства нормы статьи 34 Земельного кодекса РФ применению не подлежат. Кроме того, ссылается на то, что кооператив не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, в соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции департамент поддержал доводы апелляционной жалобы.
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" с доводами жалобы не согласен, считает, что нахождение испрашиваемых участков в зоне Р-2 свидетельствует об их отнесении к землям населенных пунктов, в отношении которых департамент является полномочным лицом. Также заявитель считает, что департаментом не доказана надлежащим образом принадлежность земельных участков к землям лесного фонда, рекреационной зоны. Кроме того, указывает на то, что кооперативом земельные участки испрашивались не для ведения дачного хозяйства, а для садоводства, в связи с чем считает, что положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, на которые сослался департамент, в данном случае не применимы.
Управление лесным хозяйством по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на жалобу подтвердило, что земельные участки, расположенные в районе ул. Абрикосовая, 35, 36 в г. Владивостоке, находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 66, части выдела 4,5; в квартале 67 части выдела 1 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защищенности - 1, 2 и 3 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Ссылается на распоряжение Совета Министров СССР от 21.07.1956 N 3682р, в соотвествтии с которым все леса Владивостокского лесхоза площадью 32,4 тыс. га отнесены к лесам первой и второй группы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" зарегистрирован в качестве юридического лица ИФНС по Советскому району г. Владивостока 16.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072539007749, свидетельство о государственной регистрации серия 25 N 002719825.
Согласно списочному составу членов садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" по состоянию на 07.06.2011 являются: 1. Воротилина С.П., 2. Богомолова Ю.В., 3. Крылов В.И., 4. Калашников А.Е., 5. Шиманович З.Г., 6. Калашникова И.В., 7. Калашникова А.А., 8. Шиманович В.В., 9. Тарлай А.А., 10. Дудкин А.Ф., 11. Кузнецов А.В., 12. Шутов Ф.В., 13. Чудов С.В., 14. Байшев В.А., 15. Соколова М.С., 16. Шевчук И.В., 17. Юртиков А.В., 18. Шарлай А.Г., 19. Подкаура А.А., 20. Ульченко Э.И., 21. Лобунец С.Ф., 22. Пиронкова И.Э., 23. Комаров А.В., 24. Комарова Г.М., 25. Комарова И.А., 26. Пятшин В.А., 27. Пятышин Е.В., 28. Суглобова А.В., 29. Дерюга В.М., 30. Попелыш И.Н., 31. Больных В.Т., 32. Комарова А.А., 33. Телебоков Л.В., 34. Колесников О.Н., 35. Тутынин А.Б., 36. Новгородов А.Н., 37. Механошин С.Н., 38. Логинов Р.А., 39. Макаров С.Н., 40. Харитонова С.П., 41. Дорошкевич С.В.
22.03.2010 и 26.03.2010 садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" обратился в департамент с заявлениями (вх. N 29-6287 и N 29-6881) о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 40 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовой, 35, и земельного участка площадью 55 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовой, 36, с целью использования под садоводство.
Письмом от 04.03.2011 исх. N 29/06/02-09/2665 департаментом отказано в предоставлении земельных участков по причине их нахождения на территории федеральных земель лесного фонда Владивостокского лесничества.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении земельных участков, кооператив обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Спорные земельные участки площадью 40 000 кв.м. в районе ул. Абрикосовой, 35 в г. Владивостоке и площадью 55 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовой, 36, испрашивались кооперативом для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения садоводства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Довод заявителя о том, что положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ в данном случае не применимы, коллегией отклоняется как неправомерный.
В рассматриваемом случае основанием для отказа департамента в предоставлении испрашиваемых кооперативом земельных участков явилось то, что они расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 66, части выдела 4,5; квартал 67 части выдела 1 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защищенности - 1, 2 и 3 - зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов), относятся к федеральным землям и департамент не полномочен ими распоряжаться.
Признавая указанный отказ администрации незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства. При этом испрашиваемые земельные участки находятся в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, в границах населенного пункта, и распоряжение ими отнесено к ведению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 Земельного кодекса РФ.
Действительно, ссылка департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда и является федеральной собственностью, является несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, на которое ссылаются департамент и Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, утратило силу.
Письмо КГУП "Приморское лесничество" от 13.01.2011 N 3 не является доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В связи с этим ссылка департамента в письме от 04.03.2011 N 29/06/02-09/2665 в обоснование отказа в предоставлении кооперативу земельных участков площадью 40 000 кв.м., 55 000 кв.м., расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовая, 36 (35), в аренду сроком на 49 лет для садоводства на нахождение участков на территории федеральных земель лесного фонда является незаконной.
Между тем, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные условия должны быть установлены в совокупности. В противном случае в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано согласно части 3 статьи 201 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, коллегия приходит к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в силу следующего:
Материалами дела установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемые заявителем для целей садоводства земельные участки площадью 40 000 кв.м. по адресу: г. Владивосток в районе ул. Абрикосовой, 35 площадью 55 000 кв.м. в г. Владивостоке в районе ул. Абрикосовой, 36 расположены в зоне Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 43 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила), зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений включена в состав рекреационных зон.
Согласно статье 45 указанных Правил зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Пунктом 2 статьи 45 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Р-2 являются: дома и зоны отдыха; спортивные; детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи; парк животных уссурийской тайги; коммунальные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне и не требующие установления санитарно-защитных зон; объекты административного назначения, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом. Условно разрешенные виды использования зоны Р-2: культовые здания и объекты; объекты торговли; объекты общественного питания; объекты, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, требующие создания санитарно-защитных зон. Вспомогательные виды использования: объекты хозяйственного и вспомогательного назначения, необходимые для функционирования объектов основных видов использования; объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны; объекты противопожарной охраны; зеленые насаждения и элементы благоустройства; парковки.
Таким образом, описанное выше назначение зоны Р-2 не предусматривает использование территории зоны для садоводства, а разрешенные виды использования, включая условно разрешённые, не соответствуют цели ведения садоводства и дачного хозяйства.
В связи с этим коллегия считает, что оспариваемым отказом департамента не нарушены права и законные интересы кооператива.
На основании вышеизложенного в удовлетворении требований заявителя в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ следует отказать.
Остальные доводы и возражения лиц, участвующих в деле, в том числе по вопросу о расположении спорных земельных участков во втором (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны, не имеют значения и не оцениваются коллегией в силу вышеизложенного.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2011 по делу N А51-6792/2011 отменить.
В удовлетворении требований Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6792/2011
Истец: Садоводческий потребительский кооператив Тигровый
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством ПК, Управление лесным хозяйством Приморского края