г. Чита |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А19-12820/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ангарский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2011 года по делу N А19-12820/2011, по заявлению Открытого акционерного общества "Ангарский электромеханический завод" (ОГРН 1023800518785, ИНН 3801009515) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальной образовании Иркутской области (ОГРН 1023800519930, ИНН 3801060504) о признании недействительным требования, (суд первой инстанции Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Ангарский электромеханический завод" (далее - ОАО "Ангарский электромеханический завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальной образовании Иркутской области (далее - Управление) о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 04800740066394 от 02.06.2011.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано. В обоснование суд указал, что оспариваемое требование выставлено по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 07 декабря 2009 года N 957н. В оспариваемом требовании содержатся сведения о сроке уплаты причитающейся суммы (21 июня 2011 года), сроке исполнения этого требования (должно быть исполнено в течение 10 календарных дне со дня его получения), мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Указанные платежи в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относятся к текущим и подлежат рассмотрению вне рамок дела о банкротстве. Доказательства уплаты задолженности по страховым взносам представлены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Ангарский электромеханический завод" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указано, что в обжалуемом требовании не указан размер недоимки по срокам платежа, дата с которых начинают начисляться пени, не приведен расчет пеней. Направленные с требованием таблицы расчета не содержат указание на то, что они являются приложением к требованию. Требование по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства удовлетворяются в том же порядке, что и основные. Право на взыскание задолженности по страховым взносам и пеням в судебном и бесспорном порядке пенсионный фонд утратил.
Представители ОАО "Ангарский электромеханический завод" и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальной образовании Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Ангарский электромеханический завод" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, ИНН 3801009515, место нахождения: 665821, Иркутская область, г. Ангарск, 290 квартал, строение 1/1. - является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Управлением Пенсионного фонда в адрес общества направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02 июня 2011 года N 04800740066394, которым предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и соответствующие пени по страховым взносам в общей сумме 42 264 руб. 11 коп.
ОАО "Ангарский электромеханический завод", полагая требование от 02 июня 2011 года N 04800740066394 несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
Частью 1 статьи 18 поименованного Закона установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, уплаты и сроки уплаты страховых взносов с 01.01.2010 регулируется статьей 15 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 25 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Оценивая довод апелляционной жалобы о несоответствии содержания оспариваемого требования нормам Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его необоснованным в силу следующего.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 г.. N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г.. N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. В соответствии со статьей 25 выше названного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Пунктом 2 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в адрес Общества спорное требование выставлено по форме 5-ПФР, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.12.2009 N 957н.
В требовании N 04800740066394 от 02.06.2011 указано, что за обществом по состоянию на 02.06.2011 числится задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в сумме 42 264,11 руб.
Указано, что плательщик страховых взносов обязан уплатить недоимку на обязательное пенсионное страхование в размере 34 368,00 руб.: в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 29 739 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 4 629 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 4 098 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 2 644 руб.; пени: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии -832,03 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии 132,81 руб.; в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 115,04 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 74,23 руб.
В требовании содержатся сведения о сроке уплаты причитающейся суммы -21 июня 2011 года, сроке исполнения этого требования - должно быть исполнено в течение 10 календарных дне со дня его получения, меры по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, ссылки на положения ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
Начисление сумм страховых взносов произведено согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за первый квартал 2011 года, представленному заявителем в Пенсионный фонд 07 апреля 2011 года.
При этом форма 5-ПФР не содержит граф по указанию периода начисления и ставках пеней за период просрочки платежа. Управлением Пенсионного фонда при оформлении требования указанные необходимые сведения в тексте требования не отражены. Вместе с тем страхователю были представлены таблицы (расчеты) подтверждающие начисление, содержащихся в требовании сумм пеней с отражением обязательных данных о дате возникновения недоимки, сумме задолженности, по которой начислены пени, периоде начисления и ставках пеней.
Доказательства уплаты задолженности по страховым взносам в материалы дела не представлены.
Одновременно с требованием в адрес заявителя, направлены таблицы расчета пени по страховым взносам, согласно которым пени начислены за январь 2011 года и февраль 2011 года за период с 16 февраля 2011 года по 02 июня 2011 года, с 16 марта 2011 года по 02 июня 2011 года (соответственно), что соответствует срокам уплаты страховых взносов, установленным статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, названное требование содержит все необходимые реквизиты, предусмотренные частью 4 статьи 22 Закона о страховых взносах, и соответствует форме требования 5-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.
Относительно довода апелляционной жалобы об отсутствии оснований для начисления обществу пени в связи с признанием ОАО "Ангарский электромеханический завод" несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Согласно пункту 29 Постановления от 22.06.2006 N 25 при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2010 года по делу N А19-7949/09-68-71 ОАО "Ангарский электромеханический завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за январь 2011 года подлежат уплате не позднее 15 февраля 2011 года, за февраль 2011 года - не позднее 15 марта 2011 года
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что спорное требование о взыскании задолженности по текущим платежам, а также пеней, начисленных на сумму задолженности в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относятся к текущим и подлежат рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, по выше указанным мотивам, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Ангарский электромеханический завод" требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2011 года по делу N А19-12820/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ангарский электромеханический завод" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12820/2011
Истец: ОАО "Ангарский электромеханический завод"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4358/11