г. Пермь |
|
11 марта 2010 г. |
N 17АП-1270/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Никольской Е.О.,
судей Крымджановой М.С., Богдановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой К.Ю.
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ижтехсервис-ЖРП": не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от ответчика - муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска": не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от ответчика - муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска: не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от ответчика - муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска: не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Ижтехсервис-ЖРП"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 декабря 2009 года
по делу N А71-14994/2009,
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ижтехсервис-ЖРП" к муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальному контракту, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ижтехсервис-ЖРП" (далее - ООО "Ижтехсервис-ЖРП", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - Управляющая компания, ответчик) о взыскании 87 506,95 руб., в том числе 74 474 руб. задолженности по муниципальному контракту N 101/2.9.6.4. от 12.12.2007, 13 032,95 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с начислением их по день фактической оплаты долга, а также 15 000 руб. расходов по оплате услуг представителя (л.д. 5-6).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2009 в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов, ответчик), муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление жилищно-коммунального хозяйства, ответчик) (л.д. 45-46).
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 22.12.2009, с учетом определения суда от 13.01.2010 об исправлении описок (л.д. 77-78), взысканы с Управления финансов за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу ООО "Ижтехсервис-ЖРП" задолженность в размере 74 474 руб., судебные расходы 5 000 руб., а также 2 659,75 руб. в возмещение расходов по госпошлине; в удовлетворении остальной части иска ко второму ответчику отказано, в удовлетворении иска к первому и третьему ответчикам отказано (л.д. 71-76).
Истец с решением не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, а также судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что указанное решение нарушает единообразие в толковании и применении норм права. Поясняет, что заказчиком и плательщиком по муниципальному контракту является Управляющая компания, выполненные истцом работы были приняты ею, в муниципальном контракте отсутствуют условия о том, что обязанность заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ обусловлена поступлением денежных средств из городского бюджета, и, что плательщиком по контракту является муниципальное образование "город Ижевск", контрактом не предусмотрена обязанность выставления платежных документов и счетов-фактур каким-либо другим лицам, в частности Управлению финансов. Полагает, что проценты за пользование чужими денежным средствами также подлежат взысканию с заказчика. Считает, что судом неправомерно отказано во взыскании в пользу истца всей суммы госпошлины со ссылкой на п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
От ответчика Управления финансов поступил отзыв на апелляционную жалобу. Указывает, что Управление финансов является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку заказчик по муниципальному контракту является самостоятельным юридическим лицом и именно он должен выступать в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Полагает, что законодательством не установлена ответственность муниципального образования в лице финансового органа за ненадлежащее исполнение обязательств учреждением как стороны по договору. Считает, что именно заказчик должен произвести оплату выполненных по муниципальному контракту работ. Обращает внимание на то, что заключенный контракт не внесен в реестр муниципальных контрактов, платежные поручения по исполнению муниципального контракта N 101.2.9.6.4 от 12.12.2007 в Управлении финансов отсутствуют. Управление финансов является финансовым органом муниципального образования, которое осуществляет функции по составлению и организации исполнения местного бюджета, финансирование Управляющей компании производится через главного распорядителя бюджетных средств - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.
Ответчик - Управляющая компания - в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что заключение Управляющей компанией муниципального контракта подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается. Данный муниципальный контракт был поставлен на учет в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска в 2007 году, что подтверждается письмом Управления финансов Администрации г. Ижевска N 05-11/101 от 30.11.2009, и в соответствии с п. 2.15 Правил учета Управлением финансов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города и ведения Реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (утв. Постановлением Администрации г. Ижевска N 859 от 29.12.2007) подлежит переучету в следующем финансовом году за счет лимитов бюджетных обязательств нового года. Должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты работ бюджетные средства. По смыслу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ст. 242.2 БК РФ финансовый орган муниципального образования исполняет вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда. Управление финансов является структурным подразделением Администрации, организующим исполнение бюджета г. Ижевска.
Другие ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание стороны своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12.12.2007 между Управляющей компанией (заказчик) и ООО "Ижтехсервис-ЖРП" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 101/2.9.6.4, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик выполняет работы по замене трубопроводов ГВС в подвале жилого дома N 96 по ул. 30 лет Победы согласно сметной документации (приложение N 2) (л.д. 8-10).
Согласно п. 3.1. контракта стоимость поручаемых подрядчику работ по контракту составляет 88 596 руб. (в текущих ценах), в том числе НДС.
В силу п. 4.2. контракта для исполнения настоящего контракта заказчик производит оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном в разделах III настоящего контракта (п. 4.2.1. контракта); назначает на объект представителя, который от имени заказчика осуществляет технический надзор и контроль за выполнением работ на объекте, производит расчет штрафных санкций, предусмотренных контрактом (п. 4.2.2. контракта); совместно с подрядчиком оформляет: акты приемки выполненных работ, акты рабочей комиссии, акты на скрытые работы, акты на дополнительные работы (п. 4.2.3. контракта).
Согласно п. 5.1. контракта подрядчик обязуется выполнить работы до 20.12.2007.
На основании п. 6.1. контракта заказчик производит оплату по контракту путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 20 дней с даты подписания актов выполненных работ и выставленных платежных документов.
Согласно п. 6.2. контракта источником средств по оплате работ, предусмотренных настоящим контрактом, являются средства городского бюджета.
Приемка, выполненных подрядчиком работ, производится в течение 2-х дней с момента получения заказчиком извещения подрядчика о готовности. Приемка завершенного работой объекта производится заказчиком при условии полного выполнения подрядчиком всех обязательств, возложенных на него контрактом (п. 9.1., п. 9.2. контракта).
Стоимость поручаемых подрядчику работ по контракту согласно локальному сметному расчету составляет 88 596 руб. (л.д. 12-15).
Из справки о стоимости выполненных работ N 1 за декабрь 2007 по контракту (л.д. 19) следует, что стоимость фактически выполненных истцом работ составляет 74 474 руб.
Факт выполнения истцом работ по муниципальному контракту N 101/2.9.6.4 от 12.12.2007 на сумму 74 474 руб. подтверждается актом о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1 за период с 01.12.2007 по 31.12.2007 (л.д. 16-18), подписанным представителями заказчика и подрядчика в отсутствие замечаний и разногласий по объему и качеству выполненных работ.
Для оплаты выполненных работ истцом в адрес ответчика Управляющей компании направлена счет-фактура N 00050 от 07.04.2008 на сумму 74 474 руб. (л.д. 20).
Истец по мотиву того, что предусмотренные контрактом и выполненные им работы ответчиком не оплачены, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 3 названного закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно п. 3 ст. 764 ГК РФ муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу ст. 48 ГК РФ, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управляющая компания, являясь юридическим лицом и стороной по муниципальному контракту N 101/2.9.6.4 от 12.12.2007, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ собственник имущества несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Следовательно, поскольку при заключении муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики, действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование. Муниципальный контракт, заключенный для муниципальных нужд, должен оплачиваться из средств казны муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", от имени собственника имущества учреждения выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Управление финансов в силу ст. 6 и ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является главным распорядителем денежных средств для Управляющей компании, а является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета.
Согласно Положению об Управлении финансов Администрации г. Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 137 Управление финансов Администрации г. Ижевска является функциональным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска.
На основании Приложения N 10 к решению Городской Думы г. Ижевска от 20.12.2007 N 358 "О бюджете муниципального образования "город Ижевск" главным распорядителем средств местного бюджета муниципального образования "город Ижевск" по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, в ведении которого находится Управляющая компания.
Согласно п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетным средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Нормами ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе муниципального образования, т.е. в Управлении финансов Администрации г. Ижевска.
Муниципальный контракт N 101/2.9.6.4 от 12.12.2007 был поставлен на учет и включен в обязательства в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска в 2007 году, что подтверждается письмом Управления финансов от 30.11.2009 N 05-11/101 (л.д. 51) и отметкой Управления финансов Администрации г. Ижевска на расшифровке к договору на постановку продукции, работ и услуг за счет средств бюджета города от 18.12.2007, с присвоением учетного номера бюджетного обязательства - М0715398 (л.д. 53).
Таким образом, надлежащим должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является само муниципальное образование, в данном случае муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты работ бюджетные средства (л.д. 52).
Удовлетворение судом требований истца в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования г. Ижевска соответствует нормам ст. 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21.
Доводы заявителя жалобы и ответчика Управления финансов, изложенные в отзыве, о том, что задолженность за выполненные работы должна быть взыскана с Управляющей компании как стороны муниципального контракта, отклоняются на основании вышеизложенного.
Материалами дела подтверждается, что выполненные истцом работы не оплачены, поскольку доказательства оплаты в сумме 74 474 руб. не представлено, обратного не доказано.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку, как обоснованно указано судом первой инстанции, счета-фактуры истцом в адрес ответчика Управления финансов не направлялись, истцом данный факт не оспаривается, доказательств направления истцом в адрес данного ответчика требования об оплате выполненных работ не имеется. Следовательно, истцом не доказан факт пользования ответчиком - Управлением финансов чужими денежными средствами.
Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано во взыскании в пользу истца всей суммы государственной пошлины подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В данном случае исковые требования удовлетворены судом частично в размере 74 474 руб., что составляет 85,106 % от заявленных исковых требований, соответственно, и уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (3 125,21 руб. * 85,106_ : 100 = 2659,75 руб.). Судом первой инстанции правильно произведен расчет подлежащей взысканию с ответчика суммы государственной пошлины.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2009 по делу N А71-14994/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.О. Никольская |
Судьи |
М.С. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14994/2009
Истец: ООО "Ижтехсервис-ЖРП"
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице "Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска", МО "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска, МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"