г.Челябинск |
|
14 ноября 2011 г. |
N 18АП-10952/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Карпачевой М.И. и Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2011 г. по делу А47-405/2011 (судья Бабина О.Е.),
закрытое акционерное общество "Информационно-консультативное агентство Проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о признании права собственности на объекты недвижимости: двухэтажное здание общей площадью 292,0 кв. м. по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3/6 (литер А)/Кирова, д.2/1; гараж площадью 141,0 кв. м. по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3 (литер Б2), а также об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области провести государственную регистрацию права собственности на указанные объекты.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2011 (том 2, л. д. 31-32), в порядке пунктов 2.1., 3, 4-6, ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после установления того, что в производстве суда первой инстанции имеются дела N А47-405/2011 и N А47-3644/2011, связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, во избежание возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по ходатайству закрытого акционерного общества "Информационно-консультативное агентство Проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН" (далее - ЗАО "Инфокон") арбитражный суд объединил дело N А47-3644/2011 в одно производство с делом N А47-405/2011 (принято к производству ранее, чем дело N А47-3644/2011) для их совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу номера N А47-405/2011.
Присоединенный иск заявлен Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права государственной собственности Оренбургской области на объект недвижимости: административное, складское здание литер АБ2, двухэтажное, кирпичное, общей площадью 423,6 кв. м., расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1.
Определением арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2011 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Государственное унитарное предприятие "Учебно - производственный комбинат бытового обслуживания населения".
Решением суда первой инстанции от 29.08.2011 (резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011) в удовлетворении исковых требований ЗАО "Инфокон" об обязании провести государственную регистрацию права собственности отказано. В удовлетворении исковых требований ЗАО "Инфокон" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании права собственности отказано. Исковые требования ЗАО "Инфокон" к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности удовлетворены. За ЗАО "Инфокон" признано право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1: административное, складское здание, двухэтажное, кирпичное, нежилое, год постройки - 1865, литер АБ2, общей площадью 423,6 кв. м. В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, Министерство) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании права собственности за ЗАО "Инфокон" на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований Министерства в признании права собственности на объект недвижимости.
По мнению подателя апелляционной жалобы, право пользования двухэтажным зданием по ул. Гая, 3/6 (литер А), находящемся в хозяйственном ведении государственного предприятия "ТЭСМО" с согласия Комитета по управлению госимуществом Оренбургской области было внесено в уставной капитал АОЗТ "ИКАПНК "Инфокон".
Законом предусмотрена возможность внесения в уставной капитал не права собственности на имущество, а право пользования им.
Судом сделан необоснованный вывод о том, что спорный объект недвижимости - здание двухэтажное, кирпичное, нежилое, год постройки - 1865, литер АБ2, общей площадью 423,6 кв. м., расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1 передан ЗАО "Инфокон" в уставной капитал на праве собственности, а не на праве пользования.
По факсимильной связи 07.11.2011 в суд апелляционной инстанции от Государственного унитарного предприятия "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания населения" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Третье лицо считает доводы апелляционной жалобы обоснованными.
От ЗАО "Инфокон" в суд апелляционной инстанции также представлен отзыв на апелляционную жалобу. Истец считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ЗАО "Инфокон" не согласился с доводами апелляционной жалобы. Решение суда просит оставить без изменения.
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра картографии по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Государственное унитарное предприятие "Учебно - производственный комбинат бытового обслуживания населения" явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку из текста апелляционной жалобы следует, что Министерство обжалует судебный акт полностью, решение проверяется судом апелляционной инстанции в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, 15.07.1997 для формирования уставного капитала Акционерного общества закрытого типа "ИНФОКОН" - АОЗТ "ИНФОКОН" (правопредшественник ЗАО "Инфокон"), на основании распоряжения администрации Оренбургской области N 27/10-1468 от 16.07.1996 в уставный капитал ЗАО "Инфокон" передано двухэтажное здание общей площадью 301, 0 кв. м., расположенное: по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3/6 (Литер А), почтовый адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Кирова, дом 2/1.
Также, на основании ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации ЗАО "Инфокон" передан в уставный капитал гараж площадью 198,8 кв. м., расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3 (Литер Б2).
Указанное имущество внесено в уставный капитал ЗАО "Инфокон" по решению собственника - Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области (правопредшественник Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области), поставлено на баланс общества.
Согласно справкам (том 2, л. д. 4-10), подготовленным Федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (далее - ФГУП Ростехинвентаризация) от 28.04.2011 двухэтажное здание, литер А, расположенное по адресу: г. Оренбург ул. Гая 3/6 имеет общую площадь 292,0 кв. м., гараж, литер Б 2, расположенный по адресу: г. Оренбург ул. Гая 3, имеет площадь 141,0 кв. м.
Ссылаясь на то, что право собственности на спорные объекты недвижимости возникло у него с волеизъявления собственника - Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, ЗАО "Инфокон" обратилось в суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, учредителем государственного унитарного предприятия "ТЭСМО" в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица N 01613 от 12.09.1997 являлся Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области.
Согласно распоряжению N 445-р от 21.11.1995 "О проведении правовой перерегистрации строений по ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24" (том 3, л. д. 24-26) и распоряжению N 24-р от 24.01.1996, литер А был закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "ТЭСМО" согласно приложению N 2, а литер Б2 закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "Оренбургоблпродконтракт".
Согласно распоряжению администрации Оренбургской области N 375-р от 25.05.1993 "Об Информационно-консультационном агентстве проблем недобросовестной конкуренции" (том 3, л. д. 28), фонду имущества области рекомендовано рассмотреть вопрос об учреждении акционерного общества "Инфокон" совместно с Информационно-консультационном агентством "Инком" с выделением из областного бюджета 50 тысяч рублей для внесения в уставной капитал АО "Инфокон".
Право пользования двухэтажным зданием в городе Оренбурге по ул. Гая, 3/6 (литер А), находящимся в хозяйственном ведении ГУП "ТЭСМО" с согласия Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области внесено в уставной капитал АОЗТ "ИКАПНК "Инфокон" (письмо N 27/10-1468 от 16.07.1996, том 3, л. д. 29).
Передача осуществлена в соответствии с действующим законодательством, копия акта приема-передачи представлена в Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области. Также на праве пользования последнему передан автомобиль марки ГАЗ-2410. Указанная передача имущества произведена на основании актов передачи нематериальных объектов от 20.01.1998 (том 3, л. д. 30).
В соответствии с актом N 001 "О формировании Уставного фонда ЗАО "Информационно-консультативное агентство проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН" (том 3, л. д. 31), для осуществления деятельности общества акционеры передали обществу право пользования автомобилем марки ГАЗ-2410 1991 г выпуска, государственный номер 0220 ОБА, остаточной стоимостью 4 757 700 руб. и двухэтажным кирпичным строением общей площадью 301, 0 кв. м., расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, 3/6 (литер А), остаточной стоимостью 6 242 300 руб., всего на сумму 11 000 000 руб.
Указанная передача имущества отражена в пункте 1 дополнений и изменений N 1 к учредительным документам ЗАО "Инфокон" (том 3, л. д. 32-34), зарегистрированных Оренбургской регистрационной палатой 18.08.1997 N 658.
На день рассмотрения спора, согласно выписке из реестра владельцев ценных бумаг ЗАО "Инфокон", Оренбургская область имеет на 85 счете 50 акций, номинальной стоимостью 220 руб., что составляет в сумме 11 000 руб. или 50 процентов уставного капитала ЗАО "Инфокон" (том 3, л. д. 35).
Исходящим N МК-27/10-2722 от 15.12.1997 "О передаче имущества", комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области в порядке ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации выразил согласие о передаче на баланс ЗАО Инфокон здания, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, 3 (литер Б2 площадью 198,8 кв. м.).
В соответствии с актом приема-передачи от 15.07.1997 (том 1, л. д. 15), согласованным с заместителем глава администрации области, являющимся одновременно председателем комитета по управлению государственном имуществом Оренбургской области (том 1, л. д. 15-16) истцу на баланс передан гараж литер Б2, то есть часть спорного объекта - литера АБ2.
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области N 27/10-1468 от 16.07.1996 "О согласовании вклада" (том 1, л. д. 23), комитет не возражает против внесения в уставный капитал АОЗТ "ИКАПНК "Инфокон" имуществом - зданием по ул. Гая, 3/6 (литер А) остаточной стоимостью по состоянию на 01.01.1995 г. в сумме 6 242 300 руб.
В соответствии с актом приема-передачи основных средств от 15.07.1997 (том 2, л. д. 20) на основании распоряжения N 27/10-1468 от 16.07.1996 комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области о внесении вклада в уставный капитал Закрытого акционерного общества "Информационно-консультативное агентство проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН" имущества государственного предприятия Оренбургского областного центра "Технической эксплуатации и сервиса молочного оборудования" - двухэтажного здания общей площадью 301,0 кв. м. по ул. Гая, 3/6 (литер А), ООЦ "ТЭСМО" и ЗАО Инфокон составили акт о том, что ООЦ "ТЭСМО" передал, а ЗАО Инфокон приняло двухэтажное, кирпичное строение общей площадью 301,0 кв. м. по ул. Гая, 3/6 (литер А), почтовый адрес: 460000, ул. Кирова, д. 2/1, принадлежащее фонду имущества Оренбургской области и находящееся в пользовании ООЦ "ТЭСМО".
Согласно проведенной технической инвентаризации по состоянию на 2003 год, субъектом права административного здания, склада, литер АБ2, общей площадью 422,0 кв. м. указана Оренбургская область на основании распорядительных актов.
22.05.2010 собственником названного объекта недвижимости - Оренбургской областью вновь проведена техническая инвентаризация, которой установлено (том 3, л. д. 52), что здание административно-складское общей площадью 423,6 кв. м., (площадь изменилась в связи с внутренней перепланировкой и уточнением линейных размеров), двухэтажное, нежилое, год постройки - 1865, расположено на земельном участке с кадастровым номером 56:44:02 18 004:21.
Согласно выписке из реестра государственного имущества от 16.06.2010 (том 3, л. д. 57), спорное здание в настоящее время находится в реестре государственной собственности Оренбургской области и на праве хозяйственного ведения передано Государственному унитарному предприятию "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания населения" (далее - ГУП Учебно-производственный комбинат).
К муниципальной и федеральной собственности здание литер АБ2 не относится, что подтверждается сообщениями комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 01.03.2011 г. N 1-28/795 (том 3, л. д. 59) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 09.03.2011.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в порядке ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство просит признать право государственной собственности Оренбургской области на объект недвижимости: административное, складское здание литер АБ2, двухэтажное, кирпичное, общей площадью 423,6 кв. м., расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1.
Удовлетворяя исковые требования ЗАО "Инфокон" к Министерству о признании права на спорный объект и отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции указал на то, что судом принимается в качестве достоверно подтвержденных сведения о технической характеристике спорного объекта недвижимости, полученные на основании данных по его первичной технической инвентаризации ГУП ОЦИОН, и изложенные последним в кадастровом паспорте от 22.05.2010, согласно которому спорный объект недвижимости представляет собой административное, складское здание двухэтажное, кирпичное, год постройки - 1865, литер АБ2, общей площадью 423,6 кв. м., расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Гая/Кирова/Чичерина, 3/2/24-22/1 (далее - спорный объект). Правомочия собственника - Оренбургской области - по распоряжению спорным объектом, в том числе путем передачи его в хозяйственное ведение ГУП "ТЭСМО", ГУП "Оренбургоблпродконтракт", надлежащим образом подтверждены. Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Инфокон" в установленном законом порядке передано имущество. При этом, согласно указанным документам двухэтажное здание литер А передано в уставный капитал, гараж литер Б2 передан на баланс. Таким образом, здание литер АБ2 изначально представляло и представляет собой единый объект недвижимости и его раздельная передача в качестве самостоятельных объектов недвижимости невозможна. Материалами дела подтверждается, что в уставный капитал ЗАО "Инфокон" внесено имущество в натуре, а не права пользования им. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Министерством в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих передачу только прав пользования, но не имущества. На момент составления последнего акта по передаче спорного имущества (N 001 от 19.01.1998 Закон о регистрации уже вступил в действие, однако, (том 1, л. д. 28) учреждение юстиции по регистрации прав начало осуществлять регистрационные действия только с 29.04.1998. Следовательно, с учетом положений пункта 2 ст. 32, пункта 2 ст. 33 Закона о регистрации, у истца право собственности на спорное имущество возникло с момента его передачи в уставный капитал, и в силу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит регистрации в соответствии с порядком, установленном Законом о регистрации. В связи с изложенным, требования ЗАО "Инфокон" о признании права собственности на спорный объект признаются обоснованными. Основания для предъявления ЗАО "Инфокон" исковых требований о признании права собственности к регистрирующему органу отсутствуют, поскольку последний не имеет никаких правопритязаний на спорное имущество, и является ненадлежащим ответчиком. Исковые требования ЗАО "Инфокон" об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области провести государственную регистрацию права собственности, ни к Министерству, ни к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области удовлетворению не подлежат, поскольку судом установлены основания для признания права собственности на спорное имущество за ЗАО "Инфокон". Следовательно, в удовлетворении исковых требований Министерства о признании права собственности на спорное имущество следует отказать.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику имущества принадлежит право владения, пользования и распоряжения им.
Правомочия собственника - Оренбургской области - по распоряжению спорным объектом, в том числе путем передачи его в хозяйственное ведение ГУП "ТЭСМО", ГУП "Оренбургоблпродконтракт", надлежащим образом подтверждены.
Спорный объект был передан в государственную собственность Оренбургской области в соответствии с положениями Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Постановления Правительства Российской Федерации N 1070 от 02.11.1995 "О передаче в государственную собственность Оренбургской области находящихся в федеральной собственности государственных предприятий "Оренбургпромстройпроект" и "Оренбургский областной центр "ТЭСМО", включен в реестр государственного имущества Оренбургской области.
В связи с тем, что право собственности Оренбургской области на спорный объект, используемый соответствующими государственными предприятиями возникло в силу закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", то дополнительная регистрация такого права не требуется, поскольку согласно пункту 1 пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом.
В связи с тем, что право государственной собственности Оренбургской области на спорный объект возникло в силу закона, то последующая его передача, передача прав на него, соответствует действующему законодательству.
Как указано выше, исходящим N МК-27/10-2722 от 15.12.1997 "О передаче имущества", комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области в порядке ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации выразил согласие о передаче на баланс ЗАО Инфокон здания, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, 3 (литер Б2 площадью 198,8 кв. м.). В соответствии с актом приема-передачи от 15.07.1997 (том 1, л. д. 15), согласованным с заместителем глава администрации области, являющимся одновременно председателем комитета по управлению государственном имуществом Оренбургской области (том 1, л. д. 15-16) истцу на баланс передан гараж литер Б2, то есть часть спорного объекта - литера АБ2. В соответствии с актом приема-передачи основных средств от 15.07.1997 (том 2, л. д. 20) на основании распоряжения N 27/10-1468 от 16.07.1996 комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области о внесении вклада в уставный капитал закрытого акционерного общества "Информационно-консультативное агентство проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН" имущества государственного предприятия Оренбургского областного центра "Технической эксплуатации и сервиса молочного оборудования" - двухэтажного здания общей площадью 301,0 кв. м. по ул. Гая, 3/6 (литер А), ООЦ "ТЭСМО" и ЗАО Инфокон составили акт о том, что ООЦ "ТЭСМО" передал, а ЗАО Инфокон приняло двухэтажное, кирпичное строение общей площадью 301,0 кв. м. по ул. Гая, 3/6 (литер А), почтовый адрес: 460000, ул. Кирова, д. 2/1, принадлежащее фонду имущества Оренбургской области и находящееся в пользовании ООЦ "ТЭСМО".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ЗАО "Инфокон" передано спорное имущество. При этом, согласно указанным документам, двухэтажное здание литер А передано в уставный капитал, гараж литер Б2 передан на баланс.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, здание литер АБ2 изначально представляло и представляет собой единый объект недвижимости и его раздельная передача в качестве самостоятельных объектов недвижимости невозможна. По акту приема-передачи от 15.07.1997 и акту приема-передачи основных средств от 15.07.1997 истцу в уставный капитал внесен имущественный вклад, то есть здание литер АБ2.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в уставный капитал внесено лишь право пользования спорным зданием, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 2 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами (ст. 155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки (ст. 156 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения письменного согласования N МК-27/10-2722 от 15.12.1997 "О передаче имущества", акта приема-передачи от 15.07.1997 здания распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области N 27/10-1468 от 16.07.1996 "О согласовании вклада, акта приема-передачи основных средств от 15.07.1997 по передаче двухэтажного здания, распоряжения N 27/10-1468 от 16.07.1996 комитета по управлению госимуществом Оренбургской области о внесении вклада в уставный капитал, свидетельствуют о том, что в уставный капитал ЗАО Инфокон внесено имущество в натуре, а не права пользования им.
В соответствии с актом N 001 о формировании Уставного фонда Закрытого акционерного общества "Информационно-консультативное агентство проблем недобросовестной конкуренции "Инфокон" от 19.01.1998 (том 1, л. д. 6) следует, что его акционеры - комитет по управлению госимуществом Оренбургской области и ООО ИКА "Инком" для осуществления деятельности ЗАО Инфокон вносят: комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области передает обществу право пользования автомобилем марки ГАЗ-2410 1991 г. выпуска, государственный номер 0220 ОБА, остаточной стоимостью 4 757 700 руб. и двухэтажное кирпичное строение общей площадью 301,0 кв. м., расположенное: по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3/6 (Литер А), остаточной стоимостью 6 242 300 руб., всего на сумму 11 000 000 руб., ООО ИКА "Инком" передает обществу права пользования компьютерной и оргтехникой, а также информационными базами данных, принадлежащими Агентству на праве собственности, оцененными общей стоимостью 11 000 000 руб. Всего на сумму 22 000 000 руб.
Таким образом, согласно акту N 001 от 19.01.1998 в уставный капитал ЗАО "Инфокон" передано имущество - двухэтажное кирпичное строение, обозначенное, как литер А, и права пользования следующим имуществом - автомобилем, техникой и базами данных.
Акт N 001 от 19.01.1998 в установленном порядке подписан двумя сторонами в лице уполномоченных представителей, скреплен печатями.
С момента внесения имущества в уставный капитал, ЗАО Инфокон несет в полном объеме бремя его содержания (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), как в поддержании недвижимого имущества в надлежащем техническом состоянии, так и снабжении его необходимыми коммунальными ресурсами, оплачивает установленные налоги, сборы.
Ссылка Министерства на акт нематериального объекта от 20.01.1998 (том 3, л. д. 30), составленного экспертной комиссией в составе представителей ЗАО "Инфокон", комитета по управлению госимуществом области о том, что ЗАО "Инфокон" принимает, а комитет по управлению госимуществом области передает нематериальный объект в виде права пользования двухэтажным кирпичным зданием общей площадью 301,0 кв. м., по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 3/6, являющегося собственностью комитета, несостоятельна.
В соответствии с п.6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Как следует из материалов дела, оригинал данного документа отсутствует, он составлен в одностороннем порядке, следовательно, не может являться надлежащим доказательством по делу.
Кроме того, акт нематериального объекта от 20.01.1998 составлен позднее акта N 001 от 19.01.1998. Между тем, из акта N 001, от 19.01.1998 следуют иные обстоятельства, нежели изложены в акте от 20.01.1998.
Иных документов, свидетельствующих о том, что после первоначальной передачи в уставный капитал ЗАО "Инфокон" спорного объекта - здания литер АБ2, то есть имущества в натуре, по каким-либо причинам такая передача была оспорена, признана незаконной, и что ЗАО "Инфокон" вместо имущества, в последующем были переданы только права пользования имуществом, доказательства обратной передачи имущества, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что право пользования двухэтажным зданием по ул. Гая, 3/6 (литер А), с согласия комитета по управлению госимуществом Оренбургской области было внесено в уставной капитал АОЗТ "ИКАПНК "Инфокон", не подтверждается материалами дела.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, безосновательное внесение изменений в Устав ЗАО "Инфокон" (на день рассмотрения спора, недействующая редакция, том 3, л. д. 32-34), в части изменения формирования уставного капитала, само по себе не может автоматически служить основанием для утраты ЗАО "Инфокон" права собственности на переданное имущество и возникновения у него только прав пользования им, поскольку представленными в материалы дела документами, правомерность такого изменения не подтверждается, доказательства, соответствующие требованиям ст. ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достоверно подтверждающие передачу ЗАО Инфокон нематериального объекта - прав пользования спорным объектом, отсутствуют и опровергаются иными доказательствами по делу.
Редакцию Устава ЗАО Инфокон, нельзя считать легитимной, в связи с тем, что она принята в отсутствие кворума, поскольку при проведении указанного внеочередного собрания, присутствовал только один его акционер - Министерство (владеющий 50%), а второй акционер - ООО ИКА "Инком" (владеющий 50%) не присутствовал и участие в голосовании не принимал.
На основании пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, в отсутствие кворума для проведения общего собрания или принятия решения либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, суд должен независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, оценить такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.
В данном случае, спор о признании недействительным решений органов управления обществом не рассматривается, то есть основания для применения к спорному протоколу N 3 от 03.05.2005 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Инфокон", разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 отсутствуют.
Возможность обращения в арбитражный суд с иском о признании права собственности предоставлена статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По иску о признании права собственности истец должен подтвердить наличие и правомерность оснований возникновения права собственности. При отсутствии доказательств того, что истец приобрел в установленном законом порядке право, признать которое за собой он просит, суд в удовлетворении этого требования должен ему отказать.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 59).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку в настоящем случае имеется между сторонами спор о праве, данный спор подлежит разрешению в суде.
В рассматриваемом деле истец в соответствии со сделкой по внесению в уставный фонд, приобрел имущество в натуре, передача которого осуществлена с согласия собственника и уполномоченным органом собственника. Регистрации права собственности Оренбургской области на спорный объект не производилась, так как оно (право) возникло в силу закона и до вступления в действие Закона о регистрации.
Пункт 12 Постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", предусматривает, что согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
На момент составления последнего акта по передаче спорного имущества (N 001 от 19.01.1998 Закон о регистрации уже вступил в действие, однако, (том 1, л. д. 28) учреждение юстиции по регистрации прав начало осуществлять регистрационные действия только с 29.04.1998 года. Следовательно, с учетом положений пункта 2 ст. 32, пункта 2 ст. 33 Закона о регистрации, у истца право собственности на спорное имущество возникло с момента его передачи в уставный капитал, и в силу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит регистрации в соответствии с порядком, установленном Законом о регистрации.
В связи с изложенным, требования ЗАО "Инфокон" к Министерству о признании права собственности на спорный объект обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Следовательно, требования Министерства обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Закона о регистрации.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно пунктам 1, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
В связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Судам необходимо учитывать, что вступивший в законную силу судебный акт, которым признано право на конкретное недвижимое имущество, является достаточным основанием для государственной регистрации права на имущество и тогда, когда регистрируемое право возникло до вступления в силу Закона о регистрации и позднее подтверждено судом в соответствующем судебном акте. В этом случае представление заявителем каких-либо иных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество не требуется.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что судебный акт, содержащий в резолютивной части вывод о признании права собственности на объект недвижимости за конкретным лицом, является достаточным основанием для государственной регистрации такого права. Основания для понуждения регистрирующего органа к регистрации прав при фактических обстоятельствах дела отсутствуют, и заявлены ЗАО "Инфокон" безосновательно, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
В связи с изложенным, исковые требования ЗАО "Инфокон" об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области провести государственную регистрацию права собственности, ни к Министерству, ни к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2011 г. по делу А47-405/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-405/2011
Истец: ЗАО "Информационно-консультативное агентство Проблем недобросовестной конкуренции "ИНФОКОН"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, экологии и имущственных отношений, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Администрация г. Оренбурга, ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", ГУП "Облтехинвентаризация", ГУП "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания населения", ГУП Оренбургской области "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания населения", ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице Оренбургского филиала, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", в лице Оренбургского филиала
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-820/12
29.02.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-405/11
14.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10952/11
07.11.2011 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-405/11