г. Самара |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А55-351/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Серовой Е.А., Александрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от истца - Елуферьева Н.Г., доверенность N 3/11 от 11.10.2011 г.;
от ответчика - Ермолаева А.Г., доверенность N 01/04-1433 от 02.11.2010 г.;
от третьего лица Департамента финансов Администрации городского округа Самара - Зиновьева Е.А., доверенность N 27 от 26.04.2011 г.,
от Департамента транспорта Администрации городского округа Самара - Дурова В.О., доверенность N 09/02-2604/03 от 15.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 дело N А55-351/2011 по иску ОАО "Автотранспортное предприятие N 3", г. Самара, к муниципальному образованию г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара, с участием третьих лиц: 1. Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, 2. Департамента финансов Администрации городского округа Самара, о взыскании 3 747 011 руб. 19 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Автотранспортное предприятие N 3", г. Самара, (истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному образованию г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара, (ответчик) о взыскании 3 747 011 руб. 19 коп. - убытков, полученных в результате оказания услуг по перевозке пассажиров в 2007 году.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец заявил отказ от иска в части взыскания 501 849 руб. 40 коп., который судом в силу ч.2 ст.49 АПК РФ принят с прекращением производства по делу в этой части и цена иска определена в размере 3 245 161 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2011 г.. с городского округа Самара в лице Администрации городского округа Самара за счет казны муниципального образования город Самара в пользу ОАО "Автотранспортное предприятие N 3" взыскано возмещение убытков на сумму 3 245 161 руб. 35 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 41 735 руб. 05 коп., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Департамент финансов Администрации городского округа Самара, Администрация г.о. Самара, Департамент транспорта Администрации городского округа Самара, обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Определением от 29.09.2011 г.. судебное заседание было отложено в связи с необходимостью представления Департаментом финансов Администрации г.о. Самара выписки из ЕГРЮЛ.
13 октября суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения в суде первой инстанции, так как Департаментом финансов Администрации г.о. Самара не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания в Арбитражном суде Самарской области.
В судебном заседании 08.11.2011 г.. представитель исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, заявил частичный отказ от требований на сумму 501 849р. 40к.
Представители ответчика, третьего лица Департамента финансов Администрации городского округа Самара, Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, просили отказать в удовлетворении требований.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Определение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 было направлено не по месту нахождения Департамента финансов Администрации г.о. Самара, следовательно, корреспонденция была возвращена. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.10.2011 г.. адресом (местом нахождения) Департамента финансов Администрации г.о. Самара является г. Самара, улица Братьев Коростелевых, дом 144. По данному адресу судом первой инстанции судебные акты не направлялись.
При рассмотрении требований по существу, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "АТП N 3" осуществляет перевозку пассажиров автобусами большой вместимости по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Самара. ОАО "АТП N 3" обратился с иском, просит взыскать убытки, сложившиеся в результате выполнения им в 2007 году перевозки пассажиров городским автомобильным транспортом по единым тарифам, долгосрочным проездным билетам, льготным долгосрочным проездным билетам, предусмотренным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, единым социальным проездным билетам, предусмотренным нормативными правовыми актами Самарской области по установленным маршрутам в городе Самара в соответствие с договором N 7 от 30.12.2005 на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам г.Самары, заключенному с Департаментом транспорта администрации г.о.Самара. Истец указал, что в спорный период предприятием оказаны услуги по перевозке пассажиров на сумму 37 432 649 руб. 92 коп., тогда как из городского бюджета на компенсацию выпадающих доходов за 2007 год перечислено 34 187 488 руб. 13 коп. и задолженность составляет 3 245 161 руб. 79 коп.
В соответствие с п.2.1.9. договора N 7 от 30.12.2005 исполнитель (ОАО "АТП N3") обязан осуществлять перевозку пассажиров по единым тарифам, долгосрочным проездным билетам, предусмотренным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, единым социальным проездным билетам, предусмотренным нормативными актами Самарской области. Возмещение исполнителю выпадающих доходов от перевозки пассажиров по долгосрочным проездным билетам, единым социальным проездным билетам, предусмотренным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления производилось заказчиком - департаментом транспорта г.о.Самара из денежных средств, предусмотренных на данные цели бюджетом г.о.Самара на спорный период.
Указанное возмещение выпадающих доходов рассчитывалось и производилось на основании актов выполненных работ установленной формы (приложение N 4,5 и отчетов приложение N 2,3 к договору), подписанных сторонами договора.
В соответствие с п.3.1. договора возмещение выпадающих доходов исполнителю по настоящему договору от перевозки пассажиров по долгосрочным проездным билетам, льготным долгосрочным проездным билетам, единым социальным проездным билетам, предусмотренным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления производится заказчиком из денежных средств, предусмотренных на эти цели бюджетом городского округа Самара на основании подписанных сторонами актов выполненных работ, установленной приложениями N 4,5 формы и отчетов установленной приложениями N 2,3 формы.
В соответствии с п.4 ст.17 ФЗ РФ "О местном самоуправлении" орган местного самоуправления - Глава города Самара постановлением N 2765 от 28.10.2005 установил тариф на проезд в городском транспорте в размере 9 рублей на оказание услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых муниципальными предприятиями.
В соответствии с п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Из материалов дела следует, что в 2007 года ОАО "АТП N 3" в рамках исполнения обязательств по договору N 7 от 30.12.2005 на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам г.Самары оказало услуги по перевозке пассажиров на сумму 37 432 649 руб. 92 коп., что сторонами не оспаривается.
В 2007 году ответчиком на компенсацию выпадающих доходов всего перечислено предприятию 38 377 219 руб. 77 коп., из них 34 187 488 руб. 57 коп. - за оказанные услуги в 2007 году и 4 189 731 руб. 20 коп. за оказанные услуги в 2006 году.
Следовательно, на истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации вышеуказанных нормативных актов. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.
Муниципальное образование, установив указанными нормативными актами льготы по проезду в общественном транспорте, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств муниципального бюджета.
Бездействие муниципального образования в части его обязанности обеспечения полного возмещения предприятию транспорта недополученных доходов является неправомерным бездействием, поэтому истец вправе требовать возмещения недополученных доходов, как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов в силу ст.1069 ГК РФ.
В результате предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования на территории города Самара, истцом недополучена сумма 3 245 161 руб. 35 коп., которая является реальными убытками.
В соответствии с п.2 ст.69 обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2010 по делу N А55-310/2010 по иску ОАО "АТП N 3" о взыскании аналогичных убытков за 2006 год установлено, что денежные средства в размере 4 189 731 руб. 20 коп. из перечисленной предприятию в 2007 году компенсации на общую сумму 38 377 219 руб. 77 коп. предназначались для оплаты услуг по перевозке пассажиров за 2006 год.
Таким образом, из перечисленных в 2007 году денежных средств на компенсацию выпадающих доходов предприятия к спорному периоду относятся 34 187 488 руб. 57 коп. и задолженность составляет 3 245 161 руб. 35 коп. (37 432 649 руб. 92 коп. - 34 187 488 руб. 57 коп.).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2011 года по делу N А55-351/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Принять отказ ОАО "Автотранспортное предприятие N 3", г. Самара, от иска в части взыскания 501 849р. 40к., производство по делу в этой части прекратить.
Взыскать с г.о. Самара в лице Администрации г.о. Самара за счет казны муниципального образования г.Самара а пользу ОАО "Автотранспортное предприятие N 3", г. Самара, возмещение убытков в сумме 3 245 161р. 35к., расходы по оплате госпошлины 41 735р. 05к.
В остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.А. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-351/2011
Истец: ОАО "Автотранспортное предприятие N3"
Ответчик: г.о. Самара в лице Администрации г. о. Самара
Третье лицо: Департамент транспорта Администрации г. о. самара, Департамент финансов Администрации г. о. Самара