г. Саратов |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А12-7048/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии представителя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда Дроздова Александра Юрьевича, действующего по доверенности от 09.11.2010 N арг 234-10, представителя администрации Волгограда Кузнецовой Ирины Валерьевны, действующей на основании доверенности от 28.06.2011 N 05-ид/97,
рассмотрев апелляционную жалобу комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2011 года по делу N А12-7048/2011 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (г. Волгоград)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
третьи лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград),
комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград)
о признании недействительным и несоответствующим статьям 1, 36, 38, 44 частям 1, 5, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 и нарушающим права и законные интересы общества, постановления главы Волгограда от 28.01.2011 N 237 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:04 00 22:0121)",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (далее ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс") с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Волгограда, о признании недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя постановления главы Волгограда от 28.01.2011 N 237 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:04 00 22:0121)", как несоответствующего статьям 1, 36, 38, 44 частям 1, 5, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93.
В качестве способа восстановления своих нарушенных прав ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" просило обязать администрацию Волгограда подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 34:34:04 00 22:0121, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Рокоссовского, 38б, с указанием в чертеже градостроительного плана вида разрешённого использования земельного участка - магазин, назначения объекта капитального строительства - магазин, места допустимого размещения объекта капитального строительства на части земельного участка площадью 250 кв.м с учётом ограничения в использовании части данного земельного участка площадью 72 кв.м, предусмотренного проектом границ земельного участка, утверждённого администрацией Волгограда 06.10.2006 и актом от 28.04.2006 N АВ-06-553 о выборе земельного участка для строительства.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2011 по делу N А12-7048/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объёме, постановление главы Волгограда от 28.01.2011 N 237 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:04 00 22:0121)" признано недействительным, права ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" восстановлены. Применён предложенный заявителем способ защиты.
С администрации Волгограда в пользу ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб. (т.2 л.д.43).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Администрация Волгограда поддерживает доводы апелляционной жалобы, полагает, что судом первой инстанции необоснованно избран способ восстановления нарушенного права, ввиду неправильного применения норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения (т.2 л.д.55).
ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс", комитет земельных ресурсов администрации Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 39 77352 1, 410031 39 77350 7, 410031 39 77347 7, 410031 39 77348 4. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 сентября 2011 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене в виду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и применению закона, не подлежащего применению к рассматриваемым отношениям.
Как следует из материалов дела, 17 июля 2006 года главой Волгограда принято постановление N 1522 "О предварительном согласовании места размещения магазина ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" (т.1 л.д.21), которым утверждён акт о выборе земельного участка для размещения магазина (т.1 л.д.34).
24 февраля 2009 года главой Волгограда принято постановление N 372 "Об отмене постановления главы Волгограда от 17.07.2006 N 1522 "О предварительном согласовании места размещения магазина ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс".
В качестве основания для отмены постановления главы Волгограда от 17.07.2006 N 1522 уполномоченным органом указано расположение земельного участка на территории общего пользования и несоответствие его местоположения актуальной градостроительной документации, утверждённой постановлением главы администрации от 24.12.2008 N 2695 "Об утверждении проекта планировки, совмещённого с проектом межевания территории".
09 апреля 2009 года постановлением главы Волгограда N 811 ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" отказано в предоставлении земельного участка (учётный N 4-0-94) для строительства.
12 марта 2010 года Федеральный суд Поволжского округа согласился с решением суда первой инстанции, которым сделан вывод соответствии постановления от 17.07.2006 N 1522 "О предварительном согласовании места размещения магазина обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также суд обязал предоставить заявителю земельный участок, расположенный в границах красных линий (т.1 л.д.56-64).
На основании судебных актов по делу N А12-10006/2009 (т.1 л.д.49-64) ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" получил предварительное согласование места размещения объекта строительства в красных линиях и во исполнение уполномоченный орган предоставил указанный земельный участок для строительства на землях общего пользования.
После чего ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче градостроительного плана. Градостроительный план был выдан, но согласно содержащимся в нём данным, строительство на указанном участке не предусмотрено, поскольку противоречит действующей градостроительной документации.
28 января 2011 года постановлением администрации Волгограда N 237 на основании заявления ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" от 29.11.2010 утверждён градостроительный план N RU34301000-0000000000001996 от 27.12.2010, подготовленный комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее - Комитет) на земельный участок с кадастровым номером 34:34:040022:121, учётным номером 4-0-94, площадью 322 кв.м под строительство капитального объекта - здания магазина, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 38б, в Центральном районе г.Волгограда (т.1 л.д.41).
В пункте 2.5. указанного постановления градостроительный план утверждён с учётом расположения земельного участка на территории общего пользования (т.1 л.д.41).
Отнесение указанного земельного участка к категории земель населённых пунктов подтверждено пунктом 8.1. кадастрового паспорта (т.1 л.д.37).
В утверждённом уполномоченным органом градостроительном плане на чертеже (т.1 л.д.45) отсутствует место допустимого размещения объекта, в графах раздела 2 "Информация о градостроительном регламенте земельного участка" содержится запись "градостроительный регламент не распространяется", графы раздела 3 "Информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства градостроительном регламенте земельного участка" не заполнены.
Кроме того, в ответ на письменное обращение ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" администрация письмом от 19.04.2011 N ар 3672-11 указала, что без установления красных линий в границах территории общего пользования, на которой расположен участок, указание места допустимого размещения объекта в составе градостроительного плана земельного участка невозможно. Определить параметры строительства для территорий, не попадающих под действие градостроительного регламента, не представляется возможным (т.1. л.д.86-87).
Посчитав, что постановление главы Волгограда от 28.01.2011 N 237 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд за защитой нарушенных прав.
По мнению заявителя, в нарушение статьи 1, 36, 38, 44 частей 1, 5, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, в выданном администрацией градостроительном плане, утверждённом постановлением администрации Волгограда от 28.01.2011 N 237, отсутствует необходимая информация для возможности разработки проектной документации, отвечающей требованиям закона, и в последующем, получения разрешения на строительство магазина.
При этом, поскольку действующим законодательством уполномоченному органу, по мнению заявителя, не предоставлено право произвольно изменять место допустимого размещения здания, строения, сооружения по сравнению с вариантом размещения объекта строительства на земельном участке, в ранее утверждённом проекте границ земельного участка, администрация обязана указать в разделе "Чертеж градостроительного плана" в графической форме место допустимого размещения объекта капитального строительства заявителя, определённое в постановление главы Волгограда от 17.07.2006 N 1522 "О предварительном согласовании места размещения магазина ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что выдача уполномоченным органом градостроительного плана земельного участка с незаполненными графами законом не предусмотрена; лицо, ответственное за составление градостроительного плана не вправе произвольно изменить в нем место допустимого размещения зданий, строений, сооружений по сравнению с вариантом размещения объекта строительства на земельном участке, в ранее утверждённом проекте границ земельного участка; установил преюдициальное значение для настоящего спора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2009 по делу N А12-10006/2009 и сделал вывод о нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку несоответствующий действующему законодательству градостроительный план влечёт невозможность подготовки заявителю проектной документации, получения разрешения на строительство капитального объекта и соответственно строительство магазина.
Апелляционная коллегия согласна с выводом, что выданный градостроительный план не позволяет заявителю произвести строительство на землях общего пользования. Однако, препятствием этому служит не нарушение закона со стороны администрации, а объективные причины. Оспариваемые действия уполномоченного органа совершены в соответствии с нормами закона и требованиями инструкции, подлежащими применению в данной ситуации. Нарушений не допущено.
Нормы, на соответствие которым проверял оспариваемое постановление суд первой инстанции, частично не применимы к данной ситуации, остальные соблюдены.
Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общую норму и раскрывает понятие правоспособности юридического лица. Оспоренные действия нельзя рассматривать как ограничение правоспособности. Указанная норма не относима к данному спору.
Статьи земельного законодательства, нарушение которых констатировал суд первой инстанции, также не имеют отношения к рассматриваемому спору.
Данные нормы определяют соответственно:
статья 22 - аренду земельных участков,
статья 31 - выбор земельного участка для строительства,
статья 40 - права собственников земельных участков на их использование,
статья 41 - права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков,
статья 56 - ограничение прав на землю,
статья 56.1 - ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ни одна из названных норм не применима к градостроительному плану и не может быть нарушена при его заполнении и выдаче.
Также необоснованно истолкованы как имеющие для настоящего спора преюдициальное значение судебные акты по делу, в рамках которого суд обязал орган местного самоуправления предоставить под строительство спорный земельный участок. Констатация соблюдения процедуры предоставления земельного участка не имеет значения для заполнения градостроительного плана. Первая происходит по правилам земельного законодательства, второе - в рамках градостроительного. Существуют параллельно, отсылочных норм друг к другу не содержат.
Не имеет под собой правовой основы утверждение, что градостроительный план должен соответствовать документации, составленной в рамках земельных правоотношений при выборе участка. Землеустроительная документация не служит источником для лица, заполняющего градостроительный план. В силу прямого указания закона источником при этом служит градостроительная документация и требования специальных технических норм.
Также не основано на нормах права мнение, что все графы плана должны обязательно содержать информацию, полезную для предполагаемого строительства.
Инструкцию о порядке заполнения плана нельзя рассматривать как требование об обязательном заполнении всех граф, она не исключает невозможности их заполнения в случаях отсутствия соответствующей информации. В таких ситуациях в графе ставится прочерк либо отметка, что она заполнению не подлежит. Это повсеместная практика. Норм закона, которым бы данная практика противоречила, заявитель и суд не привели.
Раздел второй инструкции, на который ссылается суд в обжалованном решении, определяет, каким образом должно быть нанесено на план место допустимого размещения объекта. Он не может быть нарушен неуказанием допустимого размещения, если с точки зрения актуальной градостроительной документации такое размещение невозможно.
Суд первой инстанции применил к данной ситуации часть четвёртого раздела инструкции, которая не подлежала применению к участкам, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, вместо подлежащего применению абзаца первого названного раздела.
Графы, в которых проставлены прочерки, не заполнены, поскольку отсутствуют нормативные акты, позволяющие строительство на данной территории, в соответствии с которыми по инструкции они могли бы заполняться.
Таким образом, действие норм, нарушение которых констатировал суд первой инстанции, не распространяется на спорные правоотношения.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и требования инструкции о порядке заполнения градостроительного плана, которые подлежат применению, были соблюдены.
Градостроительный план оформляется и заполняется в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для земельных участков относящихся к территориям общего пользования предусмотрены особенности содержания градостроительного плана: Градостроительным кодексом, Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка", действовавшем на момент утверждения уполномоченным органом спорного градостроительного плана, инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, действовавшей на момент утверждения уполномоченным органом спорного градостроительного плана.
В градостроительных планах выдаваемых на земельные участки, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правовые основания для отображения в выданном градостроительном плане данных и информации, указанных заявителем, у уполномоченного органа отсутствовали.
Совершая оспариваемые действия, уполномоченный орган действовал в рамках закона.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования (подпункт 2 пункт 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка действующим законодательством не предусмотрен.
Между тем, законодательно закреплено, что градостроительный план формируется уполномоченным органом, исходя из распространения действия градостроительного регламента на земельный участок в порядке установленном положениями Градостроительного кодекса и нормативно-правовыми актами, принимаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Для градостроительных планов на земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования, предусмотрены особенности их содержания.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, не указанного в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением информации, предусмотренной пунктом 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В таком случае подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, не указываются в градостроительном плане данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, указанные в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенные в границах территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" утверждена форма градостроительного плана земельного участка, действовавшая на момент утверждения градостроительного плана от 27.12.2010 постановлением администрации Волгограда от 28.01.2011 N 237.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, действовавшая на момент утверждения градостроительного плана от 27.12.2010 постановлением администрации Волгограда от 28.01.2011 N 237.
Согласно утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 форме градостроительного плана, предусмотрен раздел 2, в котором информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент или на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента.
В соответствии с абзацем 1 раздела III Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент или на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента.
Абзацем 10 раздела III "Порядок заполнения раздела 2" указанной инструкции, предусмотрено, что в случае, если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке "Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утверждённых представительным органом местного самоуправления" вносится запись: "Градостроительный регламент не установлен", а в строках "условно-разрешённые виды", "вспомогательные виды" вносится запись: "Градостроительным регламентом не установлены".
Информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства в пункте 3 градостроительного плана земельного участка, заполняется, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не установлен градостроительный регламент (раздел 3 формы градостроительного плана земельного участка, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840).
При этом указанной инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, установлен особой порядок заполнения раздела 3 для указанных земельных участков.
Абзацем 1 раздела IV "Информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" указанной инструкции, предусмотрено, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства заполняется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. При этом указывается наименование органа (органов), издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 утверждены "Правила землепользования и застройки городского округа города-героя Волгограда", вступившие в силу с 01 января 2011 года (далее Правила).
Пункты 1, 4 статьи 1.1. названных Правил застройки устанавливают в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Волгоградской области, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда, Генеральным планом Волгограда и иными муниципальными правовыми актами Волгограда порядок использования и осуществления застройки территории Волгограда, основанный на градостроительном зонировании - делении всей территории городского округа на территориальные зоны и установлении для них градостроительных регламентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1.2. главы 1 Правил действие устанавливаемых данными правилами застройки градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон, за исключением земельных участков расположенных в границах территорий общего пользования.
Согласно подпункту 9 пункта 3 главы 2 указанных правил, соблюдение правил застройки обеспечивается органами местного самоуправления Волгограда при подготовке и выдаче заинтересованным физическим и юридическим лицам градостроительных планов земельных участков.
Выдача заявителю градостроительного плана земельного участка с незаполненными графами на земельный участок, расположенный на территории общего пользования, не противоречит закону и является общепринятой практикой.
Указанный земельный участок расположен в пределах красных линий территории общего пользования и отнесён в соответствии с Генеральным планом Волгограда, утверждённым решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 к магистральной улице городского значения.
При подготовке указанного градостроительного плана во исполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Формы градостроительного плана и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка в раздел 2 оспариваемого приложения комитетом внесены записи "градостроительный регламент не распространяется".
Вопреки доводам заявителя в раздел 2 градостроительного плана, утверждённого оспариваемым постановлением администрации, внесение указанной записи свидетельствует о том, что комитет не применил в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:040022:121 градостроительный регламент, установленный правилами, а напротив, указал на расположение на данном земельном участке территории общего пользования путём внесения записи "градостроительный регламент не распространяется", что соответствует требованиям абзаца 10 раздела III "Порядок заполнения раздела 2" инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93.
Следовательно, информация о градостроительном регламенте земельного участка в разделе 2 градостроительного паспорта от 27.12.2010 заполнена без нарушений в соответствии с законом.
Графы, в которых проставлены прочерки, не могут быть заполнены в связи с тем, что нормативные акты, регулирующие застройку в данном регионе земель общего пользования, отсутствуют.
При этом отсутствие указания в разделе 3 оспариваемого градостроительного плана информации о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, соответствует требованиям абзаца 1 раздела IV инструкции порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, и порядку заполнения раздела 3(*) формы градостроительного плана земельного участка, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840, и не влечёт нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку градостроительный план выдан на земельный участок, действие градостроительного регламента на который не распространяется.
Максимальный процент застройки в границах земельного участка полностью отсутствует.
Следовательно, не представляется возможным указать требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Принимая во внимание, что внесение записей "градостроительный регламент не установлен" в раздел 2 оспариваемого градостроительного плана свидетельствует о том, что на данный земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, а, также учитывая, что указанный порядок заполнения градостроительного плана предусмотрен Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, выдача градостроительного плана с незаполненными графами раздела 2 не является нарушением заполнения оспариваемого градостроительного плана и не свидетельствует о несоответствии его требованиям законодательства.
Апелляционная коллегия полагает, что отображённый чертёж земельного участка в утверждённом градостроительном плане также соответствует требованиям раздела II "Чертёж градостроительного плана земельного участка" Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93.
Генеральный план Волгограда, утверждённый решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, является документом территориального планирования и содержит границы публичных земель, местоположение линейных объектов, границы которых обозначаются красными линиями и ограничивают права заинтересованных лиц на их застройку объектами капитального строительства.
На момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана Генеральный план города Волгограда опубликован в "Волгоградской газете" 18 июля 2007 года, вступил в законную силу и в соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязателен для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Заполнение формы градостроительного плана невозможно без отражения информации о территории общего пользования.
Для отображения места допустимого размещения здания, строения, сооружения на чертеже градостроительного плана пунктами 2, 3, 6, 7 Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, предусмотрено отображение:
-границ зон действия публичных сервитутов;
-минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объектов, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
-места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
-приводится экспликация объектов капитального строительства, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Указанная информация подлежит отображению, если место допустимого размещения здания, строения, сооружения возможно отобразить на чертеже градостроительного плана.
Утверждённый градостроительный план от 27.12.2010 выдан ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" на земельный участок, расположенный на территории земель общего пользования, строительство на которых градостроительной документацией не предусмотрено.
Следовательно, у администрации отсутствуют законные основания для указания на утверждённом градостроительном плане места допустимого размещения здания, строения, сооружения. Такое место на данном чертеже полностью отсутствует.
На момент утверждения постановления правила землепользования и застройки городского округа "Город Волгоград" утверждены и вступили в действие с 01 января 2011 года. Режим использования и застройки территории Волгограда, для которых действие градостроительных регламентов не устанавливаются, не предусматривает место допустимого размещения размещение такого объекта капитального строительства как магазина на указанном земельном участке.
Необоснованна ссылка на акты по делу N А12-10006/2009. Принцип исполнимости судебных актов требует совершения конкретных предписанных судом действий, его нельзя трактовать как обязанность органа местного самоуправления следовать логике суда в своих дальнейших действиях.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы заявителя по рассматриваемому делу не основаны на указанных судебных актах, фактически сводятся к тому, что незаполнение градостроительного плана препятствует строительству. Апелляционная коллегия не согласна с данной позицией, поскольку препятствием служит документ территориального планирования, который не допускает строительство подобного объекта на данном участке.
В рассматриваемом случае со стороны администрации отсутствуют нарушения требований действующего законодательства при издании оспариваемого постановления.
Апелляционная коллегия считает, что выдачу градостроительного плана, соответствующего актуальной градостроительной документации, нельзя рассматривать как нарушение прав заявителя, даже если это препятствует реализации намерений заявителя. Заявитель добивается возможности построить магазин на магистральной улице, что лишит жителей Волгограда на развитие в дальнейшем запланированной транспортной инфраструктуры в городе и сделает невозможным её запланированное расширение в связи с проведение чемпионата мира по футболу 2018 года.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Волгограда от 28.01.2011 N 237 об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 34:34:040022:121, учётным номером 4-0-94, площадью 322 кв.м под строительство капитального объекта - здания магазина, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 38б в Центральном районе г.Волгограда, принято с соблюдением норм градостроительного законодательства.
Апелляционная коллегия, установив отсутствие нарушений со стороны администрации прав ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" и закона, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. Апелляционный суд считает необходимым принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2011 по делу N А12-7048/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (г. Волгоград) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя, постановления главы Волгограда от 28.01.2011 N 237 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:04 00 22:0121)", как несоответствующего статьям 1, 36, 38, 44 частям 1, 5, 7 статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 и обязании администрации Волгограда (г. Волгоград) подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 34:34:04 00 22:0121, расположенного по ул. Рокоссовского, 38 б г. Волгограда, с указанием в чертеже градостроительного плана вида разрешённого использования земельного участка - магазин, назначение объекта капитального строительства - магазин, места допустимого размещения объекта капитального строительства на части земельного участка площадью 250 кв.м с учётом ограничения в использовании части данного земельного участка площадью 72 кв.м, предусмотренного проектом границ земельного участка, утверждённого администрацией Волгограда 06.10.2006, и актом от 28.04.2006 N АВ-06-553 о выборе земельного участка для строительства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (г. Волгоград) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7048/2011
Истец: ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс", ООО "ЮФ"Регистр-Экспресс", Представитель ООО "ЮФ "Регистр-Экспресс" Морозов С. В.
Ответчик: Администрация Волгограда, Администрация города Волгограда
Третье лицо: комитет земельный ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуреВолгограда