г. Киров |
|
09 ноября 2011 г. |
Дело N А17-2617/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.08.2011 по делу N А17-2617/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (ОГРН 1023700542030, адрес местонахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (адрес местонахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24),
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным решения Управления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:163 общей площадью 5709 кв.м., расположенного по адресу : Ивановская обл., г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, изложенного в распоряжении от 17.03.2011 N 96; возложении на Управление обязанности направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе Управление указывает, что Обществом документально не обоснован размер испрашиваемого земельного участка и Общество не обладает титулом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.09.1993 администрацией города Иванова оформлен акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N Ив-01-000-698 (711), в соответствии с которым Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 52, 7495 га. (л.д. 19-20).
04.06.2008 Управлением Росимущества Ивановской области издано распоряжение N 224, согласно которому ранее предоставленный Обществу земельный участок разделен на 20 земельных участков, в число которых вошел земельный участок с кадастровым номером 37:24:040928:163 (далее - спорный земельный участок) (л.д. 21).
18.10.2010 Общество обратилось в Управление с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка (далее - заявление от 18.10.2010). В данном заявлении Общество также просило направить в свой адрес проект договора купли-продажи спорного земельного участка (л.д. 18).
04.03.2011 Арбитражный суд Ивановской области вынес решение по делу А17-109/2011 (л.д. 11-13), которым признал незаконным бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения по заявлению Общества от 18.10.2010 о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя и возложении на Управление обязанности принять решение по заявлению Общества от 18.10.2010. Данное решение вступило в законную силу 25.05.2011 (л.д. 14-17).
17.03.2011 Управлением издано распоряжение об отказе в предоставлении в собственность ОАО "Ивановский завод тяжелого машиностроения" находящегося в федеральной собственности земельного участка (л.д. 27), согласно которому Обществу отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с непредставлением документов, указанных в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Не согласившись с данным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо, обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления данного заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные основания для приобретения права собственности на землю, отличающиеся от оснований указанных в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Документы по перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, должны представляться в уполномоченный орган в случае оформления права собственности на земельный участок в связи приобретением права на находящиеся на нем объекты недвижимости. Указанный перечень не применяется к отношениям, связанным с приобретением права собственности на земельный участок по основаниям указанным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в связи с изменением режима землепользования в силу закона).
Материалами дела подтверждено, что Обществу предоставлено право бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком. В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в Управление с заявлением о приобретении права собственности на данный земельный участок, приложив к заявлению помимо прочих документов акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.09.1993, кадастровый паспорт на спорный земельный участок, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, расположенное на данном земельном участке (гараж).
Анализ представленных с заявлением документов свидетельствует об отсутствии у Управления оснований для отказа в предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка. Названный отказ противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для признания его недействительным.
Доводы Управления о том, что Обществом документально не обоснован размер испрашиваемого земельного участка, являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка с учетом положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки выводов суда в этой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Общества титула постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании статей 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, правовых оснований для его отмены не усматривается.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.08.2011 по делу N А17-2617/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2617/2011
Истец: ООО "ИЗТС/-Инвест"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, ТУ ФАУГИ в Ивановской области