г. Красноярск |
|
"09" ноября 2011 г. |
Дело N А33-8988/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" ноября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "Востокпромсвязьмонтаж" (заявителя) - Алексеева А.Н., представителя по доверенности от 28 марта 2011 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Чернышовой М.В., представителя по доверенности от 28 декабря 2010 года N 70-55/33243,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" августа 2011 года по делу N А33-8988/2011, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
открытое акционерное общество Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" (ИНН 2461010205; ОГРН 1022401947974, далее по тексту также заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510; ОГРН 1042402980290, далее также ответчик), в котором, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило:
признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства вспомогательного использования - одноэтажное нежилое сооружение (холодный склад), площадью 1080 кв.м., 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207;
обязать ответчика зарегистрировать право собственности открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "Востокпромсвязьмонтаж" на созданный объект капитального строительства вспомогательного использования - одноэтажное нежилое сооружение (холодный склад), площадью 1080 кв.м., 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 1 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства администрации г. Красноярска и открытое акционерное общество "Научно-технический прогресс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2011 года заявление открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207, и присудил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обязанность зарегистрировать право собственности открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" на созданный объект капитального строительства.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю взыскано в пользу открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" 2 000 рублей государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы, поскольку объект, на который заявитель просил зарегистрировать право собственности, является строением вспомогательного использования.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2011 года по делу N А33-8988/2011 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и сделал выводы, несоответствующие обстоятельствам дела.
Документы, подтверждающие, что спорный объект является объектом вспомогательного назначения в смысле пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответчику представлены не были, суду заявитель подобные доказательства также не представил в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 27751-88, а также согласно пункту 1 Положения 7 (обязательное) СНиП 2.01.07-85 для учета ответственности зданий и сооружений, характеризуемой экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов, устанавливается три уровня, из которых только III (пониженный) принимается для сооружений сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подсобные сооружения). Из заключения открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 21 марта 2011 года следует, что строение (холодный слад) по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, относится к нормальному - II уровню ответственности и соответствует сооружениям массового строительства, то есть оно не может быть отнесено к строениям и сооружениям вспомогательного использования.
Судом не установлены иные обстоятельства, имеющие значение для дела и необходимые для отнесения спорного строения к сооружениям вспомогательного использования: фактическое целевое использование спорного строения и невозможность самостоятельного использования спорного строения для иной хозяйственной деятельности. Представленное заключение открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 21 марта 2011 года не содержит данных, позволяющих установить для эксплуатации какого основного объекта недвижимого имущества предназначено спорное строение и в чем состоит его функциональное назначение по отношениям к объектам, для эксплуатации которых он предназначен. То обстоятельство, что по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая 19, зарегистрированы нежилые здания на основании плана приватизации от 30 июня 1993 года, не свидетельствует о том, что спорное строение (холодный склад) обеспечивает функционирование указанных нежилых зданий и не может быть использовано в хозяйственной деятельности как самостоятельный объект недвижимого имущества.
Приложенное к заключению от 21 марта 2011 года свидетельство от 12 августа 2010 года N П-264-2010-240002667-6 не подтверждает полномочий открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" по определению назначения объекта. Целью работ открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" являлось не установление вспомогательного назначения объекта недвижимости, а определение степени капитального строения.
Согласно пункту 5 статьи 23.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина, данные положения не применимы при государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества юридического лица.
В представленной ответчику на государственную регистрацию декларации от 30 марта 2011 года отсутствуют сведения об ИНН российского юридического лица, а также неверно указана дата государственной регистрации. Согласно статьям 18 и 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" а также форме декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 447, в представленной на государственную регистрацию декларации должны содержаться все необходимые сведения, предусмотренные формой декларации об объекте недвижимого имущества. Наличие у регистрирующего органа документов, подтверждающих необходимые сведения, не освобождает заявителя от обязанности исполнения требований закона и заполнения декларации по установленной форме. Регистрирующий орган не наделен полномочиями самостоятельно вносить в декларацию необходимые сведения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2011 года апелляционная жалоба Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 2 ноября 2011 года.
Представители Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" в судебное заседание не прибыли, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 112, 113), представитель открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" участвовал в судебных заседаниях суда первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и открытому акционерному обществу "Научно-технический прогресс" судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована Третьим арбитражным апелляционным судом 29 сентября 2011 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает названных выше лиц надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу.
Представитель заявителя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду отзыве.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции законно и обоснованно. Заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заключение открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс". Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предлагаемый к государственной регистрации объект - холодный склад - не является объектом вспомогательного использования.
Суд сделал правильный вывод о том, что эксплуатация спорного строения неразрывна связана с производством заявителем продукции. В материалах дела имеется справки заявителя о том, что холодный склад находится на балансе заявителя и предназначен для хранения выпускаемой продукции, а также материалов для изготовления указанной продукции, срок изготовления и реализации - в течении 2-х месяцев. Ответчик не выяснил фактическое целевое использование холодного склада и возможность его самостоятельного использования.
Суд правомерно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии данных об ИНН и дате государственной регистрации заявителя. В законе отсутствуют требования о включении в декларацию сведений о правообладателе. Такие данные были подтверждены другими документами заявителя при подаче заявления ответчику на государственную регистрацию спорного строения. Ответчик не обязан самостоятельно вносить данные в декларацию заявителя, но обязан регистрировать право на основании предоставленных ему документов.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 февраля 2011 серии 24ЕК 006223 (л.д. 20) открытому акционерному обществу Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации нежилых зданий, площадью 21 502 кв.м., адрес объекта относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, лит. А, кадастровый номер 24:50:0600114:13.
Как следует из представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права от 18 ноября 2003 года серии 24 ГЖ N 008987, 24 ГЗ N 007085, 24 ГК N 009723, 24 ГК N 003828 (л.д. 16-19) открытому акционерному обществу Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" также принадлежат на праве собственности нежилые здания площадью 69,2 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, строение 4, площадью 2333,90 кв.м по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19 (литер А), площадью 29,6 кв.м по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, строение 1, площадью 4840,7 кв.м по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, строение 5.
30 марта 2011 года открытое акционерное общество Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярского края с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: одноэтажное нежилое сооружение (холодный склад), площадью 1080 кв.м., 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19 (л.д. 81).
Как следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 72, 82), заявителем представлены следующие документы: заявление, платежное поручение от 25 марта 2011 года N 327, доверенность, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, устав, выписка из протокола от 24 мая 2010 года N 04/24, заключение по результатам обследования от 21 марта 2011 года и декларация об объекте недвижимого имущества от 30 марта 2011 года.
В материалы дела представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 30 марта 2011 года в отношении здания холодного склада в г. Красноярске по ул. Грунтовой, 19 (л.д. 12, 83).
Согласно представленному в дело заключению от 21 марта 2011 года, составленному открытым акционерным обществом "Научно-технический прогресс" по результатам обследования строительных конструкций нежилого строения (холодный склад), расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19 (л.д. 49, 86), указанное одноэтажное нежилое строение имеет площадь 1080 кв.м., назначение - холодный склад, 2008 года постройки, конструктивный тип объекта - каркасное здание, проектная организация, проектировавшая объект - ООО ПСБ "СИТЭКСТРОЙ". При проведении исследования представлялась проектная документация и использовался визуальный метод. В результате обследования установлено, что нежилое строение (холодный склад) расположено на территории базы открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "Востокпромсвязьмонтаж", на которой также расположены четыре капитальных строения (стр.1, стр.4, стр. 5, лит. А) административно-хозяйственного назначения, по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая,19. Обследуемое строение находится в эксплуатационном режиме, используется по назначению. При обследовании строительных конструкций помещений строения видимых дефектов и деформаций, снижающих несущую способность конструкций, не выявлено. Строение (холодный склад) относится к II уровню ответственности согласно СНИП 2.01.07-2003 "Нагрузки и воздействия" и ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" и соответствует сооружениям массового строительства, то есть относится к капитальным строениям, выполняет вспомогательную функцию относительно других капитальных объектов, расположенных на том же земельном участке.
7 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю государственная регистрация была приостановлена сроком на один месяц - до 6 мая 2011 года в связи с отсутствием в представленной на государственную регистрацию декларации сведений об ИНН и возникновением у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на названный объект в отсутствие разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.
Согласно ответу Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 25 апреля 2011 года N 01/1747-д (л.д. 98) разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию холодного склада, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, не выдавались. Статус объекта определяется проектной документацией.
Согласно ответам Межрайонного отделения и Красноярского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 5 мая 2011 года N 2409/266 (л.д. 100), от 19 апреля 2011 года 3 2438.001307/1565 (л.д. 102), общества с ограниченной ответственностью "Техническая инвентаризация Красноярского края" от 26 апреля 2011 года N 90 (л.д. 101) техническая инвентаризация холодного склада, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, не проводилась.
Сообщением от 13 мая 2011 года N 46/15365 (л.д. 66, 104) открытому акционерному обществу Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" отказано в государственной регистрации права на основании абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что на момент окончания срока государственной регистрации заявителем не были представлены документы, подтверждающие то, что для строительства заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, либо того, что для данного объекта недвижимости получение указанных разрешений не требуется; а также отсутствием в представленной декларации сведений об ИНН и иной даты государственной регистрации.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, считая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, открытое акционерное общество Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Заявитель полагает, что объект недвижимости, о регистрации которого было заявлено, является объектом вспомогательного значения, поэтому разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию для него не требуется в силу подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В подтверждение данного обстоятельства заявителем в материалы дела представлена справка от 12 июля 2011 года N 1/171 (л.д. 131) о том, что на балансе открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" числится холодный склад из металлоконструкций инвентарный номер N 10061 балансовой стоимостью 6 303 485 рублей 89 копеек. Склад предназначен для хранения выпускаемой продукции (двери противопожарные, двери домофона, люки противопожарные, решетки вентиляционные), а также материалы для изготовления указанной продукции, срок изготовления и реализации - в течение 2-х месяцев.
Кроме того, представлены изготовленные обществом с ограниченной ответственностью Проектно-Сметное бюро "СИТЭКСТРОЙ" по заказу открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" рабочий проект, альбом-4, чертежи ЭО 2008 год; промежуточный чертеж рабочий проект от 29 октября 2007 года; альбом-2, чертежи КМД, 2007 год; альбом-3 чертежи КМД, 2007 год; схемы расположения опор и связей по опорам, схемы расположения ферм покрытия и связей по фермам (л.д. 132-163).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм, а также согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В настоящем деле заявитель просит о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на одноэтажное нежилое сооружение (холодный склад), площадью 1080 кв.м., 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207, и присуждении ответчику обязанности зарегистрировать право собственности заявителя на указанный объект.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Однако, оценив представленные в дело документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований полагать, что действия ответчика по отказу заявителю в государственной регистрации права собственности на указанное выше нежилое сооружение (холодный склад), оформленному сообщением об отказе в государственной регистрации от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207, не соответствует положениям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится не позднее чем в месячный срок на основании заявления правообладателя или сторон договора при предоставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом, в силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 указанного Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание - декларация о таком объекте недвижимого имущества;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Между тем, из представленных в дело документов не следует, что ответчик при принятии заявления открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" на государственную регистрацию права собственности в отношении нежилого сооружения (холодный склад), расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, должен был установить тот факт, что данный объект относится к объектам, для строительства, реконструкции которых не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство.
Перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 которой, в частности, предусматривает, что получение разрешения на строительство не требуется при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с действующим законодательством, под строениями и сооружениями вспомогательного характера понимаются любые постройки за исключением основного здания, которые, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер. Они принадлежат к основной вещи и следуют ее судьбе в силу закона, так как предназначены для ее обслуживания. Вспомогательный характер строения или сооружения должен быть изначально заложен при их строительстве и не зависеть от воли владельца.
Как следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию, заявителем представлены заключение по результатам обследования от 21 марта 2011 года и декларация об объекте недвижимого имущества от 30 марта 2011 года.
Но из представленных на регистрацию документов ответчик не мог сделать вывод о вспомогательном характере нежилого сооружения (холодный склад), площадью 1080 кв.м., 2008 года постройки, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19.
Согласно представленной заявителем декларации об объекте недвижимого имущества нежилое сооружение (холодный склад), 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, представляет собой одноэтажное нежилое здание площадью 1080 кв.м. с подключенными к нему сетями инженерно-технического обеспечения (электричество).
При этом, доказательства того, что данное сооружение не носит самостоятельный характер, а выполняет исключительно вспомогательные функции, заявителем представлены не были.
Заключение от 21 марта 2011 года, составленное открытым акционерным обществом "Научно-технический прогресс", одновременно относит нежилое сооружение (холодный склад), расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, ко II уровню ответственности согласно СНИП 2.01.07-2003 "Нагрузки и воздействия" и ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" и указывает на выполнение данным сооружением вспомогательных функций.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 27751-88 сооружения сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения) относятся к сооружениям III уровня ответственности. Указанное разъяснение содержится также в Письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 10 октября 2006 года N КЧ-48/981.
Само заключение от 21 марта 2011 года не содержит указания на то, по отношению к какому именно объекту недвижимости нежилое сооружение (холодный склад), расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, выполняет вспомогательные функции.
То обстоятельство, что в настоящее время нежилое сооружение (холодный склад), расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Грунтовая, 19, используется заявителем в качестве склада продукции и материалов, само по себе не свидетельствует о его вспомогательном характере. Кроме того, документы, свидетельствующие об этом, ответчику на государственную регистрацию не представлялись.
Таким образом, представленные заявителем на государственную регистрацию документы однозначно не свидетельствовали о том, что государственная регистрация права собственности заявителя должна быть произведена в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
После приостановления ответчиком государственной регистрации заявитель доказательства данного обстоятельства не представил. При этом, требования пункта 5 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на заявителя, как на юридическое лицо, не распространяются.
По общему правилу, документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие права на земельный участок. Данные документы ответчику заявителем также представлены не были.
В силу абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Следовательно, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю правомерно отказало открытому акционерному обществу Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" в государственной регистрации права собственности. Отказ, оформленный ответчиком сообщением от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207, соответствует нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что отсутствие в поданной заявителем декларации об объекте недвижимого имущества данных об ИНН и дате государственной регистрации заявителя не могло явиться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности. Независимо от того, что статьями 18, 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не установлены требования о включении в декларацию сведений о правообладателе, и выводы суда первой инстанции в данной части являются верными, наличие у ответчика законного основания для отказа заявителю в государственной регистрации является препятствием в признании незаконным отказа ответчика, оформленного сообщением от 13 мая 2011 года за N 01/086/2011-207.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ".
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2011 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с названной статьей, а также статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления относятся на открытое акционерное общество Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" и уплачены им при обращении с заявлением.
При обращении с апелляционной жалобой Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю государственную пошлину не уплачивало, поскольку было освобождено от её уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в доход бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" августа 2011 года по делу N А33-8988/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества Красноярская промышленно-монтажная фирма "ВОСТОКПРОМСВЯЗЬМОНТАЖ" о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности на одноэтажное нежилое сооружение площадью 1080 кв. м, расположенное по адресу: город Красноярск, улица Грунтовая 19, отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8988/2011
Истец: ОАО КПМФ Востокпромсвязьмонтаж, ОАО Красноярская промышленно-монтажная фирма "Востокпромсвязьмонтаж"
Ответчик: Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, ОАО "НТП", ОАО "Научно-технический прогресс"