г.Москва |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А40-53992/11-130-249 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2011
по делу N А40-53992/11-130-249, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ОАО "Комбинат Южуралникель" (ОГРН 1025601931410; Оренбургская область, г.Орск, ул.Призаводская, д.1)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Оренбургской области
о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ломохова И.Ю. по доверенности от 02.02.2009,
представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, извещен,
представитель ТУ Росимущества в Оренбургской области не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2011, принятым по данному делу, удовлетворены заявленные ОАО "Комбинат Южуралникель" требования о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженных в письме от 07.02.2011 N ПП-10/2939, признании незаконными действий ТУ Росимущества в Оренбургской области, выраженных в письме от 14.02.2011 N ЮП-56/15-938, которыми отказано в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка и по возврату на доработку представленных документов на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 56:43:0209001:7, площадью 5970+ 27 кв.м, местоположение: Оренбургская область, г.Орск (земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к карьеру песчано-гравийной смеси).
При этом суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:43:0209001:7, площадью 5970+ 27 кв.м, местоположение: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к карьеру песчано-гравийной смеси, в собственность ОАО "Комбинат Южуралникель" и подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Также суд взыскал с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу ОАО "Южуралникель" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для приватизации испрашиваемого земельного участка. По мнению суда, действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ Росимущества в Оренбургской области по истребованию у заявителя дополнительных документов, не предусмотренных законодательством, нарушают предоставленное п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ право заявителя на приватизацию земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности сооружение.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что заявителю не было отказано в приватизации испрашиваемого земельного участка, поскольку представленный заявителем пакет документов был возвращен на доработку в связи с выявленными нарушениями, и Общество не лишено права приватизировать испрашиваемый земельный участок. Настаивает на неправомерности вывода суда о взыскании с Росимущества в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины.
Представитель заявителя в поступившем отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию представителя заявителя, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Комбинат Южуралникель" является собственником сооружения "Автодорога" на основании плана приватизации комбината "Южуралникель", утвержденного решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области от 30.10.1992 N 36 (том 1 л.д.40).
Согласно справке центральной бухгалтерии комбината, сооружение числится на балансе Общества под инвентарным номером 5533.
Сооружение расположено на земельном участке площадью 5970+ 27 кв.м. с кадастровым номером 56:43:0209001:7, по адресу: Оренбургская область, г.Орск, северо-западная часть кадастрового квартала N 56:43:0209001, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к карьеру песчано-гравийной смеси, и являющимся собственностью Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Администрации города Орска от 27.07.1993 N 1122-р указанный земельный участок передан комбинату "Южуралникель" в бессрочное пользование (том 1 л.д.41).
Право бессрочного (постоянного) пользования подтверждается свидетельством N 221-ПГ от 29.07.1993 (том 1 л.д.42).
19.07.2010 Общество обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,5970 га, кадастровый номер 56:43:0209001:7, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости, с приложением необходимых документов.
Письмом 26.07.2010 N ЛК-56/03-5668 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило представленный заявителем пакет документов в Росимущество для принятия решения о приобретении прав ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" на земельный участок площадью 0,5970 га, кадастровый номер 56:43:0209001:7, находящийся в собственности Российской Федерации, на котором расположен объект недвижимого имущества - автодорога карьер песчаного карьера, расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Орск, юго-восточная часть кадастрового квартала 56:43:0209001 (том 1 л.д.13).
Росимущество письмом N ПП-10/29535 от 08.10.2010 сообщило, что принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным, и возвратило представленный пакет на доработку (том 1 л.д.15).
При этом в названном письме Росимуществом указано, что в целях подтверждения исключительного права на приватизацию земельного участка необходимо представить документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке.
Кроме того, Росимущество указало на то, что в представленном кадастровом паспорте земельного участка сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях не имеется, что не позволяет идентифицировать нахождение на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости заявителя, а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
Ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превосходит площадь объекта, принадлежащего заявителю, в соответствии со ст.33 Земельного кодекса РФ и ст.552 Гражданского кодекса РФ Росимущество указало на необходимость обосновать площадь испрашиваемого земельного участка, необходимую для использования объекта недвижимости.
ТУ Росимущества в Оренбургской области письмом 26.10.2010 N ЮП-56/15-7963 возвратило Обществу представленные документы на доработку в связи с неполным укомплектованием со ссылкой на п.п.1, 5 ст.36 ЗК РФ, ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (том 1 л.д.14).
При этом заявителю указано на необходимость внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка (форму В3), указав кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, строений, сооружений.
17.11.2010 Общество повторно обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,5970 га, кадастровый номер 56:43:0209001:7, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости, с приложением необходимых документов.
Письмом 16.12.2010 N ЮП-56/03-9453 ТУ Росимущества в Оренбургской области направило представленный заявителем пакет документов в Росимущество для принятия решения о приобретении прав ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" на земельный участок площадью 0,5970 га, кадастровый номер 56:43:0209001:7, находящийся в собственности Российской Федерации, на котором расположен объект недвижимого имущества - автодорога карьер песчаного карьера, расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Орск, юго-восточная часть кадастрового квартала 56:43:0209001.
Росимущество письмом N ПП-10/2939 от 07.02.2011 направило представленные документы на доработку со ссылкой на п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ, указав, что в составе представленных материалов отсутствуют документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, наличие которых предусмотрено пунктом 4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению (том 1 л.д.11).
ТУ Росимущества в Оренбургской области письмом 14.02.2011 N ЮП-56/15-938 со ссылкой на письмо Росимущества N ПП-10/2939 от 07.02.2011 в связи с неполным укомплектованием возвратило Обществу представленные документы на доработку для устранения выявленных замечаний (том 1 л.д.10).
Считая отказы в предоставлении земельного участка, изложенные в означенных письмах Росимущества N ПП-10/2939 от 07.02.2011 и ТУ Росимущества в Оренбургской области N ЮП-56/15-938 от 14.02.2011, неправомерными, заявитель обратился в суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых действий ответчиков незаконными - несоответствия оспариваемых действий закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных, участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают прав на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, на момент обращения заявителя к ответчикам с заявлением о предоставлении земельного участка, а также на дату оспариваемых отказов был утвержден Приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 N 370.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с вышеупомянутым Приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 N 370 (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в ТУ Росимущества в Оренбургской области) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В настоящем случае документом, удостоверяющим право заявителя на сооружение, находящееся на испрашиваемом земельном участке, является план приватизации комбината "Южуралникель", утвержденный решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области от 30.10.1992 N 36, приложение N 1 к плану приватизации - Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, в котором под порядковым номером 4565 указан объект: "Автодорога карьер песчаного карьера" (том 1 л.д.31-39).
Акт оценки является доказательством наличия у комбината "Южуралникель" надлежащим образом оформленного права собственности на автодорогу, и опровергает довод ответчика о непредставлении заявителем документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на сооружения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке.
Факт нахождения сооружения на истребуемом земельном участке подтвержден кадастровой выпиской от 22.04.2010 N 5643/201/10-6781, где в пункте 9 кадастрового паспорта указано, что данный земельный участок используется для эксплуатации автодороги к карьеру песчано-гравийной смеси.
Сооружение числится на балансе предприятия под инвентарным номером 4565, что подтверждается справкой центральной бухгалтерии N 674/10 от 15.11.2010.
В составе пакета документов, приложенных к заявлению о предоставлении земельного участка, имелась справка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 04.05.2010 N 2050, согласно которой техническая инвентаризация объекта капитального строительства - "Автодорога карьер песчаного карьера", не проводилась. Кроме того, в названной справке также указывалось на отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 56:43:0209001:7 объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
При указанных обстоятельствах довод Росимущества об отсутствии в составе приложенных к заявлению о приватизации документов, позволяющих идентифицировать принадлежащий заявителю объект недвижимости на приобретаемом земельном участке, судебной коллегией отклоняется как противоречащий доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Требование Росимущества о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка, содержащего необходимую информацию о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 01.01.2013 установлен переходный период применений Закона о кадастре к отношениям, возникшим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На это также было указано в письме Минэкономразвития России от 15.10.2010 N Д23-4182.
Довод Росимущества о том, что в составе пакета документов для выкупа земельного участка должны быть представлены документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, подтверждающие проведение технического учета и технической инвентаризации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В соответствии с п.6 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение), техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Согласно п.12 Положения сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Таким образом, указанным Положением не предусматривается обязательность проведения технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства, поскольку какие-либо императивные сроки проведения данных процедур (в том числе и в отношении объектов, законченных строительством до вступления в силу указанного Положения) нормативно не установлены, какие-либо неблагоприятные последствия в случае не проведения данных процедур для собственников объектов капитального строительства также не предусмотрены.
Кроме того, нормами действующего законодательства возникновение права собственности на объекты недвижимости не поставлено в зависимость от проведения либо не проведения технической инвентаризации и технического учета. Обязательным требованием для возникновения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в отношении прав на имущество, возникших после вступления данного Закона в силу). При этом проведение технической инвентаризации и технического учета может являться лишь предварительной процедурой, результаты которой могут быть использованы при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае обязательности такой регистрации в соответствии с действующим законодательством).
Необходимо также учитывать, что по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
При этом Перечнем документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, не предусмотрено предоставление в качестве обязательного документа технического паспорта на объекты недвижимости, расположенные на соответствующем земельном участке.
Принимая во внимание изложенное, заявителем в ТУ Росимущества в Оренбургской области представлены все необходимые и достаточные для приватизации испрашиваемого земельного участка документы, предусмотренные действующим законодательством, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:43:0209001:7, площадью 5970+ 27 кв.м, местоположение: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к карьеру песчано-гравийной смеси, в собственность ОАО "Комбинат Южуралникель" и подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Что касается доводов подателя апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с него расходов по уплате государственной пошлины, то они не приняты апелляционным судом как неправомерные.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, взыскание в настоящем случае расходов по уплате государственной пошлины с Росимущества является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2011 по делу N А40-53992/11-130-249 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53992/11-130-249
Истец: ОАО "Комбинат Южуралникель"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27268/11