г. Томск |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Музыкантовой М. Х., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Коведяевой Юлии Михайловны, г. Бердск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 сентября 2011 года по делу N А45-13344/2011 (судья Булахова Е. Н.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области, г. Бердск
к индивидуальному предпринимателю Коведяевой Юлии Михайловне, г. Бердск (ИНН 540817996451)
о взыскании 1 039,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (далее по тексту - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Коведяевой Юлии Михайловны (далее по тексту - предприниматель, ИП Коведяева Ю. М.) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год в размере 1039,20 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы нет унифицированных форм для предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета; в рассматриваемом случае суд первой инстанции должен был применить положения статей 112, 114 налогового кодекса РФ.
Подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в письменных возражениях на апелляционную жалобу указало на согласие с выводами суда первой инстанции и отсутствие оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы предпринимателя, поскольку ИП Коведяева Ю. М. не представила в территориальный орган ПФР по мету регистрации сведения за 2010 год, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, совершила правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17 указанного Закона; доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, в соответствии со статьей 44 Закона N 212-ФЗ предприниматель не представила.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Управлением проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки составлен акт N 152 от 06 апреля 2011 года, в котором зафиксирован факт не представления ИП Коведяевой Ю. М. сведений, предусмотренных пунктом 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за 2010 год.
На основании указанного акта орган Пенсионного фонда РФ вынес решение NN 174 от 10.05.2011 года о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление сведений за 2010 год в виде взыскания штрафа в сумме 1039,20 руб.
В адрес ИП Коведяевой Ю. М. направлено требование N 43 от 17.06.2011 года, которым предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 11.07.2011 года.
Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявленным требованием.
Удовлетворяя заявленные Пенсионным фондом требования, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Федеральный закон от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 года N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 года физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 42 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года N 987н, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, представляет в территориальный орган ПФР сведения об уплаченных страховых взносах за отчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения о застрахованных лицах (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ), представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации, в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, то есть в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
Документами, необходимыми для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с пунктами 71, 72 Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", с 2010 года являются формы СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2).
В соответствии с пунктом 71 данной Инструкции, сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в территориальный орган ПФР по форме СЗВ-6-1, в случаях предусмотренных указанной Инструкцией, в том числе, при исчислении страхового стажа.
Форма СЗВ-6-2 также предусматривает представление сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц.
Материалами дела подтверждается, что ИП Коведяева Ю.М. является, как застрахованным лицом, так и страхователем.
В соответствии с пунктом 39 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года N 987н, сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением настоящей Инструкции и требований к формам данных документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии возвращаются страхователю.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель не представила в территориальный орган ПФР по месту регистрации сведения за 2010 год, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, совершила правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившееся в непредставлении физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления о взыскании с предпринимателя финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год.
Расчет и размер финансовой санкции, представленный истцом, судом первой инстанции проверен, и обоснованно признан верным.
Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 года N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и " Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 44 Федерального Закона N 212 к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела установлено, что Управление при принятии решения N 174 от 10.05.2011 года "о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) не устанавливала обстоятельства, смягчающие ответственность ИП Коведяевой Ю. М.
Между тем, 16.02.2011 года в адрес заявителя предпринимателем был направлен расчет за 2010 год по форме РСВ-2 ПФР, в котором отражена информация, в том числе, о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилия, имя и отчество предпринимателя, суммы уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данное обстоятельство суд апелляционной инстанции признаем смягчающим ответственность.
Апелляционной инстанцией также принят во внимание тот факт, что совершенное правонарушение не повлекло за собой каких-либо неблагоприятных последствий, поскольку начисленные суммы страховых взносов были уплачены в полном объеме, а необходимые сведения индивидуального (персонифицированного) учета - представлены, при этом доказательств обратного заявитель не представил.
Таким образом,поскольку в рассматриваемом случае имеются смягчающие ответственность предпринимателя обстоятельства, при доказанности наличия оснований для взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год, апелляционный суд полагает обоснованным размер штрафных санкций по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 300 руб.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части удовлетворения требований Управления о взыскании с предпринимателя штрафных санкций по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 739,20 руб. является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных требований в части; в остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционных жалоб налогового органа, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 сентября 2011 года по делу N А45-13344/2011 отменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя Коведяевой Юлии Михайловны в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штрафных санкций по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 739,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год; в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску в сумме 577,20 руб.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области в указанной части отказать.
В остальной обжалуемой части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения
Возвратить индивидуальному предпринимателю Коведяевой Юлии Михайловны из федерального бюджета 1422,80 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 276 от 20.09.2011 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13344/2011
Истец: ГУ-УПФ РФ в г. Бердске Новосибирской области, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области
Ответчик: ИП Коведяева Юлия Михайловна, Коведяева Юлия Михайловна