г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А42-566/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ивановой М.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Шумаева М.В. - доверенность от 11.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20826/2011) ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.10 по делу N А42-566/2010 (судья Тарасова А.Е.), принятое
по иску ГОУП "Кандалакшаводоканал"
к ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис"
о взыскании 16 068 959, 12 руб.
установил:
Государственное областное унитарное предприятие "Кандалакшаводоканал" (ОГРН 1025100538231, место нахождения: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Набережная, д. 29) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1065102008663, место нахождения: 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, Кировская аллея, д. 12) о взыскании 15 766 448,67 руб. основного долг за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по объектам жилого фонда г.п. Кандалакша и п. Нивский на основании договора N 1-133 от 01.01.09 за период с 01.11.09 по 28.02.10 и 302 510,45 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за общий период с 21.04.09 по 01.02.10, начисленные за несвоевременную оплату оказанных в период с 01.03.09 по 30.11.09 услуг (с учетом уточнений).
Решением суда от 09.04.09 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2010 оставлено без изменения.
В кассационном порядке постановление апелляционной инстанции не обжаловано.
ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" обратилось в суд апелляционной инстанции с заявлением о пересмотре постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по вновь открывшимся обстоятельствам. В обоснование заявления ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" указывает на изменение практики постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 в части начисления налога на добавленную стоимость на тариф, применяемый при расчетах за коммунальный ресурс, приобретаемый ответчиком с целью оказания гражданам коммунальных услуг.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по настоящему делу постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 по данному делу отменено, рассмотрение апелляционной жалобы назначено к рассмотрению повторно с учетом новых обстоятельств в соответствии с частью 2 статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика уточнил требования, указав, что решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не оспаривает, в остальном, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и заявлении о пересмотре постановления по новым обстоятельствам, поддержал.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2010 проверены в апелляционном порядке, с учетом уточнений.
Как следует из материалов дела, 01.01.09 между истцом (Организация ВКХ) и ответчиком (Абонент) заключен договор на поставку коммунальных ресурсов водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод по объектам жилищного фонда городского поселения Кандалакша и поселок Нивский N 1-133, согласно условиям которого Организация ВКХ приняла на себя обязательства подавать питьевую воду на объекты жилищного фонда городского поселения Кандалакша и поселок Нивский по адресной программе через присоединенную сеть из системы коммунального водоснабжения, принимать сточные воды, отводимых в сеть канализации, а Абонент обязательства оплачивать потребленную питьевую воду и прием сточных вод, отводимых в сеть канализации, соблюдать режим потребления питьевой воды (пункты 1.1., 1.2. договора).
Расход коммунального ресурса по водоотведению и водоснабжению Абонента, определяется в соответствии с Приложением N 2 к договору.
Согласно пунктам 4.1., 4.2. и 4.3. договора расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за приобретенные коммунальные ресурсы по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод определяется по тарифам, утвержденным уполномоченным органом. Об изменении тарифов Абонент ставится в известность путем опубликования их в местной печати. Тарифы не являются постоянными и являются обязательными для сторон с момента введения их в действие.
В соответствии с пунктом 4.4. договора Абонент ежемесячно производит оплату услуг путем перечисления денежных средств на расчетный счет Организации ВКХ по мере поступления денежных средств от населения. Окончательный расчет согласно счета-фактуры до 20 числа, последующего за расчетным месяца.
Оказав ответчику в период с 01.11.09 по 28.02.10 услуги по поставке коммунальных ресурсов по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по согласованным ценам (тарифам), истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры, которые Абонент не оплатил в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в сумме 15 766 448,67 рублей.
Поскольку ответчик в добровольном порядке указанную задолженность не оплатил, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое требование, посчитал его правомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В то же время, поскольку в силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее Правила N 167) договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
К таким правилам относятся Правила N 167, а также Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 306 (далее Правила N 306).
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Доводы ответчика о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, подлежат отклонению, поскольку при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Применение к отношениям между сторонами пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами в силу договора N 1-333 от 01.01.09 (пункт 3.2).
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пунктов 3 и 49 Правил N307 ответчик является исполнителем услуг.
Таким образом, при расчетах между истцом и ответчиком (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за тепловую энергию должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22.02.2011 N 12552/10, при расчетах ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг за поставленный ресурс должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствуют основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18%.
Исходя из приведенного толкования Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, истец, не обладающий статусом организации коммунального комплекса и тарифом на горячую воду (платы населения за коммунальные услуги), неправомерно увеличивало задолженность за тепловую энергию, поставленную в жилые дома, на сумму НДС.
Таким образом, сумма задолженности подлежит уменьшению на сумму включенного в стоимость НДС, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Судебные расходы распределены судом по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2011 по делу N А42-566/2010 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН: 1065102008663, место нахождения: 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, Кировская аллея, д. 12) в пользу Государственного областного унитарного предприятия "Кандалакшаводоканал" (ОГРН: 1025100538231, место нахождения 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Набережная, д. 29) основной долг в размере 13 361 397,17 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 302 510,45 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН: 1065102008663, место нахождения: 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, Кировская аллея, д. 12) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 78 098,33 рублей.
Взыскать с Государственного областного унитарного предприятия "Кандалакшаводоканал" (ОГРН: 1025100538231, место нахождения 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Набережная, д. 29) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 13 746,46 рублей.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-566/2010
Истец: ГОУП "Кандалакшаводоканал", ГОУП"Кандалакшаводоканал"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный сервис"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2012 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-566/10
27.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-550/12
21.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20826/11
14.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9302/10