г. Воронеж |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А64-5418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2011 г..
Председательствующего |
Федорова В.И., |
Судей |
Суховой И.Б., |
|
Мокроусовой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: Яковлева Н.В., представитель по доверенности N 04-05д от 12.08.2010;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления культуры и архивного дела области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2011 по делу N А64-5418/2011 (судья Т.Е. Андрианова) по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Администрации города Тамбова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, третье лицо: Управление культуры и архивного дела области, о признании права государственной собственности Тамбовской области.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на здание - памятник "Здание аптеки", инвентарный номер 13998, кадастровый номер 68:29:0103003:0012:13998, литера А, а, общая площадь 412,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Тамбов, Тамбовская область ул. Советская,76.
Определением арбитражного суда Тамбовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление культуры и архивного дела Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Комитета в судебном заседании отклонил доводы жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционного суда 09.11.2011 не явились.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица и других лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Тамбовского облисполкома от 18.05.1988 N 145 "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области" на государственную охрану поставлен памятник истории и культуры области - здание по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 76 (здание аптеки).
Согласно постановлению мэрии г. Тамбова от 03.02.1993 N 118 "О передаче в оперативное управление департаменту культуры администрации области здания по ул. Советской, 76" спорный объект передан в оперативное управление департаменту культуры администрации области по акту приема-передачи с баланса МПЖХ N 2, а 25.05.1993 оформлен акт приема-передачи основных средств N 1, в котором отражены его характеристики.
Тамбовская область владела, пользовалась и распоряжалась объектом с 1993 года, несла бремя содержания.
Объект учитывался в реестре государственной собственности Тамбовской области с реестровым номером N 06800158 с 28.12.2000.
На основании постановления мэра г. Тамбова от 08.01.2003 N 8 Управлению культуры области на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 834,0 кв.м, расположенный по ул. Советская, 76 в г. Тамбове, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2003 N 68АА190446.
В соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 29.10.2003 N 643 объект внесен в перечень объектов государственной собственности Тамбовской области не подлежащих отчуждению.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" объект отнесен к памятникам регионального значения.
На основании Постановления администрации области от 22.03.2004 N 191 "О закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения за государственным учреждением "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" указанный объект передан в оперативное управление государственного учреждения "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" (в настоящее время ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области").
Правомерность принятия администрацией Тамбовской области постановления N 191 от 22.03.2004 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2005 по делу N А64-2197/04-10, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 30.08.2005, а определением Высшего Арбитражного Суда РФ отказано о пересмотре этих судебных актов в порядке надзора.
Согласно договору на передачу комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в безвозмездное пользование объекта недвижимости, являющегося государственной собственностью Тамбовской области от 27.07.2006 г.. N 87 Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения в здании для размещения аппарата управления.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на спорный объект в установленном законом порядке, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на здание - памятник "Здание аптеки", инвентарный номер 13998, кадастровый номер 68:29:0103003:0012:13998, литера А, а, общая площадь 412,1 кв.м., расположенное по адресу: ул. Советская,76, г. Тамбов, Тамбовская область.
При этом в качестве правового обоснования Комитет ссылался на положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и владение имуществом с 1993 года.
Признавая право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на здание - памятник "Здание аптеки", суд первой инстанции в решении на эту норму права не ссылался, ограничившись ссылками на пункты 1 и 5 статьи 214 ГК РФ о том, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, а отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Вместе с тем, апелляционный суд считает обжалуемое решение суда по существу правильным, соответствующим законодательству.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности, путем признания права.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статьей 39 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" и пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области культуры.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Приложения N 1 Постановления исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Как следует из материалов дела, здание, в отношении которого заявлено о признании права собственности, постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" отнесено к памятникам регионального значения, то есть не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что в период разграничения государственной собственности спорный объект находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на него и соответственно не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в апелляционной жалобе о том, что согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях N 1-3 к нему, должны передаваться в государственную собственность субъекта Российской Федерации на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов и до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта,
Согласно положениям приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Из этого следует, что к федеральной собственности относятся такие объекты, которые на момент разграничения государственной собственности были включены в перечни объектов культурного и природного наследия.
Вместе с тем, спорный объект не был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.08.2011 по делу N А64-5418/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.И. Федоров |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5418/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Тамбовской обл.
Ответчик: Администрация г. Тамбова, ТУФА по УГИ в Тамбовской области
Третье лицо: Управление культуры и архивного дела Тамбовской области