См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2012 г. N Ф10-277/12 по делу N А64-5418/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Нарусова М.М. Егоровой С.Г. Солодовой Л.В. |
от истца
|
не явился, извещен надлежаще |
от ответчиков |
не явились, извещены надлежаще |
от третьего лица |
не явился, извещен надлежаще |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А64-5418/2011,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее Комитет), г. Тамбов, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова (далее Администрация), г. Тамбов, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее Теруправление), г. Тамбов, о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на здание - памятник "Здание аптеки", инвентарный номер 13998, кадастровый номер 68:29:0103003:0012:13998, литера А, а, общая площадь 412,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Тамбов, Тамбовская область ул. Советская,76.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление культуры и архивного дела Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2011 (судья Т.Е. Андрианова), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 (судьи В.И. Федоров, И.Б. Сухова, Л.М. Мокроусова), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Теруправление просит принятые по делу судебные акты отменить, как незаконные и необоснованные.
Истец, ответчики, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения исходя из нижеизложенного.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно постановлению мэрии г. Тамбова от 03.02.1993 N 118 памятник истории и культуры Тамбовской области - здание по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 76 (здание аптеки), передан в оперативное управление Департаменту культуры администрации области по акту приема-передачи с баланса МПЖХ N 2, а 25.05.1993 оформлен акт приема-передачи основных средств N 1, в котором отражены его характеристики.
С 1993 года владела, пользовалась распоряжалась указанным объектом, несла бремя содержания Тамбовская область.
С 28.12.2000 данный объект учитывался в реестре государственной собственности Тамбовской области с реестровым номером N 06800158.
На основании постановления мэра г. Тамбова от 08.01.2003 N 8 Управлению культуры области на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 834,0 кв.м, расположенный по ул. Советская, 76 в г. Тамбове, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2003 N 68АА190446.
В соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 29.10.2003 N 643 объект внесен в перечень объектов государственной собственности Тамбовской области не подлежащих отчуждению.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" объект отнесен к памятникам регионального значения.
На основании Постановления администрации области от 22.03.2004 N 191 "О закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения за государственным учреждением "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" указанный объект передан в оперативное управление государственного учреждения "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" (в настоящее время ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области").
Правомерность принятия администрацией Тамбовской области постановления N 191 от 22.03.2004 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2005 по делу N А64-2197/04-10.
Согласно договору на передачу Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в безвозмездное пользование объекта недвижимости, являющегося государственной собственностью Тамбовской области от 27.07.2006 N 87 Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения в здании для размещения аппарата управления.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на спорный объект в установленном законом порядке, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из их обоснованности, правильно руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Приложения N 1 данного Постановления исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Установив, что спорное здание не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к названному Постановлению, а отнесено к памятникам регионального значения, и, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что в период разграничения государственной собственности спорный объект находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный объект.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как были известны арбитражному суду первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с учетом представленных и оцененных в совокупности доказательств по делу. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 по делу N А64-5418/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Приложения N 1 данного Постановления исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Установив, что спорное здание не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к названному Постановлению, а отнесено к памятникам регионального значения, и, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что в период разграничения государственной собственности спорный объект находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный объект."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 марта 2012 г. N Ф10-277/12 по делу N А64-5418/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-277/12
24.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-277/12
16.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5483/11
25.08.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5418/11