г. Самара |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А55-9474/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" - Моздор А.А. (доверенность от 25.11.2011),
представителя Администрации городского округа Сызрань Самарской области - Артюшина Н.В. (доверенность от 31.08.2011 N 02-269/4340),
представитель Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.11.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2011 по делу N А55-9474/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" (ИНН 6325009230, ОГРН 1026303064369), г.Сызрань Самарской области,
к Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г.Сызрань Самарской области,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, г.Сызрань Самарской области,
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Сызрань (далее - администрация) о признании недействительным ненормативного акта от 25.02.2011 N 02-267/858 (т.1, л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2011 по делу N А55-9474/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2, л.д.52-54).
В апелляционной жалобе ООО "Продтовары N 72" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований (т.2, л.д.61-65).
Администрация городского округа Сызрань апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества поддержал свою апелляционную жалобу.
Представитель администрации отклонил апелляционную жалобу общества по доводам, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.02.2011 общество обратилось к Главе Администрации городского округа Сызрань с заявлением о выдаче подтверждения о нахождении лицензируемого объекта вне границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов в отношении магазина, расположенного по адресу: 446023, Самарская область, г.Сызрань, ул.Декабристов, д.362 (л.д.51).
В ответ на указанное обращение, письмом от 25.02.2011 N 02-267/858 Глава администрации отказал в выдаче подтверждения о нахождении лицензируемого объекта магазина по ул.Декабристов, д.362 на основании схемы границ прилегающей территории к детскому саду (т.1,л.д.52).
Посчитав, указанное письмо ненормативным правовым актом и не согласившись с его содержанием, ООО "Продтовары N 72" обратилось с заявлением в Арбитражный суд.
Согласно п.3 ст.16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ ( в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого письма) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Указанный порядок на территории Самарской области, в период обращения заявителя с письмом к Главе администрации, был определен Законом Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 "О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской области".
Ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 было установлено, что территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения (далее - прилегающие территории), определяются органами местного самоуправления путем установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
В силу положений ч.2 ст.3 вышеназванного Закона Самарской области, границы прилегающих территорий устанавливаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с учетом того, что расстояние, указанное в ч.1 настоящей статьи, составляет не менее 50 метров.
В соответствии с ч.4 ст.3 указанного Закона для подтверждения нахождения объекта вне границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определяют форму такого подтверждения и сроки его выдачи организациям, претендующим на получение лицензии, указанной в ч.3 настоящей статьи.
На территории городского округа Сызрань постановлением администрации г.о.Сызрань от 06.07.2006 N 477 утвержден Порядок подтверждения Администрацией городского округа Сызрань нахождения лицензируемых объектов вне границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (далее - Порядок,т.1, л.д.55-58).
В силу п.3 Порядка по поступившему заявлению уполномоченным Главой администрации структурным подразделением проводится проверка, подготавливается и выдается подтверждение или уведомление об отказе в выдаче подтверждения.
По поступившему заявлению уполномоченное структурное подразделение в течение 10 дней проводит обследование объекта.
В случае нахождения объекта визуально вне границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, подтверждение выдается в течение 20 дней с момента поступления заявления (п.5 Порядка).
В случае нахождения объекта визуально в зоне границ прилегающих территорий, уполномоченным структурным подразделением направляется запрос в управление архитектуры и градостроительства Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, которым в течение 7 дней формируется схема прилегающей территории с привязкой к данному объекту и передается в уполномоченное структурное подразделение.
Как усматривается из материалов дела, согласно пояснениям Администрации и Комитета в суде первой инстанции, основанием для подготовки оспариваемого письма об отказе в подтверждении явилось обстоятельство, что объект осуществления лицензируемой деятельности по адресу: ул.Декабристов, 362, находится в зоне границ детского сада N 13.
Из материалов дела следует, что детское дошкольное образовательное учреждение детский сад N 13 расположено и фактически занимает земельный участок, сформированный, поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 63:08:0011604:50 площадью 5249 кв.м. (т.1,л.д.77-84).
Здание детского сада, расположенное на указанном земельном участке находится в собственности городского округа Сызрань, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от 14 января 2008 года.
Смежные земельные участки с указанным участком, занимаемым детским садом с кадастровыми номерами 63:08:0116011:282 площадью 1480,00 рублей, 63:08:0116011:283 площадью 2720,00 кв.м. предоставлены Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства дополнительного корпуса к существующему детскому саду N 13. В материалах дела также имеется копия разрешения на строительство от 25 мая 2011 года объекта капитального строительства - здания дошкольного образовательного учреждения на 110 мест (т.2,л.д.30).
После поступления в адрес Главы Администрации заявления от ООО "Продтовары N 72", сотрудниками уполномоченного подразделения - управления по потребительскому рынку 07.02.2011 проведено обследование объекта заявителя, о чем составлен акт N6. Согласно данному акту проверенный объект находится в границах прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции, к объекту прилегает детский сад (т.1,л.д.123).
В связи с составлением акта, Управлением по потребительскому рынку 08.02.2011 был направлен запрос в адрес Комитета по строительству и архитектуре о формировании схемы территории, прилегающей к объекту детский сад во дворе жилого дома N 362 по ул.Декабристов с определением границ прилегающей территории детского учреждения в соответствии с требованиями ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011.
10.02.2011 в адрес Управления по потребительскому рынку было направлена схема расположения территории детского сада с учетом образованного земельного участка для проведения запланированной реконструкции.
Исходя из представленной схемы, направленной также заявителю в ответе от 25.02.2011 дом N 362 по ул.Декабристов находится в границах 50 метровой зоны от границы земельного участка, сформированного для дошкольного образовательного учреждения (с учетом планируемого строительства дополнительного корпуса).
Действительно, материалами дела подтверждается, что в настоящее время земельные участки, сформированные и предоставленные для строительства (смежные с земельным участком, фактически занимаемым дошкольным образовательным учреждением) не используются детским садом, в связи с чем, исчисление границ прилегающей территории детского сада с учетом данных участков не является обоснованным.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что общество, получив письмо от 25.02.2011, 01.03.2011 обратилось в адрес главы с повторным заявлением о подтверждении либо отказе по иным основаниям. При этом заявитель указал, что объектом в данном случае будет являться исключительно здание детского сада, и расстояние должно измеряться не по прямой, а по пешеходному доступу (т.1,л.д.72).
Рассмотрев указанное обращение Администрация 25.03.2011 в письме N 02-267/1310 (т.1,л.д.73-74) указала, что объект лицензирования расположен в границах прилегающей территории объекта - детского сада и в адрес заявителя направлена схема (т.1,л.д.75).
Суд отмечает, что из представленной схемы следует, что рассматриваемый объект - магазин расположен по радиусу на расстоянии менее 50 метров от территории фактически эксплуатируемого детского сада.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил как ошибочный довод общества о том, что расстояние необходимо измерять не от границ земельного участка, а от границ здания детского сада.
Как указывалось выше, ст.3 Закона Самарской области от 31.01.2011 N 3-ГД было установлено, что территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения (далее - прилегающие территории), определяются органами местного самоуправления путем установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков (а не зданий как указывает заявитель), занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что довод общества о том, что измерения должны быть осуществлены исключительно по пешеходным дорожкам является безосновательным и не подтвержден нормами права.
Согласно п.3.16 Положения о Комитете по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань, утвержденного постановлением администрации от 16.06.2009 N 1583, в функции Комитета входит, в том числе: осуществление на территории муниципального образования городского округа Сызрань ведения плана существующей застройки, регистрационного плана расположения сооружений и коммуникаций связи и инженерного оборудования, мониторинга объектов градостроительной деятельности, а также архивного фонда инженерных изысканий для строительства.
П.3.18 Положения определено, что Комитет принимает участие в подготовке соответствующих графических и текстовых материалов. П.3.28 установлена функция Комитета по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, измерения, проведенные уполномоченным органом - Комитетом по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань и оформленные в виде схемы (т.1,л.д.75) подтверждают факт нахождения объекта заявителя в границах 50 метровой прилегающей территории к земельному участку, занимаемому дошкольным образовательным учреждением.
Топографическая съемка, выполненная ООО "Эксперт Плюс" и представленная заявителем в суд первой инстанции в подтверждение иного расстояния, правомерно не была принята судом во внимание. Указанные измерения были произведены до здания детского сада (а не до границ участка, занимаемого объектом), в силу чего не могут служит безусловным доказательством, опровергающим схему, подготовленную Комитетом по строительству.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что на момент обращения заявителя с обжалуемым письмом к Главе Администрации г.о. Сызрань ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 была действующей, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче подтверждения полностью соответствует требованиям ст.16 ФЗ N171-ФЗ, ст.3 Закона Самарской области N3-ГД, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что обжалуемое заявителем письмо Администрации г.о.Сызрань не обладает признаками ненормативного правового акта, в то время как заявитель обратился с требованием о признании недействительным ненормативного акта.
В соответствии с ч.2 ст.48 Устава городского округа Сызрань в систему муниципальных правовых актов входят:
1) Устав городского округа Сызрань;
2) решения, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Думы городского округа;
4) правовые акты Главы городского округа;
5)правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Таким образом, предмет требований, сформулированный заявителем, не является надлежащим.
В суде апелляционной инстанции Общество с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" указало на то, что в настоящее время ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 утратила силу, в связи с чем, его требования являются обоснованными.
Действительно ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 утратила силу в связи с принятием Закона Самарской области от 10.10.2011 N 100 -ГД.
Однако, как уже указывалось выше, поскольку на момент обращения заявителя с обжалуемым письмом к Главе Администрации г.о. Сызрань ст.3 Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 была действующей, суд первой инстанции правомерно дал оценку обстоятельствам дела, исходя из нормы, действующей в указанный период.
Кроме того, тот факт, что вышеназванная норма Закона Самарской области N 3-ГД от 31.01.2011 утратила силу с 10.10.2011, свидетельствует о том, что ранее действующие ограничения, не могут явиться в настоящее время основанием для отказа заявителю при новом обращении в администрацию с подобным заявлением.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 19.09.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010) при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Продтовары N 72" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 17.10.2011 N 156 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2011 по делу N А55-9474/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Продтовары N 72" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17.10.2011 N 156 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9474/2011
Истец: ООО "Продтовары N72"
Ответчик: Администрация городского округа Сызрань
Третье лицо: Комитет по строительству и архитектуре Администрации г. о. Сызрань
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10475/12
01.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10475/12
16.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1748/12
01.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12921/11
19.09.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9474/11