г. Вологда |
|
30 ноября 2011 г. |
Дело N А05-7304/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и
Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2011 года по делу N А05-7304/2011 (судья Ипаев С.Г.),
установил
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области (ОГРН 1022901026939; далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Общеобразовательный лицей N 3" (ОГРН 1022901028116; далее - учреждение) 123 610 руб. 90 коп. штрафа на основании Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.09.2011 по делу N А05-7304/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на недостоверность сведений, отраженных учреждением в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год (форма АДВ-11). Полагает, что в действиях учреждения имеется состав правонарушения, предусмотреный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.02.2010 учреждением в органы Пенсионного фонда представлена ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год (форма АДВ-11), индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц (СЗВ-4-2), опись документов по форме АДВ-6-1.
Также учреждением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу представлена корректирующая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год.
Должностным лицом управления проведена камеральная проверка предоставленных учреждением индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год, а также полноты и достоверности указанных сведений, в ходе которой установлено, что имеются расхождения в части начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между данными корректирующей декларации по страховым взносам за 2009 год и ведомости за 2009 год (форма АДВ-11).
В частности, по данным ведомости за 2009 год (форма АДВ-11) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начислены в сумме 1 254 138 руб., по данным декларации по страховым взносам за 2009 год от 01.02.2011 страховые взносы начислены в сумме 1 236 109 руб.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 10.03.2011 N 21.
Рассмотрев материалы камеральной проверки, начальник Управления принял решение от 08.04.2011 N 21 о привлечении учреждения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за 2009 год, в виде финансовой санкции в размере 123 610 руб. 90 коп.
Во исполнение указанного решения 06.05.2011 выставлено требование N 21 об уплате финансовой санкции, в котором учреждению предложено в срок до 26.05.2011 уплатить финансовые санкции в добровольном порядке.
В связи с тем, что указанная в требовании сумма в добровольном порядке не уплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 29 данного Закона).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят в частности камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В статье 34 Закона N 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а в статье 39 - порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
На основании пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ предусмотрен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год, но не позднее первого марта следующего года.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В силу статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения об уплачиваемых страховых взносах предоставляются на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из приведенной нормы следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ, а не на основании декларации по страховым взносам.
Однако в акте от 10.03.2011 N 21 и решении от 08.04.2011 N 21 отсутствует информация, позволяющая определить, что именно сведения, содержащиеся в ведомости за 2009 год (форма АДВ-11), являются недостоверными.
Сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в ведомости за 2009 год (форма АДВ-11), сумме, отраженной в декларации по страховым взносам за 2009 год, не свидетельствует о предоставлении учреждением недостоверных сведений о начисленных за 2009 год страховых взносах.
Кроме того, как указывается в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.
Ни акт от 10.03.2011 N 21, ни решение от 08.04.2011 N 21 не содержат указания на то, какие именно и в отношении скольких лиц учреждением предоставлены недостоверные сведения, отсутствуют выводы о наличии вины страхователя.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Вопреки указанной норме управление не доказало обстоятельства совершенного учреждением правонарушения. Позиция управления, изложенная в апелляционной жалобе, о доказанности названных обстоятельств является ошибочной.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права им соблюдены. С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2011 года по делу N А05-7304/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7304/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области
Ответчик: МОУ "Общеобразовательный лицей N 3"
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7405/11