г. Тула |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А62-1103/2011 |
Дата объявления резолютивной части постановления 28 ноября 2011 года.
Дата изготовления постановления в полном объеме 01 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.А.,
судей Волковой Ю.А., Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапроновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4747/2011) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19 августа 2011 года по делу N А62-1103/2011 (судья Ткаченко В.А.), принятое по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) к открытому акционерному обществу "Смоленскэнергосбыт" (ИНН 6731048633, ОГРН 1056758305042) о взыскании 112 585 руб. 91 коп.,
при участии:
от истца: Максимова С.С., представителя, доверенность от 23.06.2011;
от ответчика: Захарычева П.А., представителя, доверенность N 1082 от 20.06.2011,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра") в лице филиала "Смоленскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к открытому акционерному обществу "Смоленскэнергосбыт" (далее - ОАО "Смоленскэнергосбыт") о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по передаче электрической энергии в августе 2010 года в размере 112 585 руб. 91 коп. (т.1, л.д.4-7).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19 августа 2011 года (судья Ткаченко В.А.) в удовлетворении исковых требований отказано полностью (т.10, л.д.116-120).
Разрешая спор по существу, первая инстанция указала на невозможность принятия в качестве доказательства объема переданной электрической энергии показаний узлов учета, ввиду их несоответствия требованиям, установленным приказом Минэнерго России от 13.01.2003 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, ОАО "МРСК Центра" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить (т.10, л.д. 129-132).
Оспаривая решение, заявитель ссылается на подписание сторонами в ноябре 2010 года корректировочного акта за август 2010 года, согласно которому ответчиком уменьшены объемы и стоимость оказанных услуг по категории "сельское население" и "городское население" в рамках заключенного сторонами договора N 1 от 01.01.2010. В качестве причины уменьшения данных объемов называет отсутствие подписанных между ответчиком, как гарантирующим поставщиком, и управляющими организациями, как исполнителями коммунальных услуг, отдельных договоров энергоснабжения. Отмечает, что в целях заключения таких договоров между истцом и исполнителями коммунальных услуг согласованы все необходимые технические документы. Указывает, что стоимость услуг по передаче электрической энергии, определенная по приборам учета, не соответствующих, по мнению ответчика, установленным требованиям, составляет всего 8 815 руб. 44 коп.
Ответчик представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Ссылается на то, что, в нарушение действующих норм, приборы учета были установлены истцом самостоятельно и без внесения необходимых сведений в проектную документацию многоквартирных домов, а также составления актов ввода приборов учета в эксплуатацию. В связи с этим считает невозможным определение объема переданной электрической энергии по данным этих приборов учета. Утверждает, что в тех случаях, когда приборы учета устанавливались не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, истец не учитывал величину нормативных потерь энергии на участке от границы балансовой принадлежности до места установки прибора. Обращает внимание на отсутствие подписей потребителей в актах снятия показаний приборов учета. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании второй инстанции представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.01.2010 между ОАО "Смоленскэнергобыт" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 1 (т.1, л.д.48-65).
По условиям указанного договора исполнитель обязался обеспечить передачу электрической энергии, принятую в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема до точек поставки в пределах присоединенной мощности в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 3.3.1).
При заключении указанного договора сторонами не было согласованы в качестве точек поставки многоквартирные жилые дома, расположенные в Вяземском районе Смоленской области (ст.Семлево, п.Кайдаково, п.В.Брянская, п.Андрейково, г.Вязьма), Ершичском районе Смоленской области (с.Ершичи, с.Ворга), Шумячском районе Смоленской области (д.Озерная), Велижском районе Смоленской области (г.Велиж) и Демидовском районе Смоленской области (г.Демидов).
Между тем в августе 2010 года сетевой компанией фактически оказывались услуги по передаче электрической энергии, поставленной ответчиком, как гарантирующим поставщиком, в многоквартирные жилые дома, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах.
В акте от 31.08.2010 стоимость услуг по передаче электрической энергии была определена истцом в размере 284 194 399 руб. 58 коп. (т.1, л.д.66-67). Ответчик подписал указанный акт с возражениями, считая неправомерным предъявление к оплате 180 339 руб. 32 коп. Стоимость услуг по передаче электрической энергии в размере 284 014 060 руб. 26 коп. была им признана (284 194 399 руб. 58 коп. - 180 339 руб. 32 коп.).
По итогам произведенного истцом перерасчета из стоимости услуг по передаче электрической энергии было исключено 67 753 руб. 41 коп. (т.1, л.д.69). Таким образом, у сторон остались разногласия по стоимости услуг по передаче электрической энергии на сумму 112 585 руб. 91 коп. (180 339 руб. 32 коп. - 67 753 руб. 41 коп.).
То, что указанная стоимость касается услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома, которые не согласовывались сторонами в качестве точек поставки к договору, ни истцом, ни ответчиком не оспаривается.
Ссылаясь на то, что ответчик, не оплатив стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактически поставленной им в многоквартирные жилые дома, обогатился за его счет, ОАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что объем переданной электроэнергии определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирных домах, пришел к выводу о невозможности принятия их показаний, указав на несоответствие этих приборов требованиям, установленным приказом Минэнерго России от 13.01.2003 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Содержанием рассматриваемого кондикционного обязательства является право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, возвратить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит установление следующих обстоятельств: подтверждение принадлежности истцу права в отношении спорного имущества; отсутствие правового основания для пользования ответчиком чужим имуществом; реальность такого пользования; размер неосновательного обогащения.
Пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), определено понятие покупателей электрической энергии, которыми являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
В силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 6 Правил N 530 установлено, что в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора должно оплачиваться по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), установленным или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по урегулированию с сетевой организацией отношений, связанных с передачей электроэнергии, в том числе и по оплате услуг последней, возложена на гарантирующего поставщика. Такие отношения должны строиться на основании соглашения сторон, а оказанные услуги по передаче энергии оплачиваться по регулируемой цене.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 530 в случае, если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. Объем потребленных таким образом услуг определяется в соответствии с порядком осуществления коммерческого учета, установленным раздело XII настоящего документа. В указанном случае гарантирующий поставщик также несет ответственность за прекращение предоставления сетевой организацией или иным законным владельцем электрической сети услуг по передаче электрической энергии покупателю электрической энергии в связи с отсутствием у них сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Судом установлено, что между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Смоленскэнергосбыт" в спорный период времени не было достигнуто соглашения относительно оказания услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные в Вяземском районе Смоленской области (ст.Семлево, п.Кайдаково, п.В.Брянская, п.Андрейково, г.Вязьма), Ершичском районе Смоленской области (с.Ершичи, с.Ворга), Шумячском районе Смоленской области (д.Озерная), Велижском районе Смоленской области (г.Велиж) и Демидовском районе Смоленской области (г.Демидов).
Однако указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ОАО "Смоленскэнергосбыт" от обязанности оплатить фактически оказанные истцом услуги по передаче электроэнергии. Как установлено материалами дела, исполнители коммунальных услуг в отношении вышеуказанных многоквартирных домов приобретали у ответчика, как гарантирующего поставщика, электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам (т.9, л.д.59, т.10, л.д.5-8, 16-20, 26-29, 35-38, 42-45, 76-79, 86-89, 98-106).
Приложением N 3 постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике N 246 от 25.12.2009 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, которые использованы истцом при расчете исковых требований.
Согласно указанному расчету стоимость услуг по передаче электрической энергии в августе 2010 в точки поставки, которые не были согласованы сторонами, составила 112 585 руб. 91 коп. При расчете истцом использованы тарифы, установленные вышеуказанным актом регулирующего органа, и сведения общедомовых приборов учета.
Несогласие ответчика с данным расчетом сводится к непринятию им объемов переданной электрической энергии, определенных по показаниям общедомовых приборов учета. При этом сам факт поставки электрической энергии на спорные объекты ответчиком не отрицается. Напротив, в отзыве на апелляционную жалобу ответчик подтверждает, что между ним и исполнителями коммунальных услуг (в отношении спорных многоквартирных домов) имеются договорные отношения по поставке электрической энергии (с МУП службы "Заказчик" по ЖКУ (Смоленская область, г.Демидов, ул. Коммуничестическая, 11); с МУП "Шумячское РПО КХ" (Смоленская область, п.Шумячи, ул.Заводская, 25); с ООО "Коммунсервис" (Смоленская область, г.Велиж, ул.Яна Томпа, 21); с ООО "Управление жилым фондом" (Смоленская область, г.Вязьма, ул.Репина,16); с ООО "Норд" (Смоленская область, г.Вязьма, ул. Кронштадская,1); с ООО "Теплоэнергоремонт" (Смоленская область, г.Вязьма, ул.Кронштадская, 4); с МУП "Коммунальщик" (Смоленская область, с.Ершичи, ул.Советская,6); с ООО "Стимул" (Смоленская область, Вяземский район, ст.Вязьма-Брянская, ул.50 Лет Победы, 22; ул.Советская,6).
Кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие техническое присоединение жилых домов к электрическим сетям (акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акты разграничения эксплуатационной ответственности, соглашение о присоединении электроустановок потребителя к электрическим сетям, акты осмотров приборов учета, характеристики приборов учета, акты проверки приборов учета и акты снятия показаний приборов учета) (т.2-8). При этом акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акты разграничения эксплуатационной ответственности, соглашение о присоединении электроустановок потребителя к электрическим сетям, акты осмотров приборов учета, характеристики приборов учета подписаны истцом, как сетевой компанией, и потребителями. В актах осмотра приборов учета и в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей имеются сведения о приборах учета. Кроме того, в актах осмотра указано на соответствие приборов учета установленным требованиям.
В соответствии с требованиями пунктов 6, 62 Правил N 530, пункта 13 Правил N 861 к договору энергоснабжения должны быть приложены документы, подтверждающие факт технологического присоединения электроустановок потребителя к электрическим сетям, а также документы, подтверждающие факт согласования потребителем с сетевой организацией величины присоединенной (заявленной) мощности энергопринимающих устройств потребителя. Эти условия являются существенными для договора энергоснабжения и оформляются потребителем путем подписания с сетевой компанией актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, а также акта проверки присоединенной (заявленной) мощности.
Соответствующие документы составлены истцом и исполнителями коммунальных услуг в письменной форме.
Исходя из изложенного, общедомовые приборы учета были введены в эксплуатацию надлежащим образом, в соответствии с правилами устройства электроустановок, утвержденными Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979.
Таким образом, приложения, необходимые для последующего заключения договора энергоснабжения - акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и акты проверки присоединенной мощности - были оформлены между истцом и исполнителями коммунальных услуг надлежащим образом.
Ссылка суда первой инстанции на Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России N 6 от 13.01.2003 не может быть принята апелляционным судом.
Указанными правилами регламентируются вопросы эксплуатацию электроустановок и их содержания (пункт 1.1.1).
Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей (пункт 1.1.2).
В силу пункта 2.11.4 Правил, установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок и инструкций заводов-изготовителей.
Раздел 2.11 Правил предусматривает требования, предъявляемые к приборам учета и их эксплуатации.
Доказательств того, что приборы учета, показания которых оспариваются ответчиком, не соответствуют этим требованиям, не представлено.
Снятие показаний приборов учета осуществлено сетевой организацией с извещением потребителей и в присутствии его представителей (т.3, л.д.148-150, т.4, л.д.1-11, т.6, л.д. 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95, 100, 110, 105, 115, 120, 125, 130, 135, т.10, л.д.11). В ряде актов снятия показаний приборов учета имеется отметка об отказе представителя сбытовой организации от его подписания (т.4, л.д.10-11), а в ряде - сведения о присутствии представителя ответчика (т.2, л.д.2-3, т.3, л.д.146, т.4, л.д.7-11, т.6, л.д.5, 10).
Имеющиеся в материалах дела переписка ряда исполнителей коммунальных услуг и ответчика (т.9, л.д.42-45, 58, т.10, л.д.23-24) касается вопроса об урегулировании отношений по поставке электрической энергии, а не услуг по ее передаче. Кроме того, указанная переписка не относится к спорному периоду времени - августу 2010 года.
Поскольку электрическая энергия передавалась в многоквартирные жилые дома, при определении ее объема следует руководствоваться нормами жилищного законодательства.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлен аналогичный перечень коммунальных услуг, которые должны оплачивать граждане.
Согласно пункту 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 307 под "коммунальными ресурсами" подразумеваются холодная вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам ( пункт 19 Правил N 307).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по электроснабжению для предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2010 N 6530/10.
Возражая против принятия для расчета объема оказанных услуг показаний общедомовых приборов учета, ответчик сослался на то, что данные приборы непригодны к коммерческому учету. Однако допустимых доказательств этого суду не представил.
Так, в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие неисправность приборов учета, неверность указания истцом их показаний (наличие заключений метрологических и контролирующих органов; составление в установленном законом порядке документов, фиксирующих неисправности; обращение к истцу с заявлениями о невозможности принятия показаний приборов учета; введение ограничений электропотребления в отношении потребителей и т.п.).
Указания ответчика на выявленные по результатам обследования узлов учета несоответствия последних установленным требованиям судебная коллегия оценивает критически.
Так, часть указанных актов не имеет отношения к настоящему делу, поскольку составлена по многоквартирным домам, которые не поименованы в перечне домов, на которые в спорный период передавалась электрическая энергия (т.9, л.д.75-89, 98-111). В других актах не указан тип прибора и его номер, что не позволяет идентифицировать его со сведениями, отраженными в актах осмотров приборов учета и характеристиках приборов учета (т.9, л.д.114-115, 119-125, 127-133). Имеются акты, в которых отсутствует указание на улицу населенного пункта (т.9, л.д.131). Не подтверждены полномочия и наличие компетенции лица, подписавшего акты от имени истца.
Не доказано ответчиком и того, что потребители энергии в спорный период оплачивали ее стоимость ОАО "Смоленскэнергосбыт" не по показаниям приборов учета, а в ином предусмотренном законом порядке. Кроме того, указав в отзыве на апелляционную жалобу на то, что расчеты между ним и исполнителями коммунальных услуг осуществляются не по показаниям приборов учета, не представил сведений о том, каким образом осуществляются такие расчеты и за какой объем ему оплачивается электрическая энерегия.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что, оспаривая определение объема переданной энергии по приборам учета, ответчик в то же время не представил суду сведений о его стоимости по нормативам потребления. Между тем судом апелляционной инстанции ему предоставлялось время для составления контррасчета исковых требований по нормативам потребления (определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 года).
Ссылка ответчика на то, что обязанность предоставления расчета по нормативам потребления возложена на истца в силу пункта 148 Правил N 530 подлежит отклонению.
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
В силу пункта 148 Правил N 530 в случае, если в соответствии с договором энергоснабжения или договором оказания услуг по передаче электрической энергии объем потребления электрической энергии потребителем определяется расчетным способом, сетевая организация по окончании расчетного периода осуществляет расчет соответствующего объема потребления электрической энергии и предоставляет полученные данные потребителю и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям) (пункт 159 Правил N 530).
В настоящем случае между сторонами отсутствует договор, которым бы предусматривался расчетный способ определения объема оказанных услуг. Сведения о показаниях приборов учета были истцом представлены. Именно на этих сведениях и основывались исковые требования. При этом, как указано выше, ответчик не опроверг допустимыми и объективными доказательствами эти сведения.
Возражая против расчета по приборам учета, несмотря на предоставленную ему возможность, ответчик не представил своего контррасчета по нормативам, не заявил о необходимости специальных познаний либо проведении экспертизы. В обоснование невозможности расчета сослался лишь на письмо одного из исполнителей коммунальных услуг - МУП службы "Заказчик" по ЖКУ от 10.11.2011 о нецелесообразности выборки сведений по зарегистрированным гражданам. В то же время электрическая энергия передавалась в жилые дома, управляемые и другими организациями.
Одной лишь ссылки ответчика на имеющиеся у него и исполнителей коммунальных услуг разногласия относительно использования в расчетах показаний приборов учета, без доказанности дефектов в этих приборах, и непредставлении контррасчета по нормативам потребления (при указании самим ответчиком на неиспользование им и исполнителями коммунальных услуг сведений приборов учета во взаимоотношениях по поставке электрической энергии), недостаточно для признания обоснованными его возражений и отказе в исковых требованиях.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на ответчика, как лицо, возражающее против предъявленных ему требований, возложена обязанность документально обосновать свои возражения. Данная обязанность основывается на принципе состязательности арбитражного процесса и добросовестного пользования лицами, участвующими в деле, своими процессуальными правами.
В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с непредставлением контррасчета по нормативам судом, по аналогичным основаниям, отклоняется и довод ответчика об установке части приборов учета не на внешней стене многоквартирных домов.
Кроме того, истец осуществлял расчет объема услуг не по показаниям индивидуальных приборов учета и не по приборам, установленным за внешней стеной дома.
Ссылка ответчика на пункт 30 Правил N 861 не принимается апелляционным судом, поскольку регламентирует процедуру установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства по заявлению потребителя электрической энергии (в том числе энергосбытовой организации).
В то же время в ходе судебного разбирательства судом выяснено, что общедомовые приборы учета установлены в жилых домах на границе балансовой принадлежности; имеются акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акты разграничения эксплуатационной ответственности, соглашение о присоединении электроустановок потребителя к электрическим сетям, акты осмотров приборов учета, характеристики приборов учета, акты проверки приборов учета и акты снятия показаний приборов учета (т.2-8).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает недоказанными возражения ответчика относительно объема оказанных услуг и размера их стоимости.
С учетом этого решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ОАО "МРСК Центра" удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по уплате госпошлины по делу в сумме 6 377 руб. 57 коп. (4 377 руб. 57 коп. - по иску и 2 000 руб. по апелляционной жалобе) подлежат отнесению на ответчика.
Излишне уплаченная истцом госпошлина по иску в сумме 08 руб. 20 коп. подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19 августа 2011 года по делу N А62-1103/2011 отменить.
Исковые требования ОАО "МРСК Центра" удовлетворить.
Взыскать с ОАО "Смоленскэнергосбыт" (ОГРН 1056758305042, ИНН 6731048633) в пользу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) неосновательное обогащение в сумме 112 585 руб. 91 коп., а также в возмещение расходов по уплате госпошлины по делу 6 377 руб. 57 коп.
Возвратить ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по иску в сумме 08 руб. 20 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1103/2011
Истец: ОАО "МРСК "Центра"
Ответчик: ОАО "Смоленскэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-646/12
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-646/12
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-646/12
01.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4747/11
19.08.2011 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1103/11