г. Владивосток |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А51-13427/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей О.Ю. Еремеевой, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от ООО "Влад-Опт": Епатко М.И. по доверенности от 12.12.2008 сроком действия 3 года, удостоверение N 1552;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Влад-Опт"
апелляционное производство N 05АП-7832/2011
на решение от 06.10.2011
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-13427/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721170838, ОГРН 1092721006124)
к ООО "Влад-Опт" (ИНН 2538079763, ОГРН 1032501911397)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному округу (далее по тексту - Управление, административный орган, Росалкогольрегулирование) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью "Влад-Опт" (далее по тексту - Общество) на основании протокола от 29.07.2011 N 07-10/8.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2011 ООО "Влад-Опт" признано виновным с совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 52.000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 06.10.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Общество настаивает на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения. В обоснование указанного доводы ссылается на то, что вся алкогольная продукции, поставленная ООО "Влад-Опт", маркирована подлинными федеральными специальными марками, в связи с чем Общество обоснованно полагало, что спорная алкогольная продукция находится в легальном обороте. Ссылается на отсутствие возможности проконтролировать правильность нанесения этих марок на алкогольную продукцию её производителем. Кроме того указывает на тот факт, что Общество не имеет возможности получать содержащиеся в ЕГАИС сведения о закупаемой им алкогольной продукции. Таким образом, считает, что предприняло все необходимые разумные меры для проверки легальности оборота спорной алкогольной продукции.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление явку своих представителей в суд не обеспечило. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленном в материалы дела письменном отзыве Управление на доводы апелляционной жалобы таможенного органа возразило. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока 11.08.2003 за ОГРН 1032501911397.
На основании лицензии от 31.05.2011 N 17198 Обществу предоставлено право на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
В период с 27.07.2011 по 29.07.2011 на основании приказа руководителя Управления от 25.07.2011 N 318 "О проведении мероприятий в рамках административного расследования" с целью осуществления контроля за лицензионными требованиями и условиями в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных соответствующей лицензией, проведена внеплановая выездная проверка общества по месту осуществления деятельности: Приморский край, г. Владивосток, Народный проспект, 28, литер "И", 1 этаж, помещения N N : 13, 14, 15, 16, 17; 2 этаж, помещение N 1.
28.07.2011 в присутствии заместителя генерального директора Общества В.П. Ушакова административным органом выборочным методом был проведен отбор образцов алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками (далее по тексту - ФСМ), для проверки достоверности информации нанесенной на ФСМ сведениям, зафиксированным в базе данных ЕГАИС.
Информация, нанесенная на ФСМ (серия и номер марки), отобранных образцов алкогольной продукции с целью установления легальности оборота указанной алкогольной продукции была проверена в базе данных Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) Росалкогольрегулирования.
По результатам проверки из базы данных ЕГАИС получены протоколы запросов о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, полученных на основе серии и номера марки (специальной или акцизной), из которых следует, что Общество осуществляло оборот алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, маркированной ФСМ, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, а именно с нанесенной на ФСМ информацией, не соответствующей информации, зафиксированной в ЕГАИС.
По факту выявленного правонарушения 29.07.2011 административным органом в присутствии генерального директора Общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/8, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Кроме того, в рамках дела об административном правонарушении N 07-10/8 Управлением были приняты меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении в виде наложения ареста на алкогольную продукцию в количестве 31 бутылки, в том числе: вино специальное "Кагор" 0,7 л, производитель ООО "Машук", дата розлива 23.09.2010 в количестве 14 бутылок и коньяк российский гр. КС "Гран-При" 0,7 л, содержание спирта 40% об., производитель ЗАО "ВКЗ "Избербашский", дата розлива 02.11.2009 в количестве 17 бутылок.
Указанная продукция была передана на ответственное хранение генеральному директору Общества К.М. Белолипецкому. Местом хранения определен склад, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Народный проспект, 28, литер "И", 2 этаж, помещение N 1.
Материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также является носителем информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 26 названного Закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Из содержания части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ следует, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ требование о передаче информации в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 19 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2008 N 29н, и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.02.2008 N 29н утверждены порядок направления запроса, форма и порядок предоставления информации (справки на запрос), содержащейся в ЕГАИС.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела по состоянию на 28.07.2011 у Общества на складе находилась алкогольная продукция, маркированная ФСМ со следующей информацией: вино специальное "Кагор", емкость потребительской тары 0,7 л, производитель ООО "Машук", дата розлива 23.09.2010 в количестве 14 бутылок; коньяк российский гр. КС "Гран-При" 0,7 л, производитель ЗАО "ВКЗ "Избербашский", дата розлива 02.11.2009 в количестве 17 бутылок. При этом, согласно информации по указанным ФСМ из базы данных ЕГАИС емкость потребительской тары вина специального "Кагор" составляет 0,1 л., а вид, наименование и дата нанесения контрольной информации на марку в ЕГАИС по коньяку российскому гр. СК "Гран-При" отсутствует.
Учитывая изложенное, Управление правомерно усмотрело в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Данный факт подтверждается протоколом отбора образцов алкогольной продукции от 28.07.2011, протоколами запросов в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, протоколом об административном правонарушении от 29.07.2011 N 07-10/8, договорами поставки, товарно-транспортными накладными о приобретении алкогольной продукции, ведомостью по товарам на складах по состоянию на 28.07.2011, иными материалами административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Коллегия апелляционного суда считает, что в рассматриваемом случае Обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от Общества мер по соблюдению правил и норм действующих нормативных правовых актов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Так правомерно отклонен довод Общества об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения со ссылкой на тот факт, что спорная алкогольная продукция была маркирована подлинными специальными марками и соответствовала установленным стандартам. Как верно отметил суд первой инстанции, в спорной ситуации правовое значение имеет факт соответствия информации, нанесенной на ФСМ, информации, содержащейся в ЕГАИС, а не подлинность либо фиктивность специальных марок, которыми она была маркирована. При этом Общество как участник предпринимательской деятельности должно было предпринять все зависящие от него меры для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Как уже было отмечено выше, алкогольная продукция, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, на основании статей 25, 26 Закона N 171-ФЗ признается в незаконном обороте. Таким образом, наличие специальных федеральных марок на ней не является безусловным доказательством фиксации информации о реализуемой продукции в ЕГАИС.
Ссылка Общества на отсутствие возможности проконтролировать правильность нанесения этих марок на алкогольную продукцию её производителем, а также на отсутствие возможности получать содержащиеся в ЕГАИС сведения о закупаемой им алкогольной продукции, коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с Приложением к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.07.2010 N 43 н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - организации направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в ЕГАИС.
Таким образом, на основании главы 26 КоАП РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Влад-Опт" не были предприняты все зависящие от него меры по предотвращению оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, в результате чего Обществом был нарушен пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. При этом в данном случае спорная алкогольная продукция не относится к тем исключениям, которые предусмотрены в подпунктах 1 - 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, соответствие либо несоответствие спорной продукции требованиям стандартов качества также не может рассматриваться в качестве основания для привлечения либо для отказа в привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку объективную сторону указанного правонарушения составляет не нарушение качественных характеристик алкогольной продукции, находящейся в обороте, а организационный порядок ее оборота в соответствии с имеющейся лицензией. В этой связи доводы жалобы в этой части также подлежат отклонению.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Учитывая изложенное, привлечение ООО "Влад-Опт" к административной ответственности по названной норме КоАП РФ является правильным. Размер административного наказания назначен судом в пределах санкции, предусмотренной ч.4 ст.14.17 КоАП РФ.
Таким образом, спорная алкогольная и спиртосодержащая продукция правомерно изъята судом первой инстанции из оборота.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2011 по делу N А51-13427/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13427/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Влад-Опт"