Вологда |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А05-5092/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания
Васильевой Р.В.,
при участии от истца Царёвой В.В. по доверенности от 31.12.2010, Шаровой М.В. по доверенности от 31.12.2010, от ответчика Зернова Е.В, по доверенности от 23.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа 2011 года по делу N А05-5092/2011 (судья Трубина Н.Ю.),
установил
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, далее - ОАО "ТГК-2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала-1" (ОГРН 1072901011567) о взыскании 50 000 руб. части долга по счету-фактуре от 31.03.2011 N 2000/004857 за потребленную марте 2011 года тепловую энергию.
Впоследствии истец увеличил размер исковых требований до 1 912 159 руб. 72 коп. Увеличение суммы иска судом принято.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа 2011 года требования удовлетворены частично. Взыскано с ООО "УК Соломбала-1" в пользу ОАО "ТГК-2" 1 631 067 руб. 47 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано в доход федерального бюджета с ООО "УК Соломбала-1" 27 399 руб. 64 коп. государственной пошлины, с ОАО "ТГК-2" 2721 руб. 96 коп. государственной пошлины.
Истец с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объёме. Жалобу обосновывает тем, что суд первой инстанции нарушил нормы налогового законодательства и принцип экономической обоснованности установления тарифа, так как ОАО "ТГК-2" является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) с операций реализации теплоэнергии потребителям, а агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство), устанавливая тариф, исходило не только из необходимости покрытия затрат теплоснабжающей организации на производство и передачу тепловой энергии, но и в целях обеспечения нормы прибыли, которую истец должен получить от реализации теплоэнергии своим потребителям; сумма НДС не могла быть включена Агентством в тариф в соответствии с нормативными актами в отношении ценообразования по тепловой энергии; сумма НДС не является экономически обоснованными затратами; после уплаты налога в бюджет истец теряет свою норму прибыли, при этом судом первой инстанции фактически установлен и применён новый тариф, который уменьшает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд нарушил нормы законодательства в области ценообразования, так как из писем Агентства следует, что тариф для потребителей установлен в размере 1528,05 руб./Гкал, а не 1294,96 руб./Гкал. Также полагает, что подлежит применению постановление Агентства от 28.10.2011 N 70-э/12, в котором уточнён размер тарифа на теплоэнергию для населения на 2011 год с учётом НДС. Податель жалобы не видит противоречия своей правовой позиции в настоящем деле с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10, так как следует руководствоваться постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72; Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) не касается регулирования деятельности теплоснабжающих организаций с 01.01.2011 в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 191-ФЗ); в статье 8 Закона N 191-ФЗ говорится о тарифах на теплоэнергию для потребителей и для теплоснабжающих организаций, иных тарифов, в том числе для населения, не предусмотрено; постановление Агентства от 27.12.2010 N 69-э/2 устанавливает тарифы для двух категорий потребителей - бюджетных и иных потребителей, при этом тарифы едины и составляют 1294 руб.96 коп./Гкал, а с НДС - 1528 руб. 05 коп./Гкал, этот же тариф использует ответчик для определения размера платы гражданам. При этом истец ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2011 N ВАС-7793/11.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, статус ответчика как исполнителя коммунальных услуг, право пользования льготой по освобождению от уплаты НДС, неизменность тарифного регулирования в течении календарного года.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене в обжалуемой части, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.07.2008 ОАО "ТГК-2" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК Соломбала-1" (абонент) заключили договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 2156, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию через присоединённую сеть, а абонент - оплачивать потреблённую тепловую энергию в объёмах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В приложении N 2 к договору сторонами согласован перечень потребителей (объектов) абонента.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений.
Цена договора, порядок расчёта и платежей определены разделом 5 договора.
Расчёт за потреблённую тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.5 договора продолжительность расчетного периода - календарный месяц (с первого по последнее число месяца).
Оплата за тепловую энергию за расчётный период осуществляется на основании предъявляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур по действующим тарифам путём перечисления денежных средств на расчётный счёт энергоснабжающей организации или внесении их в кассу энергоснабжающей организации (пункт 5.3 договора).
ОАО "ТГК-2" во исполнение условий договора в период с 01.03.2011 по 31.03.2011 поставило тепловую энергию в многоквартирные дома, переданные в управление ответчику.
За оказанные в спорный период услуги истец выставил ответчику к оплате счёт-фактуру от 31.03.2011 N 2000/004857 на сумму 1 912 159 руб. 72 коп.
Указанный счёт ответчик не оплатил, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Заявленные требования суд первой инстанции удовлетворил за вычетом суммы НДС, начисленный истцом на тариф, установленный для граждан постановлением Агентства от 27.12.2010 N 69-э/2.
Апелляционная инстанция считает, что с учётом изменения правоприменительной практики решение суда следует отменить в части отказа во взыскании НДС по следующим основаниям.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки тепловой энергии, её количество подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Довод истца о необходимости применения при расчётах тарифа, увеличенного на сумму НДС, заслуживает внимания в том случае, если при формировании тарифа НДС в него не был включён.
Порядок исчисления и уплаты НДС установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Согласно пункту 6 указанной статьи при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правил N 307) на основании статьи 157 ЖК РФ, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 2 Правил N 307 разъяснено кто является исполнителем коммунальных услуг. Как видно из материалов дела, ответчик относится к исполнителям, которые являются юридическими лицами, предоставляющими коммунальные услуги, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Таким образом, при расчётах истца с ответчиком (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за тепловую энергию должен применяться тариф, используемый для расчёта размера платы гражданами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э в редакции приказа от 11.08.2011 N 484-э предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются, в том числе для населения, с учётом налога на добавленную стоимость.
До указанных изменений тарифы на теплоэнергию устанавливались для потребителей без НДС.
На основании письма Федеральной службы по тарифам о разъяснении указанных положений от 28.10.2011, Агентством издано постановление от 28.10.2011 N 70-э/12, согласно которому тариф на теплоэнергию для населения с учётом НДС в 2011 году исчисляется в размере 1528,05 руб./Гкал.
Как следует из материалов дела, ранее тариф на тепловую энергию в спорный период установлен постановлением Агентства от 27.12.2010 N 69-э/2. Согласно указанному постановлению тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "ТГК-2" составляет 1294 руб. 96 коп./Гкал. Данный тариф установлен без НДС, а в примечании к постановлению указано, что установленный тариф подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Из приведённой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что ОАО "ТГК-2" правомерно увеличивало задолженность за тепловую энергию, поставленную в жилые дома, на сумму НДС, так как данный налог при формировании тарифа 1294 руб. 96 коп./Гкал учтён не был.
Поскольку тарифы на тепловую энергию, отпускаемую истцом, утверждены уполномоченным органом без учета НДС, а истец при реализации товара является плательщиком данного налога и не освобожден от его уплаты, то в силу вышеуказанных норм налогового законодательства истец обязан предъявить покупателю (любому) к оплате стоимость тепловой энергии с НДС, который является частью цены.
В данном случае истцом использовался тариф, установленный Агентством на 2011 год, но с увеличением на сумму НДС, так как налог не был учтён при расчёте тарифа 1294 руб. 96 коп./Гкал.
Таким образом, суд первой инстанции не правомерно пришёл к выводу о том, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчика, составляет лишь 1 631 067 руб. 47 коп., то есть за вычетом суммы НДС, так как указанный налог не начислен истцом дважды.
На основании изложенного требования истца о взыскании задолженности за поставленную в марте 2011 года тепловую энергию в сумме 1 912 159 руб. 72 коп. подлежат удовлетворению дополнительно в объёме 281 092 руб. 25 коп., в остальной части взыскания задолженности решение суда подлежит оставлению без изменений.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы за её рассмотрение подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа 2011 года по делу N А05-5092/2011 отменить в части отказа во взыскании долга в сумме 281 092 руб. 25 коп. и в части распределения судебных расходов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала-1" (ОГРН 1072901011567) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151) 281 092 руб. 25 коп. долга и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала-1" (ОГРН 1072901011567, место нахождения: 163020, г. Архангельск, ул. Красных Партизан, д. 12, корп. 1, оф. 5) в доход федерального бюджета 30 121 руб. 59 коп. государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала-1" (ОГРН 1072901011567) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5092/2011
Истец: ОАО "ТГК N2", ОАО "ТГК N2" в лице Главного управления по Архангельской области
Ответчик: ООО "УК Соломбала-1"