г. Санкт-Петербург |
|
14 июля 2006 г. |
Дело N А26-307/2006-213 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.А.Фокиной
судей И.Б.Лопато, М.А.Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5210/2006) ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Октябрьская железная дорога на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2006 года по делу N А26-307/2006-213 (судья Е.И.Левичева),
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" - филиал Октябрьская железная дорога
к Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Карелия
о признании недействительным решения и требования
при участии:
от заявителя: Полубарова О.В., доверенность N 11/7-215 от 16.12.2005 года
от ответчика: Шеметова Н.В., доверенность N 10-10/2277 от 10.02.2006 года
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия: решения N 1296/178025 от 02.11.2005 и требования N 8630 от 03.11.2005 об уплате налогов.
Решением арбитражного суда заявление удовлетворено частично. Обжалуемые акты признаны недействительными в части предложения уплатить транспортный налог за 2005 год в размере 26 437 руб.
В апелляционной жалобе, поддержанной представителем заявителя в судебном заседании, ОАО "РЖД" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении части заявленных требований, ссылаясь на необоснованное начисление пеней за нарушение срока уплаты авансовых платежей по транспортному налогу ввиду отсутствия в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации в 2005 году норм, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.
Представитель налогового органа не возражал против рассмотрения дела в обжалуемой части, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия от 02.11.2005 N 1296/178025, принятым по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации Путевой машинной станции N 263 Дирекции по ремонту пути ОАО "РЖД" по транспортному налогу, установлено неверное исчисление суммы налога по транспортным средствам, вследствие чего сумма транспортного налога занижена на 28 837 руб.
В результате ОАО "РЖД" предложено уплатить в срок, указанный в требовании, неуплаченные (не полностью уплаченные) авансовые платежи в сумме 14 419 руб. по сроку 20.03.2005 и в сумме 14 418 руб. по сроку 20.07.2005.
Учитывая наличие переплаты в лицевой карточке налогоплательщика в сумме 26 437 руб., пени начислены за период с 22.03.2005 по 20.07.2005 на сумму недоимки по авансовому платежу 1201 руб., за период с 21.07.2005 по 17.10.2005 на сумму недоимки по авансовому платежу 2400 руб.
Общество полагает незаконным начисление пеней на неуплаченную сумму авансовых платежей по транспортному налогу.
Суд отказал в удовлетворении заявленного требования в указанной части, сославшись на статью 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В 2005 году глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации действовала в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности по данному налогу.
Статьей 360 НК РФ налоговым периодом признан календарный год.
На территории Республики Карелия транспортный налог введен Законом Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". В 2005 году данный закон действовал в редакции от 25.11.2004 (далее - Закон N 384-ЗРК).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 384-ЗРК транспортный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками, являющимися организациями, по месту нахождения транспортных средств не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Срок подачи налоговой декларации названной статьей установлен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, производят уплату авансовых платежей по транспортному налогу в следующие сроки:
не позднее 20 марта текущего налогового периода в размере 50 процентов годовой суммы налоговых платежей;
не позднее 20 июля текущего налогового периода в размере 50 процентов годовой суммы налоговых платежей.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 N 5, по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями статьей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В рассматриваемом случае в 2005 году отчетный период по транспортному налогу не был предусмотрен ни главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, ни Законом N 384-ЗРК.
Следовательно, у налоговой инспекции не имелось оснований для начисления обществу пеней за неуплату авансовых платежей по транспортному налогу в 2005 году.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба ОАО "РЖД" подлежит удовлетворению, а решение суда в обжалуемой части - отмене.
Уплаченная ОАО "РЖД" государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2006 года по делу N А26-307/2006-213 в обжалуемой части отменить.
Признать недействительными решение от 02.11.2005 N 1296/178025 и требование от 03.11.2005 N 8630 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Карелия в части предложения уплатить пени в размере 166 руб. 43 коп., начисленные за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за 2005 год.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-307/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги" - филиал Октябрьская железная дорога
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N2 по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5210/06