город Москва |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А40-60571/11-153-531 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей Д.Е. Лепихина, Б.С. Веклича
при ведении протокола помощником судьи Горловым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Негосударственного пенсионного фонда "Надежда" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2011
по делу N А40-60571/11-153-531, принятое судьей М.Н. Кастальской,
по заявлению Негосударственного пенсионного фонда "Надежда" (НПФ "Надежда") (ОГРН 1027739161988, 123007, г. Москва, Розанова, д. 6) к Федеральной службе по финансовым рынкам (119991,Москва, Ленинский пр-т, д. 9) о признании недействительным предписания в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Косибород А.В. по доверенности от 01.06.2011 N 2; Клейменов А.Я. по доверенности от 01.06.2011 N 3;
от ответчика - Шерстнев А.В. по доверенности от 01.09.2011 N 11-ДП-05/22424; Петров П.В. по доверенности от 14.04.2011 N 11-ДП-05/8723;
УСТАНОВИЛ
НПФ "Надежда" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам о признании недействительным предписания N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 г. в части п. 2 устанавливающей части предписания и пунктов 2 и 3 резолютивной части предписания.
Решением от 13.09.2011 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из правомерности вынесенного предписания и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
С решением суда не согласился заявитель - НПФ "Надежда" и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушения норм процессуального права.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной. Через канцелярию суда представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на соответствие оспариваемого предписания законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в период с 30.09.2010 по 25.01.2011 ФСФР России проведена плановая выездная проверка деятельности НПФ "Надежда" на соответствие деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям законодательства Российской Федерации за период с 01.12.2007 по 08.02.2011 г.г., результаты которой зафиксированы в Акте плановой выездной проверки деятельности НПФ "Надежда"от 08.02.2011 N 11-11/а-ДСП (т.1 л.д.8-31).
В результате проверки административным органом выявлено 16 эпизодов совершения НПФ "Надежда" гражданско-правовых сделок с недвижимым имуществом и правами на недвижимое имущество, результатом которых было систематическое извлечение НПФ "Надежда" прибыли от совершения данных сделок. ФСФР России пришел к выводу о том, что учредитель НПФ "Надежда" использует Фонд для реализации своих коммерческих целей в сфере строительства и продажи недвижимого имущества, в связи с чем, такая - деятельность не может считаться соответствующей целям создания негосударственного пенсионного фонда. Данное нарушение зафиксировано в пункте 2 Акта проверки.
С учетом возражений на Акт проверки, а также документов, представленных НПФ "Надежда" письмом от 08.04.2011 N 89-НР, ФСФР России были выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, отраженные в Предписании N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 г. (т.1 л.д. 32-36, 40-44).
Согласно п. 2 устанавливающей части предписания N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 г. НПФ "Надежда" осуществляет деятельность, не предусмотренную п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а именно деятельность по осуществлению гражданско-правовых сделок, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества за счет средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Пунктами 2 и 3 резолютивной части предписания N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 НПФ "Надежда" предписано: принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, аналогичных указанным в устанавливающей части настоящего предписания, и представить в ФСФР России в срок не более 20 рабочих дней со дня получения настоящего предписания отчет о принятых мерах с приложением копий подтверждающих документов (п.2); не допускать в дальнейшей деятельности нарушений, аналогичных указанным в устанавливающей части предписания (п.3).
Указанное предписание явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на нарушение судом первой инстанции положений ч.2, 4 ст.7, ч.2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч.1 ст.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75- ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в части запрета в отношении негосударственных пенсионных фондов на занятие предпринимательской деятельностью. По мнению заявителя, суд, оценивая нормы специальных законов, не учел положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75- ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Статья 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает возможность для некоммерческой организации осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает, что фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов устанавливаются Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Статья 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" признает деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Как правильно указал суд первой инстанции, принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов основаны на осуществлении фондами исключительного вида деятельности, что обосновывает ряд ограничений в деятельности фондов, предусмотренных действующим законодательством.
Осуществление негосударственным пенсионным фондом предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой страх и риск (ст. 2 ГК РФ), может повлечь неблагоприятные последствия в виде банкротства или ликвидации фонда в случаях, предусмотренных действующим законодательством, что может иметь негативные последствия для участников и застрахованных лиц такого фонда.
Учитывая, что цель привлечения денежных средств вкладчиков не связана с получением прибыли в силу правовой природы негосударственных пенсионных фондов как некоммерческой организации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исключительная правосубъектность негосударственных пенсионных фондов призвана гарантировать права их основных контрагентов - вкладчиков (участников) и застрахованных лиц, так как негосударственные пенсионные фонды выполняют важную социальную функцию пенсионного обеспечения. Таким образом, занятие негосударственных пенсионных фондов иными видами деятельности может повлечь значительные убытки для данного вида фондов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что совокупный анализ названных норм указывает на приоритетный характер специальных норм, закрепленных в ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в части ограничений на предпринимательскую деятельность негосударственных пенсионных фондов, данные ограничения напрямую следуют из диспозиции пункта 1 статьи 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах, которая устанавливает исключительную правосубъектность негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П, пунктом 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 371-О-П в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы, независимо от времени их принятия, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Иная трактовка действующего законодательства Российской Федерации по данному вопросу нарушает статус негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии, как субъектов, обладающих исключительной правосубъектностью в публичных и гражданско-правовых отношениях в социально значимой сфере пенсионного обеспечения граждан.
Учитывая, что статья 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" является специальной по отношению к общей норме, установленной в пункте 2 статьи 7 и пункте 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", так как общие нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" прямо допускают наличие исключений, установленных на основании федеральных законов, довод заявителя о незаконности запрета на занятие предпринимательской деятельностью является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кроме того, выводы, сделанные в части п. 2 устанавливающей части предписания ФСФР России о невозможности осуществления негосударственными пенсионными фондами предпринимательской деятельности также согласуется с позицией Счетной Палаты Российской Федерации. Письмом от 23.06.2011 N 14-185/14-03 Счетная палата Российской Федерации сообщила, что по результатам контрольного мероприятия по проверке деятельности негосударственных пенсионных фондов по реализации прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накопления, проведенного в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2011 год, установлено, что наличие в уставе негосударственных пенсионных фондов положений, предоставляющих фондам возможность осуществления предпринимательской деятельности, противоречит действующему законодательству (т.1 л.д.65-66).
Довод заявителя о том, что Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка в отношении иных фондов и иных финансовых источников не подтверждает вывод общества о том, что деятельность НПФ "Надежда" по инвестированию средств, составляющих имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, соответствует положениям федерального законодательства о негосударственных пенсионных фондах.
Довод заявителя о необходимости осуществления предпринимательской деятельности для нормального функционирования фонда является необоснованным, поскольку пунктом 8 статьи 25 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.
Ссылка заявителя на судебную практику не подтверждает довод НПФ "Надежда" о том, что негосударственные пенсионные фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках прямо определенных ГК РФ, а нормы Закона о некоммерческих организациях и Закона о негосударственных пенсионных фондов могут применяться "лишь субсидиарно (дополнительно)".
Довод заявителя о том, что ФСФР России при выдачи предписания вышла за пределы своих полномочий, поскольку обжалуемое предписание не соответствует пункту 23.1 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (в ред. от 20.01.2009), согласно которому по результатам проверки может быть принято решение о направлении предписания о запрете или ограничении проведения негосударственным пенсионным фондом отдельных операций на рынке ценных бумаг или предписания о запрете на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию судом апелляционной инстанции не принимается в виду следующего.
Федеральная служба по финансовым рынкам согласно Положению о ФСФР России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ФСФР России, как федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляет функцию лицензирования негосударственных пенсионных фондов, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных лицензионных требований, вводит запрет на проведение операций и аннулирует лицензии у негосударственных пенсионных фондов при нарушении ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением государственного регулирования правоотношений, предусмотренных подпунктом 1 данного пункта (содержит указание на правоотношения, регулируемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), а также надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
В соответствии с пунктом 5.3.7 Положения ФСФР России вправе выдавать предписания субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 34 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что ФСФР России при осуществлении своих функций выдает негосударственным пенсионным фондам предписания об устранении выявленных нарушений требований указанного Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Подпунктом "а" пункта 23.1 Регламента установлено, что по результатам проведенной проверки Центральным аппаратом ФСФР России может быть принято решение о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности, что и было исполнено ФСФР России в силу указанной нормы и пункта 5.3.7 Положения о ФСФР России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, действующим на момент выдачи предписания.
Пункт 23.6 Регламента устанавливает основания выдачи предписания, запрещающего все или часть операций негосударственного пенсионного фонда, то есть. принятия решения принимаемого в соответствии с подпунктом а, а не подпунктом б пункта 23.1 Регламента.
Согласно пункту 2 статьи 34.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что ФСФР России вправе своим предписанием ввести запрет на проведение следующих операций фонда: заключение новых пенсионных договоров, и (или) договоров об обязательном пенсионном страховании, и (или) договоров о создании профессиональных пенсионных систем; совершение сделок по самостоятельному размещению средств пенсионных резервов и (или) исполнение обязательств по таким сделкам; передачу средств пенсионных резервов и (или) средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям; списание денежных средств со счета, на котором находятся средства пенсионных резервов или средства пенсионных накоплений, за исключением списания денежных средств для выплаты негосударственной пенсии, накопительной части трудовой пенсии, профессиональной пенсии, выплат правопреемникам - физическим лицам и осуществления перевода средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от формирования накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица.
Основания на запрет осуществления вышеуказанных операций установлены пунктом 3 статьи 34.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
Оспариваемое Предписание от 25.04.2011 N П-ЕК-04/9908 не содержит требований о запрете операций и не является предписанием о запрете осуществления операций, поскольку направлено на устранение нарушений Закона о негосударственных пенсионных фондах.
Таким образом, обжалуемое предписание является предписанием о запрете на осуществление НПФ "Надежда" предпринимательской деятельности путем заключения гражданско-правовых сделок с недвижимым имуществом за счет средств имущества, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, то есть запрет на осуществление Фондом отдельных операций.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что предписание ФСФР России N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 в части п. 2 устанавливающей части предписания и пунктов 2 и 3 резолютивной части соответствует требованиям ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и не нарушает прав и законных интересов НПФ "Надежда".
В связи с чем, требование заявителя о признании недействительным предписания ФСФР России N 11-ЕК-04/9908 от 25.04.2011 г. в части п. 2 устанавливающей части предписания и пунктов 2 и 3 резолютивной части предписания удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2011 по делу N А40-60571/11-153-531 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Негосударственному пенсионному фонду "Надежда" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60571/2011
Истец: Негосударственный пенсионный фонд "Надежда", НПФ "Надежда"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам