г. Чита |
|
24 ноября 2011 г. |
Дело N А19-14885/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года по делу N А19-14885/2011, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) к муниципальному дошкольному образовательном учреждению "Детский сад N 8 "Солнышко" (ОГРН 1033802256443, ИНН 3821010004) о взыскании 831, 69 руб. (суд первой инстанции Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 8 "Солнышко" (далее - учреждение, МДОУ "Детский сад N 8"Солнышко") пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в размере 22 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что Управлением Пенсионного фонда начислены пени по страховым взносам за проверяемый период в день представления страхователем платежных поручений в банк на уплату соответствующих сумм страховых взносов, в связи с чем, Управление не имело правовых оснований для включения в период начисления пени дня фактической уплаты страховых взносов.
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование подлежат начислению по день фактической оплаты недоимки.
В отзыве на апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад N 8"Солнышко" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители МДОУ "Детский сад N 8"Солнышко" и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 21.10.2011.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МДОУ "Детский сад N 8 "Солнышко" в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 17.03.2011 N 04803311СН0037895 МДОУ "Детский сад N 8 "Солнышко" несвоевременно производило ежемесячные обязательные платежи по уплате страховых взносов.
На основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2010 год и реестра поступления платежей от страхователя заявителем установлена несвоевременная уплата страховых взносов, в связи с чем, учреждению начислены пени.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09 июня 2011 года N 04803340071082 МДОУ "Детский сад N8 "Солнышко" извещено об обязанности уплатить пени по страховым вносам.
Неисполнение вышеуказанного требования явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в размере 22 руб. 69 коп.
В соответствии со статьей 3, 6 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платеж и, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе и организации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17, пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. страхователь обязан: своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, с 01.01.2010 устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии пунктом 1 части 2 статьи 28, статьи 15, 18 ФЗ от 24.07.2009 г. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В соответствии со статьей 25 от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ исполнение обязанностей по уплате страховых взносов обеспечивается пениями. В силу пунктов 3 и 7 этой статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 18 от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Указанная позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07.
Иной порядок исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование Законом N 212-ФЗ не предусмотрен.
Пени за проверяемый период в размере 22 руб. 69 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 18 руб. 81 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 02 руб. 90 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 00 руб. 38 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 00 руб. 60 коп., начислены за период (один день) - 20 января 2011 года и 11 февраля 2011 года, а именно:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за октябрь 2010 года за период 20 января 2011 года, за ноябрь 2010 года - 20 января 2011 года, за декабрь 2010 года - 11 февраля 2011 года;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за ноябрь 2010 года за период 11 февраля 2010 года, за декабрь 2010 года - 11 февраля 2011 года;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за декабрь 2010 года за период 11 февраля 2011 года;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за декабрь 2010 года за период 11 февраля 2011 года.
Согласно реестру платежных поручений Финансового управления Администрации Шелеховского муниципального района уплата по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование произведена учреждением 20 января 2011 года и 11 февраля 2011 года соответственно.
Таким образом, за просрочку уплаты страховых взносов фонд начислил обществу пени, включая день погашения задолженности по страховым взносам.
Судом первой инстанции установлено, что факт перечисления учреждением страховых взносов и их поступление на соответствующий счет казначейства в бюджет Пенсионного фонда подтверждается Реестром платежных поручений, проведенных Управлением Федерального казначейства по Иркутской области и не оспаривается Пенсионным фондом.
Исходя из анализа приведенных выше норм права обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклоняются поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных по существу и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года по делу N А19-14885/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14885/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: МДОУ Детский сад N8 "Солнышко"