г. Пермь |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А60-13934/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В. Ю., Усцова Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Клешниной Н. С.,
при участии:
от заявителя - Капланова Р. С., доверенность от 12.11.2010,
от ответчиков: от Администрации города Екатеринбурга - Братанчук Д. В.,
от Земельного комитета администрации города Екатеринбурга - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 сентября 2011 года
по делу N А60-13934/2011,
вынесенное судьей Италмасовой Е. Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Карьер "Гора Хрустальная" (ОГРН 1026602353007, ИНН 6658008634)
к Администрации города Екатеринбурга, Земельному комитету администрации города Екатеринбурга
о признании решения незаконным,
установил:
Закрытое акционерное общество "Карьер "Гора Хрустальная" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация), Земельному комитету администрации города Екатеринбурга (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км; обязании Администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; обязать Комитет направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 в собственность заявителя по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.09.2011 заявление удовлетворено. Признан недействительным отказ Администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км, в собственность ЗАО "Карьер "Гора Хрустальная"; на Администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; на Комитет возложена обязанность направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км., по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация с решением суда от 06.09.2011 не согласна, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:1 сформированы два земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:41:0309004:2. Считает неверным вывод суда о том, что получение кадастрового паспорта на земельный участок является фактическим разделом земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:1, поскольку решение органа местного самоуправления о разделе указанного земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 11.3. Земельного кодекса не принято. Также Администрация полагает, что выводы суда по настоящему делу противоречат выводам суда по ранее рассмотренному делу N А60-20646/2009, которым установлено, что земельный участок, предоставленный заявителю, является единым и неделимым и не подлежит разделу до изменения условий и целей его предоставления заявителю. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд ошибочно применил к спорным правоотношениям положения п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП; а также не применил подлежащие применению ч. 2 ст. 1.2., ст. 7 Федерального закона "О недрах", абз.3 п.4 ст. 28, п. 4 ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Заявитель считает, что порядок раздела земельного участка им соблюден. Закон "О недрах" к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку Администрация не является субъектом правоотношений, регулируемых данным законом, земельный участок не является недрами, спорный земельный участок для добычи полезных ископаемых не использовался и не может использоваться, в связи с отсутствием под ним полезных ископаемых. Заявителем предоставлены документы, подтверждающие право на льготную цену выкупа земельного участка.
Комитет в суд апелляционной инстанции не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Администрация в суде апелляционной инстанции заявила ходатайство о приобщении к материалам дела кадастровой выписки от 01.11.2011 об исключении сведений относительно спорного земельного участка из государственного кадастра.
На основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отклонено заявленное ходатайство, поскольку суд первой инстанции при принятии решения данным документом не располагал, ответчик не обосновал невозможность исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 02.07.1991 N 332 карьеру "Гора Хрустальная" Кыштымского ГОКа отведен земельный участок для разработки месторождения кварца в постоянное пользование (под карьер) площадью 39,7 га, в долгосрочное пользование до 10 лет (под водопровод, канализацию, ЛЭП, отвал), общей площадью 4,02 га.
Постановлением главы администрации г. Екатеринбурга от 18.09.1992 N 351в произведена перерегистрация землепользования горнопромышленного предприятия "Хрустальная Гора" общей площадью 43,56 га, в том числе в постоянное (бессрочное) пользование - 39,54 га, во временное пользование - 4,02 г (кадастровый номер 66:41:0309004:0001).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.06.2004 на основании постановления главы администрации г. Екатеринбурга от 18.09.1992 N 351в осуществлена государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования заявителя на земельный участок площадью 395 400 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0309004:0001, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московский Тракт, 17 км.
Из кадастрового плана от 06.07.2007 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:0001 следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием - земли, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела из состава земельного участка площадью 395 400 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0309004:0001, сформированы земельные участки площадью 93 792 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0309004:2 и площадью 301 608 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0309004:3 с тем же разрешенным использованием, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км.
Общество "Карьер "Гора Хрустальная" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Московский тракт, 17 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
15.02.2011 ЗАО "Карьер "Гора Хрустальная" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 в собственность заявителя под расположенные на данном земельном участке объекты недвижимого имущества; а земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:3 - в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования. Общество приложило к заявлению, в том числе, копии выписки из ЕГРП об объектах недвижимости, находящихся в собственности заявителя, свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0309004:0001, кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3.
18.03.2011 Администрацией принято решение N 21-01/2965 об отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка.
В решении указано, что в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.209 N 370 и от 29.11.2010 N 584, приказом заместителя главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования от 13.04.2009 N 42, приказом заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования от 19.01.2011 N 5/0132-3 к заявлению о приобретении прав на земельный участок должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; выданные не позднее, чем за один месяц до дня подачи заявления выписки из ЕГРП о правах на объекты недвижимости и земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объекты и земельный участок, если права не зарегистрированы в ЕГРП; выданные не позднее, чем за три месяца до подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка на условиях, установленных законодательством при их наличии. В решении также указано, что названные документы подлежат предоставлению в отношении каждого земельного участка в виде надлежащим образом заверенных копий или незаверенных копий при условии предоставления подлинников. К заявлению не приложены указанные документы в отношении каждого земельного участка, свидетельство о государственной регистрации юридического лица представлено в виде простой копии, а кадастровые паспорта выданы 29.12.2009 (ранее, чем за три месяца до подачи заявления), не приложена доверенность представителя заявителя, то есть нарушен порядок подачи заявления.
В качестве второго основания отказа в предоставлении земельного участка ответчик указал на невозможность раздела земельного участка ввиду того, что земельный участок предоставлен с учетом площади горного отвода, для освоения данного отвода; объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, являются комплексом имущества, связанным с добычей полезных ископаемых. В соответствии с законодательством о недрах земельный участок не может быть предоставлен за плату.
Также Администрация сослалась на то, что ранее в разделе земельного участка было отказано. Заявление общества о признании данного отказа незаконным судом оставлено без удовлетворения по делу N А60-20646/2009.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 1, 2 ст. 11.3 названного Кодекса).
Доказательств принятия ответчиком решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:0001 в материалах дела не имеется. Заявитель с заявлением о разделе указанного земельного участка в установленном законом порядке не обращался. Заявление общества от 15.02.2011 таким заявлением не является.
Таким образом, с учетом отсутствия в материалах дела решения уполномоченного органа о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:0001 на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0309004:2 и 66:41:0309004:3, то есть доказательств образования спорного земельного участка, оснований для принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка у ответчика не имелось.
Оспариваемое решение Администрации признанию незаконным не подлежит, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Учитывая изложенное не имеется оснований для обязании Администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка; и для обязания Комитета направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 в собственность заявителя по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда от 20.07.2011 подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Вывод суда первой инстанции о том, что к отношениям по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309004:2 неприменимы положения Закона "О недрах", поскольку указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, является правильным.
Также правильным является вывод суда о том, что судебные акты по делу N А60-20646/2009 не имеют преюдициальный характер при рассмотрении настоящего дела, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являлись иные обстоятельства.
Однако данные правильные выводы суда не влекут удовлетворение заявленных требований в силу вышеизложенного.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2011 года по делу N А60-13934/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В. Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13934/2011
Истец: ЗАО "Карьер "Гора Хрустальная"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, Земельный комитет Администрации г. Екатеринбурга