г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А21-2142/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от истца: Щербакова А.В. по доверенности от 14.10.2010 N 01-1/278-872,
от ответчика: 1) не явился, извещен, 2) Широва Д.И. по доверенности от 26.04.2011 N и95-00/1928, ответчики N 3 и N 4 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А21-2142/2011
по иску ОАО "Сбербанк России"
к 1) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, 2) Конкурсному агентству Калининградской области, 3) Министерству финансов Калининградской области, 4) ОАО "Банк ВТБ"
о признании незаконным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Сбербанк России" (117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19, ОГРН 1027700132195, далее - Сбербанк, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, Калининградская обл., г. Калининград, Московский пр-кт, 95, ОГРН 1023901001552, далее - Управление, антимонопольный орган) и Конкурсному агентству Калининградской области (236000, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1053900175625, далее - Агентство) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 31 декабря 2010 N ГЗ -147/2010; о признании не состоявшимся аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств областному бюджету, предусмотренных Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"; о признании недействительными государственных контрактов, заключенных с открытым акционерным обществом Банк "ВТБ" по лотам N 3 и N 4; о проведении повторного аукциона по лотам N3 и N4 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств областному бюджету, предусмотренных Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Определением суда от 04.05.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Банк ВТБ". Определением от 25.05.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, 1); ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" (119121, г. Москва, ул. Плющиха, д. 37). В результате проведенной реорганизации ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" присоединено к ОАО Банк ВТБ (к материалам дела приобщена копия свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад").
Решением суда от 13.07.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сбербанк просит отменить решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального права. По мнению подателя жалобы, поданные им заявки на участие в аукционе соответствуют требованиям закона и аукционной документации.
Определением от 17.10.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции. Суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков открытое акционерное общество "Банк ВТБ" и Министерство финансов Калининградской области, поскольку заключенные этими лицами контракты оспариваются заявителем в рамках настоящего дела. Рассмотрение дела назначено судом на 30.11.2011 г..
В связи с невозможностью участия в судебном заседании 30.11.2011 судей Борисовой Г.В. и Шульги Л.А. и в соответствии с правилами статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена их замена на судей Зотееву Л.В. и Семенову А.Б.
В судебное заседание не явились представители надлежащим образом извещенных Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, ОАО "Банк ВТБ", Министерства финансов Калининградской области, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Конкурсного агентства Калининградской области требования Общества отклонил, просил суд отказать в их удовлетворении.
Министерством финансов Калининградской области представлен отзыв, в котором ответчик просит суд отказать в удовлетворении заявленных Сбербанком требований.
ОАО Банк ВТБ в отзыве на заявление также просит суд отказать заявителю в удовлетворении требований.
Заслушав объяснения представителей Сбербанка и Агентства, исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявленные Сбербанком требования не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно, что Агентством 20.11.2011 года на основании заявки государственного заказчика - Министерства финансов Калининградской области объявлен открытый аукцион на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств областному бюджету, предусмотренных Законом Калининградской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Согласно протоколу N оа-10061-у/1 рассмотрения заявок от 17.12.2010 г. Сбербанк не допущен к участию в аукционе по лотам N 3 и N 4, в связи с непредставлением в составе заявки документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Решение об отказе содержит ссылки на пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), подпункта 5 пункта 18 раздела 1 "Информационная карта" документации об аукционе, подпункт 2 пункта 2.11 раздела 5 "Определения, используемые в конкурсной документации (документации об аукционе), общие условия и порядок проведения конкурса (аукциона)" документации об аукционе: непредставление документов, определенных частью 2 статьи 35 (подпункт "в" пункта 1) Федерального закона N94-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что заявка на участие в аукционе по лотам N 3 и N 4 от имени ОАО "Сбербанк России" подписана управляющей Калининградским отделением N 8626 Сбербанка России А. И. Сергеевой. В качестве документа, подтверждающего полномочия А. И. Сергеевой, в составе заявки представлена нотариально заверенная копия доверенности от 02.11.2010 года. Указанная доверенность выдана в порядке передоверия заместителем председателя Правления Северо-Западного банка Сбербанка России.
По результатам рассмотрения жалобы Сбербанка на действия комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе Управлением федеральной антимонопольной службы по Калининградской области принято решение от 31.12.2010 года N ГЗ-147/2010, которым жалоба признана необоснованной.
Управление установило, что заявка на участие в аукционе, поданная ОАО "Сбербанк России", не соответствует требованиям Закона N 94-ФЗ, а потому решение комиссии об отказе ОАО "Сбербанк России" в допуске к участию в аукционе правомерно.
Не согласившись с решением Управления, а также результатами проведенного аукциона, ОАО "Сбербанк России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Аналогичное требование содержится в документации об аукционе (подпункт 5 пункта 18 раздела 1 "Информационная карта" документации об аукционе; подпункта 2 пункта 2.11 раздела 5 "Определения, используемые в конкурсной документации (документации об аукционе), общие условия и порядок проведения конкурса (аукциона)").
Отсутствие в составе заявки на участие в аукционе документа, подтверждающего полномочия действующего по доверенности заместителя председателя Правления Северо-Западного банка Сбербанка России, выдавшего доверенность управляющей Калининградским отделением N 8626 Сбербанка России действовать от имени Сбербанка, подтверждается материалами дела.
Оспаривая решения аукционной комиссии и Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, Сбербанк ссылается на то, что представленная им доверенность, подтверждающая полномочия Сергеевой А.И., удостоверена нотариусом, который, как следует из содержания доверенности, проверил полномочия доверителя.
Означенные доводы заявителя отклоняются судом, как противоречащие императивным требованиям статьи 35 Закона N 94-ФЗ, установившей перечень документов, которые должны находиться в составе заявки на участие в аукционе и которые могут служить подтверждением указанных полномочий.
Нотариально удостоверенная копия доверенности N 01-1/278-1799 от 02.11.2010, представленная в составе заявок на участие в аукционе, подтверждала полномочия иного лица на право действовать от имени ОАО "Сбербанк России".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ.
Поскольку, заявки, поданные ОАО "Сбербанк России" на участие в аукционе, не соответствовали требованиям Закона N 94-ФЗ, комиссией Агентства обоснованно было принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о необоснованности жалобы ОАО "Сбербанк России", что нашло свое отражение в решении Управления от 31.12.2010 N ГЗ - 147/2010.
Кроме ОАО "Сбербанк России" и ОАО Банк ВТБ, заявки на участие в аукционе по лотам N 3 и N 4 подавало и было допущено к участию в аукционе ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад".
Победителем аукциона оа-10061-у, проведенного 17.12.2010 года, по лотам N 3 и N 4 признано ОАО Банк ВТБ, с которым Министерство финансов Калининградской области заключило контракты от 29.12.2010 N 015/01-03/10 и N 16/01-03/10.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями части 5 статьи 36 Закона N 94-ФЗ требования Сбербанка о признании аукциона несостоявшимся и проведения повторного аукциона по лотам N3 и N4, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).
Исходя из приведенной нормы, в целях признания торгов недействительными доказыванию подлежит наличие совокупности таких элементов, как: нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего. По смыслу названной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Агентством не допущено нарушения процедуры проведения торгов, а потому отсутствуют основания для признания недействительными торгов и государственных контрактов от 29.12.2010 г.. N 015/01-03/10 и N 16/01-03/10, заключенных по результатам аукциона Министерством финансов Калининградской области и ОАО "Банк ВТБ".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.07.2011 по делу N А21-2142/2011 отменить.
В удовлетворении иска открытому акционерному обществу "Сбербанк России" (117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19, ОГРН 1027700132195) отказать.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2142/2011
Истец: ОАО "Сбербанк России", Филиал ОАО "Сбербанк России"-Калининградское отделение N8626
Ответчик: Конкурсное агентство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад", ОАО "Банк ВТБ"
Третье лицо: Министерсво финансов, Министерство финансов Калининградской области, ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад", ОАО "ВТБ", ОАО Банк ВТБ