город Тула |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А62-6352/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артёмовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2092/2011) индивидуального предпринимателя Возовика Василия Михайловича
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 24.03.2011 по делу N А62-6352/2010 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Возовика Василия Михайловича (214000, г. Смоленск, ул. Михайловская, д. 10, ИНН 673100046870, ОГРН 304673112800271)
к администрации города Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, ОГРН 1026701449719),
третье лицо: департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212),
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе согласования акта выбора земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Возовика Василия Михайловича - Лысенко Т.В., доверенность от 27.12.2010, паспорт;
от ответчика: администрации города Смоленска - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от третьего лица: департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Возовик Василий Михайлович (далее - ИП Возовик В.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе согласования акта выбора земельных участков, изложенному в письме от 20.12.2010 N 6-7635, и обязании согласовать акт выбора земельного участка, расположенного по улице Николаева возле дома N 47, площадью 650 кв.м, на кадастровой карте - плане территории, разместить в средствах массовой информации информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая указанное решение незаконным, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст.ст. 121 - 123 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей ответчика и третьего лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ИП Возовик В.М. обратился 05.05.2010 в департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) с заявлением на осуществление действий по выбору земельного участка по ул. Николаева в г. Смоленске в районе дома N 47 и школы N 26, предполагаемой площадью 650 кв.м, для размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания.
Получив отказ администрации г. Смоленска в обеспечении выбора данного земельного участка и предполагаемом согласовании размещения объекта капитального строительства, ИП Возовик В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2010 по делу N А62-3690/2010 требования ИП Возовика В.М. удовлетворены, на администрацию г. Смоленска возложена обязанность по предоставлению сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, необходимых для согласования акта выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора, а также по представлению бланка акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
После полученных предпринимателем согласований акта о выборе земельного участка с соответствующими органами и подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте-плане территории, площадью 650 кв.м, по улице Николаева указанные документы направлены в администрацию г. Смоленска с целью согласования акта выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка.
Письмом от 20.12.2010 N 6-7635 администрация отказала заявителю в согласовании акта выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 650 кв.м по ул. Николаева возле дома N 47 на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен на внутриквартальном проезде (к общеобразовательной школе N 26, детскому дошкольному учреждению, жилым домам N 47 "а", 47 "б", 47 "в", 47 "г", 47 "д"), является землями общего пользования, не подлежащими застройке, по нему проходят инженерные сети (напорная и ливневая канализация, водоснабжение), пешеходный тротуар. Жилой дом N 47 довоенной постройки является объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения и вместе со школьным зданием формирует облик улицы Николаева и организует ее пространство. Размещение мелкомасштабного здания нарушит композиционное восприятие памятника истории и культуры.
Оспаривая действия администрации по отказу в согласовании акта выбора земельного участка ИП Возовик В.М., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 197 АПК РФ, ст. ст. 1, 2Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст.ст. 29, 31,36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Порядком предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм. (далее - Порядок N 2036-адм), Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (в редакции от 25.08.1993), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходил из того, что испрашиваемый участок находится в непосредственной близости (10-15 м) от жилых домов N 47, N 47 "б" по ул. Николаева и на расстоянии 35м от школы N 26 в г. Смоленске и с одной стороны испрашиваемого земельного участка проходит проезд от улицы Николаева к домам N 47, 47 "б", с другой стороны земельного участка - проезд и пешеходная дорожка вдоль территории школы N 26, а также принимая во внимание отсутствие иных вариантов по размещению здания торгово-бытового обслуживания на испрашиваемом участке, пришел к выводу о том, что при согласовании предпринимателю актов выбора земельного участка для последующих процедур формирования земельного участка с его межеванием и определением границ могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объекта; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт третий статьи 30 ЗК РФ).
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом пятым статьи 30 ЗК РФ включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с положениями пунктов первого, второго, пятого, шестого, седьмого, восьмого статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пунктам первому, второму статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (Областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по рассмотрению заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 "Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска", утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Таким образом, из положений пункта второго статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
В обоснование отказа в обеспечении выбора земельного участка администрация г. Смоленска сослалась на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен на внутриквартальном проезде (к общеобразовательной школе N 26, детскому дошкольному учреждению, жилым домам N 47 "а", 47 "б", 47 "в", 47 "г", 47 "д"), является землями общего пользования, не подлежащими застройке, по нему проходят инженерные сети (напорная и ливневая канализация, водоснабжение), пешеходный тротуар. Жилой дом N 47 довоенной постройки является объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения и вместе со школьным зданием формирует облик улицы Николаева и организует ее пространство. Размещение мелкомасштабного здания нарушит композиционное восприятие памятника истории и культуры.
В силу пункта 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 3 статьи 35 ГрК РФ предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 стать и 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство разрешает размещение в жилых зонах не только собственно жилых зданий, но также и отдельно стоящих нежилых объектов культурно - бытового и иного назначения, перечень видов таких объектов является открытым.
При этом основными критериями являются связь этих объектов с проживанием граждан и отсутствие негативного воздействия на среду, что в полной мере допускает размещение в жилых зонах объектов повседневного обслуживания.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости (10-15 м) от жилых домов N 47, N 47 "б" по ул. Николаева и на расстоянии 35м от школы N 26 в г. Смоленске.
Из схемы планировочной организации земельного участка, акта о выборе земельного участка для строительства усматривается, что на земельном участке проходят электрические сети, принадлежащие ОАО "Смоленскэнерго", сети инженерно-технического обеспечения ОАО "Смоленскоблгаз", СМУП "Горводоканал", согласование от которых получены заявителем при условии выноса данных сетей за пределы земельного участка.
В настоящее время в целях введения единого подхода к формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска в соответствии с нормами земельного, градостроительного, жилищного законодательства при формировании земельных участков под многоквартирными жилыми домами и иными входящими в состав таких домов объектами недвижимого имущества применяются Методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории г. Смоленска (утв. постановлением администрации г. Смоленска от 16.02.2009 N 145-адм).
Пункт 2.5 указанных Методических рекомендаций предусматривает, что границы земельных участков, сформированных до 01.03.2005 и стоящих на государственном кадастровом учете, пересмотру не подлежат.
Границы земельных участков, сформированных после 01.03.2005, могут быть пересмотрены на основании заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме или их представителей, уполномоченных на подачу такого заявления принятым в установленном федеральном законом порядке решением общего собрания указанных собственников. Земельный участок под многоквартирным домом N 46 по ул. Попова в г. Смоленске сформирован после 01.03.2005.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, с заявлением о пересмотре границ земельного участка вправе обратиться любой собственник помещений многоквартирного дома.
Сведений об обращении собственников жилых домов N 47, N 47 "б" по ул. Николаева с заявлениями о пересмотре границ земельного участка суду не представлено.
По ходатайству представителя заявителя, с целью разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, которые требуют специальных познаний, определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Бюро строительных услуг", эксперту Кукушкиной Е.А.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- нарушит ли предоставление под застройку спорного земельного участка сложившееся фактическое пользование территории собственниками жилых домов N 47, 47 "б" использование придомовых территорий, школы N 26?
-имеется ли возможность формирования спорного земельного участка для размещения здания торгово-бытового обслуживания с учетом формирования территории, достаточной для размещения площадок функционального обслуживания домов N 47, 47"б", школы N 26 по ул. Николаева г. Смоленска?
Согласно заключению экспертизы N 53/2011 эксперт, анализируя расположение земельных участков на ситуационном плане М 1:2000, определил, что земельный участок не нарушает существующие границы земельного участка, отведенного под общеобразовательную школу N 26, кроме того, между спорными земельными участками и земельным участком общеобразовательной школы N 26 сохраняется существующий проход и проезд к детскому дошкольному учреждению, расположенному далее. Также между спорными земельными участками и земельным участком, предусмотренным под пользование жилыми домами N 47, 47 "б" по ул. Николаева, сохраняется существующий проезд, которые также ведет к жилым домом N 47 "а", 47 "в", 47 "г", 47 "д".
Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что предоставление под застройку спорного земельного участка сложившееся фактическое использование территории собственниками жилых домов N 47, 47 "б" использование придомовых территорий, школы N 26 не нарушает.
При этом экспертом Кукушкиной Е.А. указано, что возможность формирования спорного земельного участка для размещения здания торгово-бытового обслуживания с учетом формирования территории, достаточной для размещения площадок функционального обслуживания жилых домов N 47, 47 "б", школы N 26 по ул. Николаева г. Смоленска, имеется.
Кроме того, экспертом установлено, что земельный участок под жилым домом N 47, как следует из Приложения N 2б к заключению экспертизы N 53/2011, ранее был включен в единый участок с жилыми домами N 47 "а", 47 "в", 47 "г", 47 "д", а затем был выделен (Приложение N 2 в,г), поэтому при проведении расчетов достаточности размера земельного участка для размещения элементов придомовой территории жилых домов N 47 "а", 47 "в", 47 "г", 47 "д" рассматривался единый участок с жилым домом N 47.
Следовательно, с учетом факта наличия сформированного земельного участка под многоквартирными домами 47, 47а, 47б, 47в, 47г, 47д по ул. Николаева, в случае предоставления испрашиваемого земельного участка ИП Возовику В.М. права третьих лиц - собственников помещений жилых домов N 47, N 47 "б", а также школы N 26 по ул. Николаева затронуты не будут.
В соответствии с частью 2 статьи 64 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ заключение экспертизы N 53/2011, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно является надлежащим доказательством по делу.
Возражения департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области относительно ссылки эксперта в заключении экспертизы N 53/2011 на Методические рекомендации являются несостоятельными, поскольку согласно письменным пояснениям эксперта данная ссылка является лишь дополнением выводов эксперта, с учетом того, что документ носит рекомендательный характер.
Ссылка департамента на неправомерное применение экспертом СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" несостоятельна, поскольку требования указанных СНиП (действующие на момент возникновения спорных правоотношений) являются обязательными при проектировании городских и сельских поселений и подлежат применению в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имуществах; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание возражение департамента относительно применения в расчете такого показателя, как площадь озеленения на 1 человека в соответствии с п. 2.2.3 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207 "Планировка и застройка городов и иных населенных пунктов Смоленской области", поскольку противоречит содержанию п. 2.11 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В возражениях департамент ссылается на то обстоятельство, что вывод эксперта о том, что площадь испрашиваемого земельного участка является достаточной для размещения всех элементов придомовой территории, не подтверждается расчетами.
Данная ссылка департамента отклоняется, поскольку противоречит содержанию заключения, в котором имеется графическая часть (Приложение N 1) с изображением всех элементов придомовой территории в масштабе на земельном участке, что подтверждает их вместимость на нем, а соответствующие расчеты указаны в экспертном заключении.
Ссылка департамента на достаточный размер площади (650 кв.м) испрашиваемого земельного участка для размещения спорного объекта является несостоятельной, так как подобное исследование не входило в круг вопросов, поставленных перед экспертом при исследовании.
С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изложенные в письмах администрации г. Смоленска обстоятельства не могут служить основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены документально.
При таких обстоятельствах действия администрации г. Смоленска по отказу предпринимателю в выборе земельного участка, изложенному в письме от 20.12.2010 N 6-7635, являются незаконными.
В этой связи довод апеллянта о том, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц при согласовании заявителю актов выбора земельного участка, при отсутствии надлежащих доказательств указанного факта, является правомерным и подлежит удовлетворению.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.03.2011 подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судебный акт принят в пользу ИП Возовика В.М., судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 300 руб., а также расходы по оплате стоимости услуг по проведению судебной экспертизы в размере 20 000 руб. подлежат взысканию с администрации г. Смоленска.
Руководствуясь ст.ст. 101, 106, 110, п. 2 ст. 269, п. 1,3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.03.2011 по делу N А62-6352/2010 отменить.
Признать незаконными действия администрации г. Смоленска, выразившиеся в отказе индивидуальному предпринимателю Возовику Василию Михайловичу согласования акта выбора земельного участка предположительной площадью 650 кв.м по ул. Николаева, возле д. 47 и школы N 26 для размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, изложенному в письме от 20.12.2010 N 6-7635, как не соответствующие требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию г. Смоленска согласовать акт выбора земельного участка по ул. Николаева в районе д. 47 и школы N 26, предполагаемой площадью 650 кв.м, и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте-плане территории.
Разместить в средствах массовой информации информационное сообщение о возможном предоставлении названного земельного участка.
Взыскать с администрации г. Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, ОГРН 1026701449719) в пользу индивидуального предпринимателя Возовика Василия Михайловича (214000, г. Смоленск, ул. Михайловская, д. 10, ИНН 673100046870, ОГРН 304673112800271) судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 300 руб., а также расходы по оплате стоимости услуг по проведению судебной экспертизы в размере 20 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6352/2010
Истец: ИП Возовик В.М., Предстввитель Возовика - Лысенко Т.В.
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений города Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2092/11