г. Томск |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А03-8391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "07" декабря 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей : Л.И. Ждановой, О.А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика (заинтересованного лица) : без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Индивидуального
предпринимателя Храброго Михаила Михайловича
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 15.09.2011 года по делу N А03-8391/2011 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Храброго Михаила Михайловича
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Алейске и Алейском районе Алтайского края об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Храбрый Михаил Михайлович (658130, Алтайский край, город Алейск, улица Ширшова, 1, 4, ОГРНИП 304220116300036) (далее по тексту - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления N 03200190004665 от 25.04.2011 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуальных предпринимателей).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2011 года по делу N А03-8391/2011 постановление Управления N 03200190004665 от 25.04.2011 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Предпринимателя признано соответствующим Федеральному закону N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В удовлетворении требования заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2011 года по делу N А03-8391/2011 полностью и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным постановление Управления N 03200190004665 от 25.04.2011 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Предпринимателя.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ИП Храбрый М.М. к началу судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Предпринимателя и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон N 4468-1) с 14 января 1995 года М.М. Храброму назначена пенсия по инвалидности.
Постановлением администрации г. Алейска от 29.01.1996 года N 30 Храбрый Михаил Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 304220116300036.
25 апреля 2011 года Управлением вынесено постановление N 03200190004665 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Предпринимателя в следующем размере: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 10 608, 67 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 392 руб. и начисленная на нее пеня в размере 216,67 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 583,47 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 571,56 руб. и начисленная нее пеня в размере 11,91 руб.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1 060,87 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 039,2 руб. и начисленная на нее пеня в размере 21,67 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд первой инстанции.
Отказывая Предпринимателю заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным решения Управления требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие данного решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма права содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального
законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни Федеральный закон N 167-ФЗ не содержат исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, для такой категории лиц, как военные пенсионеры.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался нормами Федеральных законов N 167-ФЗ, N 212-ФЗ, N 166-ФЗ, Закона N 4468-1 и обоснованно пришел к выводу о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование и взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и в сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
На основании статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 года N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 года N 7-П, от 23.12.1999 года N 18-П, от 03.06.2004 года N 11-П, от 23.12.2004 года N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года N 223-О основано на нормах права, действовавших в период его принятия Судом. В связи с этим приведенные нормы и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть применены к правоотношениям по настоящему делу как возникшим после вступления в законную силу с 01.01.2010 года Федерального закона N 212-ФЗ. который не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Как установлено положениями части 4 статьи 7 Закона N 4468-1, лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая выше изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы не только в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и в фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Ссылку подателя жалобы на то, что постановление Управлением вынесено без соблюдения процедуры камеральной проверки, а также без вынесения соответствующего решения суд апелляционной инстанции считает несостоятельной в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, недоимка Предпринимателя по уплате страховых взносов обнаружена в результате камеральной проверки представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме РСВ от 28.02.2011 года.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных данным Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
В силу положений, закрепленных в части 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Таким документом в рассматриваемом деле является Справка о выявлении недоимки у Предпринимателя, как плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР, утвержденная приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 года N 957н.
Поскольку по результатам камеральной проверки Предпринимателя выявлена недоимка, Управлением составлена справка о выявлении недоимки от 18.03.2011 года.
Как установлено материалами дела, требование об уплате недоимки от 21.03.2011 года N 03200140038672 направлено Предпринимателю 21.03.2011 года заказным письмом, в установленный законом срок.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (части 2, 6, 7 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2010, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение организации о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Федерального законаN 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам вынесение какого-либо решения не требуется.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, сделал правильный вывод о правомерном вынесении Управлением Пенсионного фонда 25.04.2011 г. оспариваемого постановления, которое было направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
С учетом изложенного, при рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ ненормативный акт оценивается судом по тем основаниям, по которым он вынесен соответствующим органом или лицом, и которые не только положены в основу акта, но и приведены в его содержании, то есть те основания, которые не приведены в оспариваемом акте, не могут быть расценены судом в качестве оснований для его принятия в силу указанных статей.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятие доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2011 года по делу N А03-8391/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8391/2011
Истец: Храбрый Михаил Михайлович
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9432/11