г. Самара |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А65-16461/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2011 года по делу N А65-16461/2011 (судья Кириллов А.Е.), по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N25 "Аленушка" (ИНН 1620005441, ОГРН 1021606756874), Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Осиново,
к Отделу государственного пожарного надзора УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе, Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" (далее - МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Отдела государственного пожарного надзора УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе (далее - ОГПН УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе, административный орган) от 04.07.2011 N 0326-2011-0589 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2011 МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" отказано в удовлетворении заявленных требований.
МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, просит отменить решение суда от 11.10.2011, принять по делу новый судебный акт.
ОГПН УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 11.10.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, по факту нарушений МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" требований пожарной безопасности (пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01 - 03), пункт 6.8.19 СП 2.13130.2009; пункты 1,2,3 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ) - двери в гладильную, в помещение для приема белья, вентиляционную камеру не противопожарные, с пределом огнестойкости EI 30; пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.2.12 СП 1.13130.2009 - спальные помещения групповых ячеек N5,11,8 на первом этаже, групповых ячеек N2,3,7,10 на втором этаже не обеспечены дополнительным эвакуационным выходом; пункт 6 статьи 134 Закона N123-ФЗ - покрытие пола на путях эвакуации выполнено горючими материалами (линолеум); пункт 4 статьи 82 Закона N123-ФЗ - отсутствуют устройства защитного отключения электроснабжения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников; подпункт 3 пункта16 ППБ 01-03, ГОСТР 12.2.143-2009 - план эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствует ГОСТР 12.2.143-2009; пункт 14.4 СП 5.13130.2009 - детский сад не оборудован каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть), административным органом составлены акт проверки от 27.06.2011 N169, протокол об административном правонарушении от 27.06.2011 N0326-2011-0589, вынесено постановление от 04.07.2011 N0326-2011-0589 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
ППБ 01 - 03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 1 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
В соответствии с пунктом 5.2.12 Свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 14.4 Свод правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС РФ т 25.03.2009 N 175, в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.
Проектной документацией должен быть определен получатель извещения о пожаре для обеспечения выполнения задач в соответствии с разделом 17.
На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений "Внимание", "Пожар" и прочее.
Факт нарушения заявителем вышеуказанных требований пожарной безопасности установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, вина заявителя подтверждается актом проверки от 27.06.2011 N 169, протоколом об административном правонарушении от 27.06.2011 N 0326-2011-0589, другими материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 25 "Аленушка" состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено заявителю по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы заявителя об отсутствии финансирования работ, необходимых для приведения здания учреждения в соответствие с пожарными требованиями, о частичном устранении выявленных нарушений, являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов и выводов суда первой инстанции арбитражный апелляционный суд не находит.
Довод апелляционной жалобы заявителя об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности, со ссылками на письмо Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 22.06.2011 N 968-2-2-16 об исключении из выданных предписаний некоторых мероприятий, относящихся к периоду проектирования, строительства или реконструкции объектов, не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку материалами дела подтверждается нарушение заявителем иных требований пожарной безопасности, соблюдение которых не ставится в зависимость от конструктивных особенностей зданий старой постройки.
Арбитражный апелляционный суд отмечает также, что ссылки на вышеуказанное письмо Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 22.06.2011 N 968-2-2-16 документально материалами настоящего дела не подтверждены.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа, судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2011 года по делу N А65-16461/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16461/2011
Истец: МДОУ "Детский сад комбинированного вида N25 "Аленушка", Зеленодольский район, с. Осиново
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Отдел Государственного пожарного надзора УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе, г. Зеленодольск
Третье лицо: Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань