г. Красноярск |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А33-12360/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от Агентства лесной отрасли Красноярского края (ответчика) - Клюева А.И., представителя по доверенности от 3 ноября 2011 года;
от государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (истца) - Сергиенко И.А., представителя по доверенности от 7 февраля 2011 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" сентября 2011 года по делу N А33-12360/2011, принятое судьей Сазонцевым С.В.,
установил:
государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ИНН 2465245021; ОГРН 1102468052532; далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Агентству лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986; ОГРН 1072466002091, далее также ответчик) о внесении изменений в техническое задание на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края, дополнив техническое задание к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191 пунктом 4.2 в следующей редакции: наименование работ - выборочные санитарные рубки, место проведения работ - Кононовское участковое лесничество, квартал, выдел - квартал 1 выдел 6, 7, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 27, квартал 39 выдел 2, 3, 5, 10, 14, квартал 55 выдел 3, 4, 13, 17, квартал 50 выдел 5, 7, 23, квартал 13 выдел 10, 12, квартал 64 выдел 16, квартал 51 выдел 15, 16, квартал 53 выдел 5) Сухобузимское участковое лесничество (квартал 26), ед. изм - га, объем работ - 500, сроки выполнения работ - в соответствии с Правилами заготовки древесины утвержденными Приказом МПР РФ от 16.07.2007 года N 184, стоимость работ - финансирование не предусмотрено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для изменения условий заключенного сторонами государственного контракта, поскольку фактически воля истца направлена на увеличение объема работ.
Не согласившись с данным судебным актом, государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2011 года по делу N 12360/2011 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению истца, судом не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения решения, и неправильно применены нормы материального права.
Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" установлено, что при размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, указываемые требования в конкурсной документации или документации об аукционе, определяются исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков). Согласно главе 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" формирование технического задания к государственным контрактам на выполнение комплекса работ по охране защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины производится на основании лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Кроме того, на основании пункта 2 названного приказа размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка.
Согласно лесохозяйственному регламенту Сухобузимского лесничества (табл. N 16) ежегодный допустимый объем изъятия древесины путем выборочных санитарных рубок составляет 626,7 га. Представленными в дело актом проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков от 16 июня 2011 года и листом сигнализации от 5 июля 2011 года подтверждается необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые необходимы для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.
В нарушение главы 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" техническое задание по лоту "Выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству работ с одновременной продажей лесных насаждений на территории Сухобузимского лесничества" отсутствуют санитарно-оздоровительные мероприятия, предусматривающие проведение выборочных санитарных рубок. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2011 года апелляционная жалоба государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29 ноября 2011 года.
В судебном заседании представители сторон заявили об утверждении мирового соглашения о включении пункта 4.2 в техническое задание к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191.
Рассмотрев заявление сторон об утверждении мирового соглашения, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении в виду следующего.
Согласно части 4 статьи 49, части 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса.
При этом, в силу части 3 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции представленное сторонами мировое заключение противоречит закону. По смыслу норм статьи 49 и главы 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации утверждение арбитражным судом мирового соглашения возможно только в том случае, если заявленные истцом требования могли быть удовлетворены судом исходя из предмета заявленных истцом требований и избранного истцом способа защиты. Однако, заявленные истцом в рамках настоящего дела требования не могут быть удовлетворены в силу прямого указания закона, в связи с чем суд апелляционной инстанции не вправе утвердить мировое соглашение между истцом и ответчиком и тем самым придать обязательную силу соглашению сторон, противоречащему закону.
В соответствии с частью 5 статьи 49, частью 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика согласился с доводами истца о необходимости включения выборочных санитарных рубок в перечень работ, выполняемых по государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
19 июля 2011 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (заказчик) и государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (подрядчик) в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 6 июля 2011 года N ЭА 934/11 подписан государственный контракт N 2011.16191 на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края (т.1, л.д. 16), в соответствии с пунктом 1.1. которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - работы), расположенных на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края, за исключением территории, на которой выполнение обязательств по охране, защите, воспроизводству лесов возложено на лиц, использующих леса (далее - на территории лесничества), а заказчик обязуется оплатить выполненные подрядчиком работы. Содержание и объемы работ, а также требования к выполнению работ, определяются в Техническом задании, согласно Приложению N 1, являющимся неотъемлемой частью контракта.
В материалы дела представлено Техническое задание по лоту N "Выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на территории Сухобузимского лесничества" (Приложение N 1 к контракту, т.1, л.д. 21), в Разделе 4 которого ("Санитарные мероприятия и мероприятия по уходу за лесом") указаны работы - Проходные рубки.
Согласно акту проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков Кононовского участкового лесничества КГБУ Сухобузимского лесничества Агентства лесной отрасли Красноярского края от 16 июня 2011 года (т.1, л.д. 27) установлена необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые необходимы для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений (выборочно-санитарные рубки) на площади 140,6 га (квартал 1 выдел 6, 7, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 27).
В соответствии с листом сигнализации от 5 июля 2011 года (т.1, л.д. 33) на территории Кононовского участкового лесничества КГБУ Сухобузимского лесничества выявлены лесные участки (квартал 39 выдел 2, 3, 5, 10, 14, квартал 55 выдел 3, 4, 13, 17, квартал 50 выдел 5.7,23, квартал 13 выдел 10,12, квартал 64 выдел 16, квартал 51 выдел 15, 16, квартал 53 выдел 5) Сухобузимского участкового лесничества квартал 26, поврежденные вредителями и болезнями леса, требующие проведения санитарного обследования с назначением санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочно-санитарные рубки) на площади 359,4 га.
Письмом от 27 июля 2011 года N 20/л-6083 (т.1, л.д. 34) Агентство лесной отрасли Красноярского края разрешило краевому государственному учреждению "Сухобузимское лесничество" провести выборочные санитарные рубки.
Согласно письму краевого государственного бюджетного учреждения "Сухобузимское лесничество" от 7 сентября 2011 года (т.1, л.д. 36) в техническое задание к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191 ошибочно не включены выборочные санитарные рубки место проведения работ - Кононовское участковое лесничество (квартал 1 выдел 6, 7, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 27, квартал 39 выдел 2, 3, 5, 10, 14, квартал 55 выдел 3, 4, 13, 17, квартал 50 выдел 5, 7, 23, квартал 13 выдел 10, 12, квартал 64 выдел 16, квартал 51 выдел 15, 16, квартал 53 выдел 5), Сухобузимское участковое лесничество (квартал 26).
Письмом от 4 июля 2011 года истец обратился к ответчику с предложением заключить дополнительное соглашение к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191 и внести изменения в техническое задание, дополнив внесением наименования работ - выборочные санитарные рубки.
Поскольку в Техническом задании по лоту N "Выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на территории Сухобузимского лесничества" (Приложение N 1 к контракту) отсутствуют санитарно-оздоровительные мероприятия, предусматривающие проведение выборочных санитарных рубок, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 5, 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем прекращения или изменения правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу приведенных выше норм, изменение договора по решению суда возможно лишь в том случае, когда изменение возникшего между сторонами обязательства не запрещено законом, а единственным, по сути, препятствием к внесению изменений в договор является отсутствие согласованной воли сторон по поводу внесения изменений в договор.
В настоящем деле истец просит о внесении изменений в техническое задание на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края путем включения в техническое задание к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191 пункта 4.2, предусматривающего проведение выборочных санитарных рубок.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что 19 июля 2011 года между сторонами был заключен государственный контракт N 2011.16191 на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края, который по своей правовой природе является договором подряда.
Правоотношения по заключенному сторонами государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191 регулируются не только параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 10 указанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
Следовательно, действующим законодательством не допускается изменение условий государственного контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 указанной выше статьи.
Обратившись в арбитражный суд с настоящим иском в связи с ошибочным не включением в Техническое задание к контракту выборочных санитарных рубок, истец фактически просит изменить предмет государственного контракта путем увеличения видов работ, направленных на санитарно-оздоровительные мероприятия, предусматривающие проведение выборочных санитарных рубок. Условие контракта о предмете договора не относится к исключениям, определенным в частях 6 - 6.6 и 8.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В свою очередь, в силу части 3 статьи 38 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе.
Заключенный между сторонами контракт соответствует конкурсной документации. Заключая государственный контракт, истец соглашался с видами и объемами работ, указанными в Техническом задании.
В таком случае у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований. Арбитражный суд не вправе заменить своим решением порядок заключения государственного контракта, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентирует порядок изменения договора и является общей нормой, относящейся к заключаемым сторонами договорам, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку истца на неё.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" о внесении изменений в техническое задание на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Сухобузимского лесничества Красноярского края, дополнив техническое задание к государственному контракту от 19 июля 2011 года N 2011.16191.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" сентября 2011 года по делу N А33-12360/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12360/2011
Истец: ГП КК "Красноярское управление лесами"
Ответчик: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5193/11