г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А21-3439/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.В. Жиляевой
судей Я.В. Баркановой, И.А. Сериковой
при ведении протокола судебного заседания: М.И. Иноземцевой
при участии:
от заявителя: Н.В. Шутихиной по доверенности от 17.11.11
от ответчика: С.В. Смирнова по доверенности от 04.07.11
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18601/2011) Администрации ГО "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2011 по делу N А21-3439/2011 (судья И.Л. Гурьева), принятое по заявлению
ООО "Западный терминал"
к Администрации ГО "Город Калининград"
3-е лицо: 1 - Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, 2 - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, 3 - ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Западный терминал" (далее - ООО "Западный терминал", 236006, г. Калининград, Московский пр., д. 171А, ОГРН 1033902830719) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, 236000, г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами
39:15:132901:49; 39:15:132901:50; 39:15:132901:51; 39:15:132901:52;
39:15:132901:53; 39:15:132901:54; 39:15:132901:55; 39:15:132901:56;
39:15:132901:57; 39:15:132901:58; 39:15:132901:59; 39:15:132901:60;
39:15:132901:61; 39:15:132901:62; 39:15:132901:63; 39:15:132901:64;
39:15:132901:65; 39:15:132901:66; 39:15:132901:67; 39:15:132901:68;
39:15:132901:69; 39:15:132901:70; 39:15:132901:71; 39:15:132901:72;
39:15:132901:73; 39:15:132901:74; 39:15:132608:33; 39:15:132608:34;
39:15:132608:35; 39:15:132608:36; 39:15:132608:37; 39:15:132512:44;
39:15:132512:45; 39:15:132512:46; 39:15:132512:47; 39:15:132801:43;
39:15:132801:44; 39:15:132801:45; 39:15:132801:46; 39:15:132801:47,
предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ул. Литовский вал - ул. Ю. Гагарина - ул. Малоярославская - ул. Стрелецкая в Ленинградском районе.
Заявитель также просил суд обязать Администрацию принять решение о предоставлении ООО "Западный терминал" указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление Роспотребнадзора), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра) и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Решением суда от 25.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит решение суда от 25.07.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что у Администрации не имеется оснований для предоставления участков, поскольку отсутствует договор аренды под комплексное освоение, а также не откорректированы сведения градостроительных регламентов Правил землепользования.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Западный терминал" против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с положениями части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между мэрией города Калининграда (правопредшественник Администрации) и ООО "Западный терминал" заключен договор от 03.05.2005 N 20 на реализацию инвестиционного проекта на территории г. Калининграда в границах ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - граница городской черты в Ленинградском районе (далее - Договор). Предметом Договора являлась реализация инвестиционного проекта по развитию и реновации территории жилого района "Восток - 2", а также продолжение и развитие градостроительных отношений по застройке жилого района "Восток - 2", которые возникли на основании постановления мэра города Калининграда от 10.11.2003 N 2615 "О разработке проекта планировки, межевания и застройки" с изменениями, внесенными постановлением мэра города Калининграда от 22.06.2004 N 1545.
В соответствии с условиями Договора мэрия предоставляет ООО "Западный терминал" земельные участки для строительства в аренду с предварительным согласованием мест размещения под инвестиционные объекты, а ООО "Западный терминал" выполняет работы согласно Договору.
Мэром города Калининграда принято постановление от 24.11.2006 N 2750 "Об утверждении проектной документации "г. Калининград. Восточный жилой район - П. Проект планировки территории и инженерного обеспечения в границах ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - граница городской черты в Ленинградском районе", которым утвержден 1 этап проектной документации.
Письмом от 13.02.2007 ООО "Западный терминал" отказано в предварительном согласовании места размещения жилых кварталов, детских дошкольных, школьных учреждений, объектов обслуживания, досуга в районе ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - ул. Малоярославской - ул. Стрелецкой - Московского проспекта - ул. Молодой гвардии в Ленинградском районе на основании акта от 15.12.2006 N 17962 выбора земельного участка и постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2007 по делу А21-2138/2007 действия мэрии признаны незаконными, суд обязал ответчика принять решения о предоставлении ООО "Западный терминал" земельного участка общей площадью 81,9760 га, расположенного в границах ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - ул. Малоярославской - ул. Стрелецкой в Ленинградском районе г. Калининграда для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
На основании решения суда от 03.08.2007 постановлением главы города Калининграда - мэра города от 24.10 2007 N 2403 ООО "Западный терминал" предоставлен в аренду сроком на 9 месяцев земельный участок общей площадью 81,9760 га, расположенный в границах ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - ул. Малоярославская - ул. Стрелецкая в Ленинградском районе г. Калининграда для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Договор аренды между Администрацией и ООО "Западный терминал" не подписан, поскольку стороны не пришли к соглашению о его условиях.
Постановлением главы города Калининграда от 29.04.2009 N 627 утвержден проект межевания территории в границах красных линий ул. Литовский Вал - ул. Ю. Гагарина - ул. Малоярославская - ул. Стрелецкая в Ленинградском районе г. Калининграда, на основании которого ООО "Западный терминал" осуществило действия, направленные на реализацию государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ранее предоставленного земельного участка, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (39:15:132901:49; 39:15:132901:50; 39:15:132901:51; 39:15:132901:52; 39:15:132901:53; 39:15:132901:54; 39:15:132901:55; 39:15:132901:56; 39:15:132901:57; 39:15:132901:58; 39:15:132901:59; 39:15:132901:60; 39:15:132901:61; 39:15:132901:62; 39:15:132901:63; 39:15:132901:64; 39:15:132901:65; 39:15:132901:66; 39:15:132901:67; 39:15:132901:68; 39:15:132901:69; 39:15:132901:70; 39:15:132901:71; 39:15:132901:72; 39:15:132901:73; 39:15:132901:74; 39:15:132608:33; 39:15:132608:34; 39:15:132608:35; 39:15:132608:36; 39:15:132608:37; 39:15:132512:44; 39:15:132512:45; 39:15:132512:46; 39:15:132512:47; 39:15:132801:43; 39:15:132801:44; 39:15:132801:45; 39:15:132801:46; 39:15:132801:47).
ООО "Западный терминал" обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков исх. N 02-03/028 от 10.07.09 г., исх. N 02-03/030 от 30.07.09 г. (том 2, листы дела 128-132).
Не получив ответа, считая бездействие Администрации незаконным, нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Западный терминал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии счастью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендатор земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, до истечения срока, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ранее предоставленного земельного участка, имеет преимущественное право заключить договоры аренды указанных земельных участков.
Судом установлено, что документация по планировке рассматриваемой территории утверждена в установленном порядке, произведен государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ранее предоставленного земельного участка.
Поскольку приостановление выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на 2 из 40 земельных участков вызвано бездействием Администрации по подготовке материалов по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29.06.2009 N 146, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации нарушает права и законные интересы ООО "Западный терминал" и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Заслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не определил характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство, а также о нарушении судом норм процессуального права, материалами дела не подтверждаются.
Податель апелляционной жалобы указывает, что заявителю постановлением Главы города Калининграда - мэра города от 24.10.2007 N 2403 был предоставлен в аренду сроком на 9 месяцев с момента заключения договора аренды земельный участок площадью 81,9760 га в границах ул. Литовский вал - Ю.Гагарина - Малоярославская - Стрелецкая для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно пункту 3 указанного постановления, оно является основанием для преимущественного права на заключение договоров аренды земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет в соответствии с проектами планировки и межевания, при условии выполнения п.п.2.1-2.6 данного постановления до окончания срока аренды земельного участка, предоставленного для комплексного освоения. Указанный договор между Администрацией и ООО "Западный терминал" не был подписан, поскольку стороны не пришли к соглашению о его условиях.
Вместе с тем, податель жалобы не отрицает, что сторонами фактически осуществлялись действия по комплексному освоению в целях жилищного строительства, в частности, ООО "Западный терминал" осуществил подготовку документации по планировке территории, а Администрация утвердила ее постановлениями Главы города Калининграда-мэра города от 24.11.2006 N 2750 и от 29.04.2009 г. N 627.
Постановление Главы города Калининграда - мэра города от 24.10.2007 N 2403 о предоставлении в аренду земельного участка в целях комплексного освоения не отменено, не признано недействительным в установленном порядке.
ООО "Западный терминал" осуществило действия в целях государственного кадастрового учета 40 земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка.
Как указано судом первой инстанции, в силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендатор земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, до истечения срока, указанного а абзаце одиннадцатом настоящего пункта, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ранее предоставленного земельного участка, имеет преимущественное право заключить договоры аренды указанных земельных участков. К таким договорам применяются требования, предусмотренные абзацами шестым-десятым настоящего пункта.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 статьи 30.2 Земельного кодекса РФ, которая также послужила основанием принятия постановления Главы города Калининграда - мэра города от 24.10.2007 N 2403 о предоставлении в аренду земельного участка в целях комплексного освоения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация не имела возможности принять соответствующее решение по вопросу предоставления земельных участков, поскольку для ряда указанных земельных участков было установлено разрешенное использование, которое не было предусмотрено градостроительными регламентами территориальных зон Правил землепользования и застройки, утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29.06.2009 N 146, а также в связи с непредоставлением заявителем заключений государственного органа о соответствии предполагаемого использования санитарным нормам, отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанцией.
Подготовленная ООО "Западный терминал" документация по планировке и межеванию территории, послужившая основанием для государственного кадастрового учета земельных участков, была утверждена Администрацией ранее принятия Правил землепользования и застройки, в связи с чем, обязанность по приведению ранее утвержденной документации по планировке территорий в соответствие с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки, не может возлагаться на ООО "Западный терминал".
Администрация не лишена возможности инициировать внесение изменений в сведения о государственном кадастровом учете земельных участков в части разрешенного использования либо внесение изменений в Правила землепользования и застройки с целью приведения разрешенного использования земельных участков градостроительным регламентам, с тем чтобы предоставить ООО "Западный терминал" земельные участки для строительства в соответствии с надлежаще установленными видами разрешенного использования.
Судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что к моменту вынесения обжалуемого решения пункт 3 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержавший требование о получении заключений государственного органа о соответствии предполагаемого использования санитарным нормам при предоставлении земельных участков для строительства, признан утратившим силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2011оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3439/2011
Истец: ООО "Западный терминал"
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград"
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Калининградской области, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по К/о
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7576/12
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1790/12
12.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18601/11
25.07.2011 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3439/11