г. Вологда |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А13-4017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от Негосударственного пенсионного фонда "СтальФонд" Петренко В.В. по доверенности от 11.01.2011, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Утмановой М.В. по доверенности от 30.12.2010 N 04-15/43,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 августа 2011 года по делу N А13-4017/2011 (судья Савенкова Н.В.),
установил
Негосударственный пенсионный фонд "СтальФонд" (ОГРН 1023501238144; далее - Фонд, НПФ "СтальФонд") обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 28.01.2011 N 3900, которым Фонд, как налоговый агент, привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год в отношении 3994 лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Северсталь-инфоком" (далее - ОАО "Северсталь-инфоком").
Решением суда от 31 августа 2011 года требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и ее представитель в судебном заседании просят решение суда отменить. В обоснование своей позиции ссылаются на нарушение заявителем срока представления сведений о доходах 3994 физических лиц за 2009 год.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Северсталь-инфоком" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, предметом деятельности Фонда являются негосударственное пенсионное обеспечение его участников, осуществление обязанностей страховщика по обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Осуществляя выплаты в пользу физических лиц, Фонд, как налоговый агент, в силу пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан представлять в Инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Во исполнение указанной обязанности с 25.03.2010 по 01.04.2010 НПФ "СтальФонд" сформировал и отправил по телекоммуникационным каналам связи через оператора связи - открытое акционерное общество "Северсталь-инфоком" (далее - ОАО "Северсталь-инфоком") сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год, сгруппировав в 36 реестров. Получив квитанции налогового органа о приеме отчетов и подтверждения специализированного оператора связи, Фонд посчитал свою обязанность по представлению сведений за 2009 год исполненной.
В октябре 2010 года заявителем представлена в Инспекцию уточненная справка по форме 2-НДФЛ о доходах физического лица за 2009 год, в приеме которой ответчиком отказано в связи с отсутствием первичных данных.
В результате сверки данных НПФ "СтальФонд" установлено, что 5 файлов, содержащих по 1000 справок каждый, отправленных в Инспекцию 31.03.2010 и полученных последней 01.04.2010, имели одинаковое содержание, то есть произошло замещение информации в 4 отправленных файлах.
Фондом 16.12.2010 отправлены в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи 4 файла, содержащие недостающие 4000 справок по форме 2-НДФЛ.
Посчитав, что заявителем нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 230 НК РФ для предоставления сведений о доходах 3994 физических лиц за 2009 год (6 справок не приняты Инспекцией по причине содержащихся в них ошибок), налоговый орган составил акт от 29.12.2010 N 14-21/3135 и принял решение от 28.01.2011 N 3900 о привлечении Фонда к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 99 850 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
На основании пункта 2 статьи 230 НК РФ (в редакции, действующей до 2010 года) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с разделом 6.4 Порядка заполнения и представления Справки о доходах физического лица за 2003 год, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 (действовавшим в спорный период) представление сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций осуществляется через специализированного оператора связи, выбираемого в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, и иными нормативными документами.
При представлении налоговым агентом сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций налоговый орган обязан передать налоговому агенту квитанцию об их приеме, представляющую собой полученные сведения, подписанные ЭЦП уполномоченного лица налогового агента (далее - ЭЦП налогового агента), заверенные ЭЦП уполномоченного лица налогового органа (далее - ЭЦП налогового органа).
Подготовленный файл, содержащий сведения о доходах физических лиц и подписанный ЭЦП налогового агента, отправляется в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета налогового агента.
После получения от налогового агента файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, налоговый орган выполняет следующие действия: проверяет подлинность ЭЦП налогового агента; проводит автоматизированный контроль файла, содержащего сведения о доходах физических лиц, средствами поддержки электронного документооборота в части полноты реквизитов и правильности формата их заполнения и формирует протокол приема сведений о доходах физических лиц за 2003 год, представленных с использованием средств телекоммуникаций в соответствии с п. 6.4.1 данного Приложения; направляет налоговому агенту Протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, подписанные ЭЦП налогового органа.
Протокол приема сведений, а также файл, содержащий не прошедшие контроль сведения, заверенные ЭЦП налогового агента, возвращаются налоговым агентом в налоговый орган и после подтверждения подлинности ЭЦП налогового агента сохраняются в архиве налогового органа.
Датой представления сведений о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций является дата их отправки, зафиксированная специализированным оператором связи. При этом принятыми считаются сведения, прошедшие контроль.
Как следует из материалов дела, между НПФ "СтальФонд" и ОАО "Северсталь-инфоком" заключен договор от 03.02.2006 N 0006 на оказание услуг специализированного оператора связи, включая услуги по организации и функционированию информационного обмена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Фондом 31.03.2010 сформированы XML-файлы: ДОХОД_2НДФЛ_3528_3528052620352801001-0100331_с11192d5-751D-4228-A04C-704B CE52AF45.xml, ДОХОД_2НДФЛ_3528_3528052620352801001-20100331_0AEF8136-A9B7-4FBD-995D-118 D2686677F.xml, ДОХОД_2НДФЛ_3528_3528052620352801001-20100331_4C33B2DB_3AD0-4881-9286-D2A 81B74154C.xml, ДОХОД_2НДФЛ_3528_3528052620352801001-20100331_0F8BB91E-52D8-434A-9247-D39 F2424C177.xml, ДОХОД_2НДФЛ_3528_3528052620352801001-20100331_9F80D69B-3B0B-4DFF-B1F9-0E1 87A28A765.xml и переданы специализированному оператору связи - ОАО "Северсталь-инфоком" с использованием сертифицированной программы "Контур-Экстерн".
Материалами дела подтверждается получение Фондом квитанций Инспекции об успешном приеме спорных файлов и подтверждений специализированного оператора связи. В соответствии с актом технической экспертизы ОАО "Северсталь-инфоком" от 17.08.2011 названные реестры сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2009 год направлены НПФ "СтальФонд" в налоговый орган 31.03.2010, файлы получены, ошибки в файлах отсутствуют, формирование пакетов документов успешно завершено. Согласно предъявленным Фондом "скриншотам" состояния документа по программе отправки отчетности "Контур-Экстерн" спорным файлам присвоено состояние "отчет проверен контролирующим органом: получен протокол контроля. Передача отчета завершена".
Доказательств, свидетельствующих об отправке в адрес НПФ "СтальФонд" "отрицательных" протоколов приема сведений, а также файлов, содержащих не прошедшие контроль сведения, налоговым органом в материалы дела не представлено.
Инспекцией при привлечении НПФ "СтальФонд" к налоговой ответственности не установлено, на какой стадии формирования, передачи, приема электронного сообщения возникла ошибка, послужившая причиной того, что файл с информацией продублировался, обстоятельства, связанные с наличием вины Фонда в совершении правонарушения, не выяснялись, а оспариваемое решение принято в отсутствие соответствующих доказательств.
Так, согласно письму ОАО "Северсталь-инфоком" от 15.02.2011 дублирование информации в файлах произошло не по вине Фонда, а из-за технических неполадок, причину которых установить невозможно ввиду большого количества времени, прошедшего с момента отправки. В судебном заседании 31.08.2011 представители ОАО "Северсталь-инфоком" пояснили, что ошибка в формировании файлов могла произойти как по вине должностных лиц общества, так и по причине технического сбоя программы, возможность установления причины дублирования содержания файлов в настоящий момент отсутствует. От назначения судебной экспертизы на предмет установления вины должностных лиц фонда в предоставлении некорректных сведений по предложению суда представители Инспекции в судебном заседании 31.08.2011 отказались.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 НК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 108 названного Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, лежит на налоговых органах.
Статья 109 НК РФ предусматривает обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в числе которых - отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по правильному формированию файла исполнена НПФ "СтальФонд" ненадлежащим образом, что привело к несвоевременному предоставлению сведений о доходах 3994 физических лиц за 2009 год.
Доказательств того, что ошибка, послужившая причиной того, что файл с информацией продублировался, произошла по вине сотрудников Фонда налоговым органом не приведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности вины НПФ "СтальФонд" в допущенном правонарушении и удовлетворил требования Фонда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 августа 2011 года по делу N А13-4017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4017/2011
Истец: НПФ "СтальФонд"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N12 по Вологодской области
Третье лицо: ОАО "Северсталь-инфоком"