г. Владивосток |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А51-11788/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Е.Л. Сидорович, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Дачного некоммерческого товарищества "Акварель":Ермоленских И.В. по доверенности от 25.02.2011 сроком действия по 31.12.2011, паспорт;
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - извещен, представителя не направил;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-8027/2011
на решение от 30.09.2011
судьи Л.П. Нестеренко по делу N А51-11788/2011 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Акварель" (ИНН 25390110011, ОГРН 1112539001079) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
ДНТ "Акварель" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14626 в предоставлении в аренду земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 240 000 кв.м., расположенных в районе б/о "Утес" в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, и об обязании ответчика направить заявление ДНТ "Акварель" в орган местного самоуправления (Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока) для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, издать распоряжение о предоставлении земельных участков ДНТ "Акварель" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка (с учетом уточнения ДНТ "Акварель" заявленных требований, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 30.09.2011 отказ департамента от 16.008.2011 признан незаконным, департамент обязали направить заявление товарищества в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, в остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края считает его незаконным и подлежащим отмене. Заявитель жалобы считает, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда и что департамент представил все сведения отнесения испрашиваемых товариществом участков в состав земельного фонда. В связи с чем, полагает, что отказ департамента законен, поскольку представление участков на землях лесного фонда противоречит требованиям закона. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, при предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства нормы статьи 34 ЗК РФ применению не подлежат. Департамент также указывает на необходимость предоставления списка членов товарищества, что не было сделано ДНТ "Акварель". Площадь испрашиваемых земельных участков 150 000 кв.м. и 240 000 кв.м., по мнению заявителя жалобы, является завышенной и не обоснованной.
Товарищество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы департамента возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В марте 2011 ДНТ "Акварель" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в районе с/т "Орбита" и б/о "Утес" площадью 15 га и 24 га соответственно для целей, не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).
Впоследствии заявитель направил ответчику письмо о выявленной ошибке в заявлении N 29-6307, указав, что оба земельных участка расположены в районе б/о "Утес" в г. Владивостоке.
Письмом от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14626 Департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав, что испрашиваемые участки находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 14 части выдела 8, квартал 15 части выделов 3, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 34, квартал 24 части выделов 1, 3, 4, 6, 7 Лазурного участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - лесопарковая зона) и не относятся к фонду перераспределения земель, Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов, а также сославшись на непредставление Товариществом списка членов ДНТ, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду и подписанного всеми членами некоммерческого объединения.
ДНТ "Акварель" посчитало, что решение об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило данное решение в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
Согласно пунктам 3-4 Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, рассмотрев заявление ДНТ "Акварель" о предоставлении в аренду земельных участков площадью 150 000 кв.м. и 240 000 кв.м., расположенных в районе б/о "Утес" в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, письмом от 16.08.2011 N 29/06/02-14/14626 отказал в предоставлении испрашиваемых участков, сославшись на нахождение земельных участков на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, на непредоставление товариществом списка членов дачного товарищества и оригинала протокола общего собрания членов ДНТ "Акварель", закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка, подписанного всеми членами данного объединения, а также указав, что испрашиваемые земельные участки не отнесены к фонду перераспределения земель.
Апелляционная коллегия, как и суд первой инстанции, считает, что у департамента в рассматриваемом случае не имелось правовых оснований для отказа товариществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу части 2 статьи 83 кодекса границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.
Границы населённого пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, в границах населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, испрашиваемые Товариществом земельные участки входят в состав земель населённых пунктов, а не земель лесного фонда.
Из Схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 07.04.2011 N 287 и N 286 испрашиваемые земельные участки ориентировочной площадью 150 000 кв.м. и 240 000 кв.м. расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует об их отнесении к землям населённых пунктов.
Более того, ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для этой зоны (пункт 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462,). Напротив, размещение городских лесов предусмотрено в рекреационной зоне Р-1.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых товариществом земельных участков по данному основанию.
Довод департамента, изложенный в оспариваемом отказе, о невозможности предоставления испрашиваемым земельных участков, в связи тем, что земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, Пятым арбитражный судом отклоняется в силу следующего.
Из статьи 80 Земельного кодекса РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 ЗК РФ).
Суд первой инстанции верно указал, что Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что иное толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Ссылка департамента на необоснованность площадей испрашиваемых земельных участков, на непредставление заявителем списка членов кооператива, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов кооператива, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельных участков в аренду, подписанного всеми членами такого объединения, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанная на нормах права, поскольку предоставление указанных документов законом не предусмотрено.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании указанных норма права и фактических обстоятельств дела, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, их использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля Приморского края правомочен распоряжаться ими, не имел законных оснований для отказа в предоставлении их в аренду ДНТ "Акварель" и обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельных участков и утверждения их границ на кадастровом плане территории.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для возложения на ответчика обязанности издать распоряжение о предоставлении земельных участков ДНТ "Акварель" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка не имеется, поскольку данные действия непосредственно не связаны с предметом спора и должны быть совершены на этапе, следующем за этапом формирования земельного участка.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2011 по делу N А51-11788/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11788/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Акварель"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края