г. Вологда |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А05-5389/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2011 года по делу N А05-5389/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
предприниматель Булыгина Ольга Николаевна (ОГРНИП 304290132100198; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725; далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:22:040214:37, площадью 1729+/-15 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилого здания по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, проезд Первый, д. 13, и возложении на Территориальное управление обязанности устранить допущенное нарушение прав путем принятия решения о предоставлении земельного участка, подготовки и направления проекта договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание административно-бытового корпуса, расположенное по адресу г. Архангельск, округ Октябрьский, прз. Первый, д. 13, Кузнечихинский промузел, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2007 серии 29 АК N 150393.
Названный объект собственности расположен на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040214:37 (предыдущий номер 29:22:040214:0010), площадью 1729 кв. м, который согласно выписке из государственного земельного кадастра находится по адресу: г. Архангельск, Первый проезд, дом 13. Участок предназначен для эксплуатации здания административно-бытового корпуса, находится в государственной собственности.
Согласно распоряжению ответчика от 14 мая 2009 года N 425-р земельный участок предоставлен заявителю в аренду. Предприниматель и ответчик заключили 14 мая 2009 года договор аренды.
Булыгина О.Н. 16.12.2009 обратилась к ответчику с письмом о направлении пакетов документов на приватизацию земельных участков, в том числе с кадастровым номером 29:22:040214:37.
В письме от 09.06.2010 N 5272 Территориальное управление сообщило заявителю о направлении в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом его документов и возврате их Росимуществом на доработку, а также о том, что ответчик повторно направит документы ФАУГИ после устранения замечаний.
В письме от 24.08.2010 N ПП-10/24426 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дало ответчику поручение привести в соответствие с действующим законодательством распоряжение Территориального управления от 11.01.2008 N 12-р.
Поскольку решение по результатам рассмотрения обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие Территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что замечания ответчика относительно представленных ему документов устранены. Территориальному управлению 01.06.2011 повторно направлен пакет документов для приватизации названного земельного участка. Решение ответчиком не принято до настоящего времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу Булыгина О.Н. как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения Общества прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2011 года по делу N А05-5389/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5389/2011
Истец: ИП Булыгина Ольга Николаевна
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области