г. Саратов |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А06-4940/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (Астраханская область, с. Красный Яр)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2011 года по делу N А06-4940/2011 (судья Винник Ю.А.)
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (Астраханская область, с. Красный Яр)
к Совету муниципального образования "Килинчинский сельсовет" (Астраханская область, с. Килинчи)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N1 по Астраханской области, налоговый орган) с заявлением о взыскании с Совета муниципального образования "Килинчинский сельсовет" (далее - Совет МО "Килинчинский сельсовет", налогоплательщик) штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в размере 1000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2011 года в удовлетворении заявления налогового органа отказано.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления налогового органа. В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что Совет МО "Килинчинский сельсовет" является юридическим лицом в понятии статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в рамках статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации на него возложена обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в случае неисполнения которой он несёт ответственность по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации на общих основаниях и на равных условиях с иными участниками налоговых правоотношений. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, применение санкции, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, согласно которой размер штрафа составляет 1000 руб., не исключает обоснованности применения к налогоплательщику мер ответственности. При этом налоговый орган указывает на возможность суда снизить штраф до 100 руб., что будет соответствовать размеру санкции, действующему в спорный период.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Советом МО "Килинчинский сельсовет" не представлен.
В судебное заседание представители налогового органа и налогоплательщика не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N 92053 2, N 92054 9 о вручении почтовой корреспонденции адресатам.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 17.11.2011. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 29.07.2010 Совет МО "Килинчинский сельсовет" представил в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года, по результатам камеральной налоговой проверки которой Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области установлено, что декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года представлена налогоплательщиком после истечения установленного законом срока
Это, по мнению налогового органа, явилось нарушением подпункта 4 пункта 1 статьи 23, статей 246, 289 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное нарушение зафиксировано в акте камеральной налоговой проверки N 2161 от 25.10.2010.
30.11.2010 по результатам рассмотрения указанного акта заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области Анищенко О.Е. принято решение о привлечении Совета МО "Килинчинский сельсовет" к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 руб.
На основании данного решения в адрес Совета МО "Килинчинский сельсовет" выставлено требование от 23.12.2010 N 1308 об уплате налога в срок до 18.01.2011.
Неисполнение Советом МО "Килинчинский сельсовет" решения налогового органа в добровольном порядке явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления налогового органа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 124, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 98 от 22.12.2005, сделал выводы о том, что Совет МО "Килинчинский сельсовет" относится к публично-правовым образованиям, не является плательщиком налога на прибыль, что исключает обязанность по преставлению налоговой декларации. Кроме того, суд первой инстанции установил, что при привлечении Совета МО "Килинчинский сельсовет" к ответственности за непредставление налоговой декларации налоговый орган применил закон, не подлежащий применению.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме и определяемая в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций являются полученные доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
К муниципальным образованиям относятся городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Совет МО "Килинчинский сельсовет" является публично-правовым образованием, предпринимательскую деятельность не осуществляет, объект налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует.
Доказательств обратного судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, Совет МО "Килинчинский сельсовет" не может быть признан налогоплательщиком в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Информационного письма N 98 от 22.12.2005, следует, что публично-правовое образование не является плательщиком налога на прибыль, следовательно, при получении им доходов налог на прибыль не удерживается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Вывод суда первой инстанции об обязанности налогоплательщика представлять по месту налогового учета налоговые декларации только по тем налогам, которые подлежат уплате, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации одним из принципов налогообложения и сборов, взимаемых в Российской Федерации, является ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Налоговым правонарушением согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством срок.
Поскольку у публично-правового образования, каковым является Совет МО "Килинчинский сельсовет", отсутствует обязанность по представлению налоговой декларации, то его привлечение к налоговой ответственности неправомерно.
Вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган при привлечении Совета МО "Килинчинский сельсовет" к ответственности применил закон, не подлежащий применению, является верным.
В соответствии с частью 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
В данном случае срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года истек 28.04.2009.
Декларация представлена Советом МО "Килинчинский сельсовет" 29.07.2010.
Из решения налогового органа следует, что Совет МО "Килинчинский сельсовет" привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб. по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
С 02.09.2010 в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за непредставление налоговой декларации, действует в новой редакции, согласно которой непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ указанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования а N 229-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).
Согласно части 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, нормы статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в законную силу 02.09.2010, ухудшают положение налогоплательщиков, поскольку предусматривают ответственность в виде штрафа в большем размере по сравнению с ранее действовавшей редакцией статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что на дату совершения правонарушения (29.04.2010) и на дату представления декларации (29.07.2010) действовала статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, предусматривающая штраф в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей, то в силу части 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу следовало применить к настоящим правоотношениям статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным документам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционную жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 августа 2011 года по делу N А06-4940/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4940/2011
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Астраханской области, МИ ФНС N 1 по Астраханской области
Ответчик: Совет МО "Килинчинский сельсовет"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9099/11