г.Москва |
|
12 декабря 2011 г. |
N А40-70765/11-119-587 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.12.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Якутова Э.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2011
по делу N А40-70765/11-119-587, принятое судьей Быковой Ю.Л.,
по заявлению ООО "ПРИОР-СЕРВИС"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Незнамовой О.К. по доверенности от 01.06.2011,
представителя ответчика Осипова М.А. по доверенности от 28.02.2011,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРИОР-СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 17.03.2011 N 33-5ТО-379/11-(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка; обязании ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "ПРИОР-СЕРВИС" земельного участка площадью 0,0357 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4, а также о подготовке и направлении в адрес ООО "ПРИОР-СЕРВИС" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 0,0357 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2011, принятым по данному делу, заявленные ООО "ПРИОР-СЕРВИС" требования удовлетворены в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ст.201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ ТУ Росимущества в Московской области не соответствует ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ООО "ПРИОР-СЕРВИС" имеет право на приватизацию спорного земельного участка, исходя из того, что на нем находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности. Суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемого заявителем решения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что расчет выкупной цены испрашиваемого земельного участка должен соответствовать установленной кадастровой стоимости в кадастровом паспорте данного земельного участка, с учетом и в зависимости от его разрешенного использования. Полагает, что поскольку Департаментом было установлено несоответствие данных БТИ и разрешенного использования земельного участка, указанного в кадастровом паспорте, в письме от 17.03.2011 Обществу было рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в целях устранения указанного несоответствия.
Представитель ответчика в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что Обществом был представлен пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка в собственность. Считает, что несоответствие данных о разрешенном использовании земельного участка, указанных в предоставленном кадастровом паспорте земельного участка (административные цели), и о назначении строения (производственные цели) в документах БТИ не может являться основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Указывает, что вид разрешенного использования может быть определен на момент передачи земельного участка.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПРИОР-СЕРВИС" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое двухэтажное здание, общей площадью 824,1 кв.м., инв.N 1078/4, лит.4, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Бакунинская, д.10-12, стр.4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 77-АН 218686 от 29.04.2011, копия которого имеется в материалах дела (л.д.14).
11.03.2011 ООО "ПРИОР-СЕРВИС" в ТУ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в ЦАО в режиме "одного окна" поданы документы для оформления договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4, ранее предоставленного Обществу на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-01-021021 от 13.05.2002 для эксплуатации здания под административные цели (л.д.15).
Департамент земельных ресурсов г.Москвы письмом 17.03.2011 N 33-5ТО-379/11-(0)-1 сообщил ООО "ПРИОР-СЕРВИС" об отказе в оформлении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка (л.д.5).
При этом Департамент со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 19.10.2010 N 943-ПП, указал, что договор купли-продажи земельного участка не может быть оформлен, поскольку разрешенное использование в представленном кадастровом паспорте земельного участка (административные цели) не соответствует назначению строения (производственные цели) по данным БТИ.
Обществу указано на необходимость приведения в соответствие данных документов для оформления договора купли-продажи на испрашиваемый участок.
Считая данное решение неправомерным, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего дела установлена, исходя из того, что оспариваемое решение ответчика не соответствует закону и нарушает права и охраняемых законом интересы заявителя.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана) (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с соответствующим заявлением).
В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с соответствующим заявлением).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г.Москва
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшим в период вынесения оспариваемого письма), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач Департамент в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Общество правомерно обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:01:0003016:10.
На означенном участке расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества.
Таким образом, в силу приведенных выше норм Земельного кодекса РФ у Общества имеется исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды названного земельного участка.
Как указывалось выше, Общество обратилось в ТУ ЦАО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4, с приложением необходимого комплекта документов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (действовавшим в рассматриваемый период) утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно указанному Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В настоящем случае, как видно из материалов дела, Обществом в качестве приложения к заявлению на приватизацию земельного участка представлены все необходимые и достаточные документы в соответствии с приведенным Перечнем, позволяющие принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Довод ответчика о необходимости приведения в соответствие сведений о разрешенном использовании в представленном кадастровом паспорте земельного участка (административные цели) и назначения строения (производственные цели) по данным БТИ, нельзя признать обоснованным.
Как верно указал суд первой инстанции, сведения БТИ о технической инвентаризации объекта недвижимости не входят в перечень документов, прилагаемых к заявлению приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В настоящем случае законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе предусмотренных п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, у ответчика не имелось.
В связи с этим факт наличия несоответствия разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указанного в кадастровом паспорте, назначению здания, принадлежащего Обществу и находящегося на данном земельном участке, вопреки доводам Департамента, не препятствует предоставлению земельного участка, расположенного под зданием, в собственность.
Кроме того, в силу п.5 ст.4 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г.Москве" вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, устанавливаются в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки.
Таким образом, вид использования земельного участка устанавливается в соответствии с фактическим использованием при принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Учитывая, что спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения или запреты приватизации земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого отказа незаконным.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал ответчика восстановить нарушенные права и интересы Общества в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем принятия решения о предоставлении в собственность ООО "ПРИОР-СЕРВИС" земельного участка площадью 0,0357 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4, подготовки и направления в адрес ООО "ПРИОР-СЕРВИС" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 0,0357 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул.Бакунинская, вл.10-12, стр.4.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2011 по делу N А40-70765/11-119-587 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70765/11-119-587
Истец: ООО "Приор-Сервис"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30392/11